Блочно-модульное проектирование образовательной деятельности в дошкольной организации
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема. Блочно-модульное проектирование образовательной деятельности в дошкольной организации
ФГОС дошкольного образования задает планку требований к образовательной программе детского сада. Коллектив ДОО разрабатывает ее на основе примерных общеобразовательных программ дошкольного образования, комплексных и парциальных программ, методик воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста. При этом основная сложность заключается в самостоятельной разработке моделей образовательного процесса на день, неделю, месяц и год. Раньше, до введения такого стандарта, в основе моделирования лежали системный и комплексно-тематический подходы к планированию и контролю эффективности образовательного процесса. С введением стандарта эти подходы отошли на второй план, уступив место системно-деятельному и блочно-модульному подходам.
Основанием для введения последнего выступает ст. 13 «Общие требования к реализации образовательных программ» Федерального закона «Об образовании в РФ»: «При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий».
Специфика блочно-модульного подхода к реализации образовательной программы в практике работы детского сада заключается в делении блоков моделей образовательного процесса, отражающих специфику программы, на организационные, содержательно-деятельные и контрольно-оценочные. Первые реализуют на практике требования ФГОС дошкольного образования к условиям, вторые - к содержанию образовательного процесса и формам, методам, а также культурным практикам взаимодействия детей и взрослых - родителей и педагогов, третьи - к результатам реализации образовательной программы. При этом второй - содержательно-деятельный блок - описывается как состоящий из содержательных и деятельных модулей.
Приведем пример использования такого подхода к проектированию образовательного процесса на день в соответствии с образовательной программой детского сада. В основе модели образовательного процесса на день лежит ориентировка педагога:
• на режимные процессы и моменты, ежедневно происходящие в группе детского сада;
• педагогические ситуации взаимодействия;
• их отражение в специфике моделирования предметно-развивающей среды группы;
• их включение в содержание совместной и самостоятельной деятельности детей.
Описание деятельного модуля содержательно-деятельного блока модели образовательного процесса на день можно представить в виде следующей матрицы, которую воспитатель использует для краткосрочного планирования образовательного процесса
Организационная матрица образовательного процесса на день
Следующая модель образовательного процесса - на неделю. Ее спецификой выступает ориентировка педагога:
• на динамику непосредственно образовательной деятельности в течение недели;
• ее поддержку в предметно-развивающей и игровой среде группы и в самостоятельной деятельности детей в форме разных видов детских игр;
• согласование образовательного процесса в детском саду и семье через совместные формы образовательной деятельности родителей и детей.
Блочно-модульная модель образовательного процесса на неделю
На уровне планирования образовательного процесса на неделю данная модель предстает в следующем виде.
Организационная матрица образовательного процесса на неделю
В отличие от блочно-модульной модели на неделю, такая модель на месяц ориентируется:
• на деятельность группы детей;
• сложившиеся традиции группы в форме культурных практик;
• проявления межгрупповой активности на уровне детского сада;
• поддержку детской активности и самостоятельности на уровне взаимодействия воспитателей и специалистов.
Блочно-модульная модель образовательного процесса на неделю
Такая модель находит свое отражение в матрице для планирования.
Последняя модель образовательного процесса - самая крупная - на год. Она ориентирует педагогов:
• на включение группы детей и их родителей в деятельность детского сада;
• формирование особого образовательного пространства детского сада и ритма его жизни в форме «событий»;
• функционирование детского сада как открытого образовательного пространства в социуме.
Специфика планирования работы по данной модели находит свое отражение в виде организационной матрицы.
Благодаря таким блочно-модульным моделям возможна эффективная реализация на практике образовательной программы детского сада и связанных с ней примерных общеобразовательных, комплексных и парциальных программ, методик и технологий воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста.