Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Будущее человечества (философский аспект)

  • 👀 899 просмотров
  • 📌 831 загрузка
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Будущее человечества (философский аспект)» docx
Лекция "Будущее человечества (философский аспект)" Будущее человечества (философский аспект). ПЛАН: 1. Свобода и ответственность личности. 2. Цивилизация и культура. 3. Глобальные проблемы и будущее человечества. ЛИТЕРАТУРА: 1. А.А. Радугин. Философия. Курс лекций. М., 1998, с. 249-260 2. Введение в философию. Часть 2-я. М., 1989, с. 585-619 1. Как уже отмечалось, личность - это противоречие единство общего и индивидуального, объединенности с другими людьми и отъединенности от них. С точки зрения социальной философии личность наряду с объединенными на разных основаниях группами, социальными и историческими общностями входит в число субъектов (акторов) общественной жизни и исторического процесса. Что касается человечества, то оно еще не обладает той степенью внутреннего единства, чтобы быть субъектом своей собственной истории. Исторический процесс выглядит как плохо предсказуемый процесс столкновения действий разных субъектов. В этом столкновении исторические личности играли и играют определенную роль. Согласно марксизму, эта роль не может быть решающей: прогрессивные исторические личности ускоряют ход истории, поскольку они действуют в направлении исторического прогресса; реакционные личности замедляют, тормозят исторический прогресс, но не могут его отменить или изменить направление исторического процесса. Что касается рядовых членов общества, то они могут влиять на исторический процесс только в составе народных масс. Однако массы не могут творить историю каждый день, к тому же показывает практика, действия масс иногда организованы закулисными деятелями. Между тем глобальные проблемы требуют повседневных усилий и участия в их решении миллионов людей - ведь они потому и глобальные, что касаются всех, всего человечества. Речь идет о том, чтобы каждый человек осознал себя личностью, отвечающей за будущее своих детей и, значит, всего человечества. Теперь никто не может строить индивидуальную судьбу, отделяясь от судьбы человечества и тем более в ущерб ему. Между тем ответственность личности является следствием ее свободы. В практике юридического и морального регулирования свободным считается действие, на субъекта которого не было оказано никакого внешнего воздействия или влияния, и у которого был выбор разных вариантов действия. Суть свободы -     это свобода выбора. Если не было давления, угроз, принужденбия, насилия или обмана, то эта свобода была, и тогда есть ответственность за выбранные действия и его последствия. Итак, люди отвечают только за те действия, которые они могли бы и не совершать. Ясно, что такой подход носит формальный характер, но он очень удобен для общества и государства, поскольку позволяет достаточно точно определить, был человек в состоянии свободы или нет и, следовательно, обоснованно ли будет возложить на него ответственность за его действия и их последствия. При таком понимании свобода и подчинение несовместимы. Но в истории философии всегда было и другое понимание свободы, когда подчинение имеет место, но не внешним по отношению к человеку силам, а нему самому, точнее: его совести, призванию, долгу. Подчинению самому себе, но не прихотям и капризам, а главному в себе, тому что осмыслено и выстрадано личностью - это и есть высшая свобода. Она тоже влечет ответственность, в том числе и в высшей ее форме, как ответственность перед самим собой. В этике такую ответственность называют совестью. Следует заметить, что свобода в любом варианте влечет за собой не только ответственность за ее использование, но и обязанность общества, государства и других субъектов не препятствовать ее осуществлению. 2. Как и термин «культура», термин «цивилизация» имеет множество вариантов понимания. Иногда это совокупность всех культур, иногда - некоторые достижения, образующие основу функционирования общества, иногда группа однородных культур. Среди этих вариантов бесть и противоположные: некоторые понимают цивилизацию как минимальный, базисный уровень культуры, другие - как то, что противоположно культуре живой, враждебно ей, поскольку представляет собой мертвые остатки прошлых деспотичных по отношению к человеку культур. Целесообразно рассматривать цивилизацию как общую основу (включая техническую) для взаимодействия разных культур. Сюда относятся прежде всего уважение к жизни, уважение к последней воле человека и памяти о нем, уважение материнства и прежде всего стремлений улаживать конфликты мирным путем. Цивилизация в узком смысле выглядит как группа однородных или близкорасположенных культур. При таком понимании история выглядит как процесс возникновения, формирования, расцвета и упадка разных сосуществующих на планете цивилизаций, иногда конфликтующих друг с другом. В историческом материализме история выглядела как процесс смены общественно-экономических  формаций: первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической, первой фазой которой рассматривали социализм. Согласно В.И. Ленину, каждая формация проходила этапы возникновения, развития и гибели. Как видим, цивилизационный и формационный подходы имеют общее. Но есть существенные различия. Цивилизационный подход делает упор на уникальность каждой цивилизации, неповторимость ее исторической судьбы. Формационный подход, напротив, основу смены формаций видит в поступательном развитии производительных сил, этой общей для всех формаций движущей силы развития. Исторический материализм это пример социальной философии, для которой главное - объяснить функционирование общества как самоорганизующейся системы, выявить структуру и функции общественных процессов, соотношение социальной иерархии и социальной динамики. В пределе все это можно сделать рассматривая личность как безликий элемент, функционирующий в общественных процессах и структурах по их собственным законам. При таком подходе сознание человека и его действия полностью определяются его положением в обществе. В цивилизационном подходе больше внимания уделяется уникальности исторического опыта, воплощенного в институтах и традициях национальных культур, государств, исторических общностей. Совершенно очевидно, что социальная философия и философия истории решают достаточно разные задачи и, потому речь должна идти не о противопоставлении их друг другу, а о взаимодействии. 3. Глобальные проблемы касаются всего человечества и разрешены могут быть усилиями объединенного человечества. Человечество должно стать субъектом истории как комплексного социоприродного процесса. Проблемы эти коренятся в современной цивилизации, которая строилась на основе потребительского отношения к природе, поскольку потребление материальных благ ставилось самоцелью. Например, проблема загрязнения окружающей среды коренится в присущей современному производству неэффективности использования полезных ископаемых: из общей массы вещества, изымаемого из природной среды, большая часть уходит в отходы. Безотходное производство утилизирует отходы, но это требует дополнительных затрат. Вообще есть возможность разложения всех отходов до элементарного уровня, на котором они могут быть включены в круговорот веществ в природе. Не поддаются разложению только радиоактивные отходы. Безотходное производство представляет собой не экономическую, а социальную и даже историческую необходимость. Эта необходимость состоит в сбережении природной среды. Производство должно существовать для человека, а не для самого себя. Другая глобальная проблема — исчерпаемость природных ресурсов и полезных ископаемых. Вопреки здравому смыслу цены на полезные ископаемые после второй мировой войны долгое время долгое время снижались, а на готовые изделия росли. Это несмотря на то, полезные ископаемые относятся к числу невозобновляемых ресурсов. Такова была политика мировых монополий. По    всей видимости, предстоит рост цен на полезные ископаемые. Россия обладает примерно половиной разведанных ископаемых и одной третью мировых ресурсов углеводородов. Запад свои ресурсы полезных ископаемых почти исчезал. Рост цен заставит эффективнее использовать существующие ресурсы и активно разрабатывать искусственные материалы. Одна из сложнейших глобальных проблем - демографическая. По некоторым оценкам наша планета в состоянии обеспечить существование не более двенадцати миллиардов людей; сейчас живет шесть миллиардов. Раньше существовала уверенность, что с повышением жизненного уровня в беднейших регионах мира темпы роста населения планеты упадут, и население Земли стабилизируется. В этой проблеме многое зависит от выравнивания уровня жизни населения разных стран и континентов, ведь основным источником бурного роста населения планеты являются бедные и беднейшие страны. Между тем разрыв в уровне жизни населения богатых стран (их примерно 1 миллиард человек) и беднейших стран (тоже примерно 1 миллиард человек) не сокращается. Еще примерно 2 миллиарда людей живут в бедных странах. Все глобальные проблемы, включая проблему терроризма: решаются только объединением усилий всего человечества. Препятствий много, и одно из них - разрыв в уровне жизни «золотого миллиарда» и половина населения планеты. От стран Запада требуется отказ от сверхпотребеления, а от всего человечества - изменение самих основ сознания.
«Будущее человечества (философский аспект)» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 293 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot