Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекции: Бизнес-планирование инновационных проектов
1. Основные понятия и определения
В настоящее время в литературных источниках (И.Ю. Бринк, В.В. Царев, В.М. Попов и др.) имеется большое количество разных определений такого традиционного для рыночной экономики понятия, как бизнес-план.
А. Пелих дает следующее определение рассматриваемого понятия: «бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса».
А. Ильин замечает, что бизнес-план в большинстве используется как средство получения кредитов и инвестиций.
На наш взгляд, наиболее полное определение этого понятия, адаптированное к отечественным реалиям, может быть сформулировано следующим образом: «бизнес-план – это типовое (унифицированное) проектное решение на перспективу, в котором дается научно обоснованная оценка возможных на данном сегменте рынка конечных целевых экономических, финансовых, трудовых, производственных, социальных и других результатов деятельности предприятия, базирующихся на реальном производственном, инвестиционном, инновационном, материально-техническом, организационном и логистическом обеспечении».
В рамках одного предприятия может разрабатываться и общий стратегический план, и отдельные бизнес-планы. Бизнес-планы ориентированы, прежде всего, на нововведения, и в отличие от стратегического плана имеют четко обозначенные временные границы с конкретными проработками. В то время как стратегический план по мере выполнения очередного годового плана и проведения соответствующего ситуационного анализа может корректироваться и пересматриваться.
Особенности, которые необходимо учитывать при разработке различных бизнес-планов включают в себя: специфику отрасли и экономики в целом; общую стратегию предприятия; концепцию продукта и др.
Овладение методами разработки бизнес-плана позволит предпринимателям выработать те основные черты, которые присущи преуспевающим бизнесменам, такие как стремление к новшествам; готовность идти на разумный риск; уверенность в собственных силах; способность напряженно трудиться; умение ставить перед собой высокие, но достижимые цели; умение вести тщательный учет своих затрат и результатов.
Сейчас многие предприятия разрабатывают бизнес-планы по собственным специальным методикам и рекомендациям, разрабатывают подробные перечни положений и вопросов, на которые следует ответить в данном документе.
Назначение бизнес-плана и его элементы показаны на рис. 1. Как видно из рис. 1. при составлении бизнес-плана учитываются особенности функционирования будущего предприятия (ассортимент товаров и услуг, размер производства, технология производства) в условиях конкретного рынка, дается подробная оценка современного состояния предприятия. Изложены направления развития предприятия (миссия, цели и задачи, основные преимущества), способы достижения целей, а также оценка затрат ресурсов и ожидаемых финансовых результатов. Следовательно, информация, содержащаяся в бизнес-плане, помогает потенциальным партнерам предприятия принять решение о целесообразности и условиях ведения дел с ним, оценить его финансовую устойчивость и возможные риски, избежать выдачи кредитов ненадежным клиентам.
Бизнес-планы могут разрабатываться применительно к отдельным операциям или распространяться на всю хозяйственную деятельность предприятия.
Вдобавок, следует иметь в виду, что бизнес-план создается не только как разработка плана действий, но и как визитная карточка фирмы, которую обычно предъявляют в целях получения кредита.
Бизнес-план позволяет выбрать из большого количества альтернатив наиболее перспективные и определить средства для их достижения. В современных условиях без кредитных ресурсов очень сложно реализовать какой-либо значительный проект. Решение вопроса о предоставлении кредита или технологии возможно только при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития предприятия на определенный период времени.
Рис. 1. Назначение бизнес-плана и его элементы
Конкретно целевое назначение бизнес-плана заключается в следующем:
• получение обобщенной финансовой оценки предыдущего этапа развития фирмы, а также оценка ее современного производственного и экономического потенциала;
• внутрифирменное планирование, контроль, анализ, регулирование и оперативный учет;
• разработка и технико-экономическое, финансовое и социальное обоснование бизнес-проектов, интернет-проектов, программ развития фирмы, а также коммерческих предложений;
• привлечение инвесторов для реализации внутрифирменных планов, программ, коммерческих проектов;
• снижение уровня совокупного риска фирмы в ходе осуществления ее производственной, научно-технической, финансовой и внешнеэкономической деятельности за счет прояснения перспектив ее развития;
• оценка научно-технического, производственного и коммерческого потенциала отдельной фирмы и компании в целом.
Бизнес-планирование предусматривает решение, как стратегических, так и тактических задач, которые стоят перед предприятием, независимо от его функциональной принадлежности.
Задачей бизнес-плана, по определению В.З. Черняка, является обоснование концепции предпринимательского (коммерческого) предложения, технической возможности и экономической целесообразности бизнеса, характеризующегося набором количественных данных или параметров результата, определенного целью.
В бизнес-плане решаются следующие конкретные задачи, показанные на рис. 2.
Каждая из представленных задач бизнес-плана может быть решена только во взаимосвязи с остальными. Основной костяк бизнес-плана заключается в концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач. Именно бизнес-план является необходимым средством для роста капитализации предприятия.
Бизнес-планирование, как необходимый элемент управления выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд важнейших функций, среди которых необходимо выделить следующие:
– инициирование – активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок;
– прогнозирование – предвидение и обоснование желаемого состояния предприятия в процессе анализа и учета совокупности факторов;
– оптимизация – обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде;
Рис. 2. Задачи бизнес плана
– координация и интеграция – учет взаимосвязей и взаимозависимостей всех структурных подразделений предприятия;
– безопасность управления – обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия решений;
– упорядочение – создание единого общего порядка для успешной работы;
– контроль – возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки;
– воспитание и обучение – благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках;
– документирование.
При формировании бизнес-планов необходимо учитывать ключевые принципы планирования (рис. 3.), которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде.
Рис. 3. Ключевые принципы планирования
Как видно из рис. 3., ключевые принципы планирования тесно взаимосвязаны между собой, и, в конечном итоге, ориентируют менеджмент предприятия на всестороннее обоснование плановых показателей и достижение наилучших социально-экономических результатов в работе предприятия. Они определяют направления и содержание плановой работы на всех стадиях обоснования проекта и его последовательной реализации.
От целей и задач бизнес-плана во многом зависят этапы его разработки. Структура, объем и степень детализации бизнес-плана определяются спецификой хозяйственного объекта, его размерами и сферой деятельности.
Бизнес-планирование ответственный процесс, который требует многоаспектного и многокритериального анализа и синтеза не только производственной, но и экономической деятельности предприятия. Бизнес-планирование достаточно подробно раскрывает самые сложные вопросы возможного развития бизнеса и позволяет просчитать не только финансовое состояние предприятия в перспективе, но и сделать прогноз развития производства; возможностей, которые принесет реализация бизнес плана.
В большинстве экономических источников литературы (И.Ю. Бринк, О.Н. Бекетова, В.А. Горемыкин и др.) выделяют следующие основные стадии процесса бизнес-планирования, показанные на рис. 4.
Рис. 4. Основные стадии процесса бизнес-планирования
Из рис. 4 следует, что для успешной реализации бизнес-планирования на предприятии необходимо наличие четырех стадий, которые тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру процесса бизнес-планирования предприятия.
Примерная схема процесса бизнес-планирования представлена на рис. 5.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что работа по бизнес-планированию является достаточно сложным, трудоемким и длительным процессом и прежде чем, приступить к ее осуществлению, необходимо четко определить направления развития своего бизнеса, разработать стратегические цели, сформулировать концепцию и наметить стратегию поведения на рынке. Лишь после этого целесообразно приступать к написанию бизнес-плана.
Рис. 5. Процесс бизнес-планирования
2. Структура и содержание бизнес-плана
По структуре и содержательному наполнению существует множество различных вариантов бизнес-плана, однако, он не имеет жесткой регламентации и четко очерченных границ. В зависимости от сферы деятельности предприятия, требований инвестора, масштабов проекта и других факторов структура и содержание бизнес-плана могут быть различными. Доминирующим фактором в этом случае служит функциональное назначение бизнес-плана. Бизнес-план может разрабатываться как по отдельному предприятию, так и по его структурным подразделениям. Глубина проработки бизнес-плана зависит от объема финансирования. Для малого бизнеса отдельные детали бизнес-плана могут быть упущены или изложены в сокращенном виде.
По мере развития бизнеса объем информации необходимой для планирования, прогнозирования и анализа постоянно возрастает. Поэтому предприятию, организации целесообразно иметь два вида бизнес-плана: официальный и рабочий бизнес-план. Бизнес-план – официальный документ, оформленный в соответствии с требованиями потенциальных инвесторов, партнеров по бизнесу и т.д. При его написании необходимо собрать значительный информационный материал по широкому спектру вопросов о рынках, состоянии отрасли, новых технологиях, оборудовании и т.п.
В рабочий бизнес-план включаются все рабочие материалы, сгруппированные по структуре официального бизнес-плана. Эти материалы могут дополняться в процессе работы и использоваться при совершенствовании официального варианта бизнес-плана.
В настоящее время разработано множество специальных методик и руководств по разработке бизнес-планов в соответствии с методическими рекомендациями ЮНИДО.
Дискутируя с разработчиками этих методик, нами была выделена основа составления бизнес-планов и дан детальный анализ, какие из предложенных методов актуальны, а какие пока еще не работают в экономических условиях России. Именно такой основой для всех существующих методик являются следующие разделы:
• финансовый план;
• план по маркетингу;
• производственный план;
Органично связанные организационным планом, то есть конкретной схемой реализации проекта, с соответствующим просчетом рисков. Таким образом, эти основополагающие ключевые разделы и заложили фундамент российских стандартов при разработке бизнес-планов.
На наш взгляд, наиболее оптимальная структура бизнес-плана представлена на рис. 6. Эта структура, безусловно, может меняться в зависимости от конкретных целей, задач и специфики бизнеса предприятия.
Бизнес-план начинается с титульного листа, на котором, как правило, указывают:
• название проекта;
• место составления плана;
• авторы проекта, название и юридический адрес организации, контактные телефоны;
• фамилии и адреса учредителей;
• назначение бизнес-плана и его пользователи.
Меморандум конфиденциальности составляется с целью предупреждения всех лиц о неразглашении содержащейся в плане информации и использовании ее исключительно в интересах предприятия, представившего проект.
Рис. 6. Структура бизнес-плана
За титульным листом следует оглавление, в котором представлены формулировки разделов плана с обязательным указанием страниц и выделением наиболее важных пунктов с учетом особенностей конкретного проекта.
1. Общий раздел (резюме). Резюме – это сжатый, быстро читаемый обзор информации о намечаемом бизнесе и целях, которые ставит перед собой предприятие либо предприниматель, начиная новое дело или продолжая имеющееся. Указанный раздел составляется на заключительном этапе составления бизнес-плана по результатам проведенных исследований, однако помещается в самом начале и является первым разделом бизнес-плана. Такая форма построения необходима для того, чтобы потенциальный инвестор с самого начала ознакомления с проектом сделал для себя четкое представление о содержании и ожидаемых результатах. С этой целью в данном разделе излагается сокращенная версия бизнес-плана, которая содержит основные результаты проработки всех последующих разделов.
2. Описание предприятия. В этом разделе бизнес-плана приводится общее описание предприятие. В него входят все характеристики, которые непосредственно (прямо или косвенно) связаны с предстоящим или существующим бизнесом.
Изложив состояние предприятия на текущий момент времени, следует перейти к содержанию инвестиционного проекта, а именно к характеристике продукции (работ и услуг), для производства которых предприятию необходимы капитальные вложения (инвестиции). Чаще всего это описание какого-либо технологического процесса, внедрение которого позволит предприятию выпускать конкурентоспособную продукцию.
3. Описание отрасли. Описание отрасли состоит из анализа текущего состояния и перспектив развития конкретной отрасли бизнеса, избранной предприятием. Данный раздел должен включать в себя следующую информацию:
• определение экономического сектора отрасли (производство, работы, услуги);
• перечень главной продукции, работ и услуг, предоставляемых предприятиями данной отрасли промышленности или строительства;
• географическое положение рынка избранной отрасли;
• описание сегмента рынка, на котором работает или предполагает работать предприятие;
• характеристика имеющихся существующих и потенциальных клиентов;
• общий объем продаж в целом по отрасли и основные тенденции изменения рынка;
• список основных конкурентов и доля рынка, которую они занимают;
• оценка слабых и сильных сторон конкурентов, а также их возможности: тактика, продукция, цены, рекламный пакет, имидж, местонахождение, связи с отдельными организациями.
Кроме того, необходимо учитывать также сложившуюся конъюнктуру на рынке, в связи с тем, что предпринимательская деятельность подвержена цикличности: рост, процветание, застой, спад, кризис. Нередки случаи, когда преуспевающие предприятия своим быстрым ростом обязаны не тому, что их руководство стремилось создать новый продукт, а тому, что оно внедрило на рынке аналогичную продукцию, что и другие предприятия, но принципиально другим способом.
4. Характеристика услуг и продукции. Цель этого раздела заключается в том, чтобы показать потенциальному инвестору конкурентоспособность планируемой к выпуску продукции, которая обеспечивается инвестиционными мероприятиями (модернизацией производства).
Главное назначение товара, работы, услуги состоит в удовлетворение потребности клиента предприятия. В связи с этим задача бизнес-плана состоит в правильном определении основной ценности товара, сосредоточении внимания на потребностях, которые он удовлетворяет, а не только на его характеристиках.
В бизнес-плане приводятся: область применения основная и косвенная (второстепенная) польза; перечень функциональных особенностей; преимущества; ключевые факторы привлекательности товара; факторы, обеспечивающие его уникальность (рис. 7); а также недостатки и методы их устранения.
Рис. 7. Факторы привлекательности товара
В разделе необходимо отметить, как сильные, так и слабые стороны товара, чтобы иметь полное представление о полезном эффекте, то есть ради чего товар покупается. Анализ сильных и слабых сторон товара завершается подготовкой данных, сведенных в таблицу 1.
Таблица 1
Сильные и слабые стороны товара
Преимущества товара
Слабые стороны товара
Лучшее качество
Что его обеспечивает (снижение цены, специальные характеристики, рост объемов)
Недостатки
Методы их преодоления
5. Исследования и анализ рынка сбыта. В данном разделе предлагается изучение рынка товара или услуги. Это позволит определить круг потенциальных потребителей, емкость рынка а, следовательно, объемы производства и реализации товара и необходимые для этого ресурсы.
Сведения данного раздела должны безоговорочно убедить инвестора, что предлагаемая продукция найдет своего потребителя.
Для выполнения этой задачи разработчикам бизнес-плана необходимо:
• показать и охарактеризовать возможности региона;
• отметить главных конкурентов;
• указать на конкурентоспособность планируемой к выпуску продукции;
• дать характеристику основных потребителей продукции;
• указать на потенциальных клиентов;
• дать оценку потенциального и реального объема сбыта в первоначальный период и на будущее, указать объем продукции, на который предприятие с высокой степенью гарантии может получить заказы в своем регионе;
• отметить политику ценообразования и прогнозные цены на продукцию, а также схемы платежей.
Наряду с этим, рекомендуется обратить внимание потенциального инвестора на те мероприятия, которые планируется провести для продвижения продукции на рынок:
• реклама услуг и каналы ее доставки до потенциальных потребителей продукции, а также, в каком объеме запланирована рекламная деятельность предприятия;
• методы стимулирования продаж, включая систему скидок, льгот, бонусов и т.п.;
• сервис, включая техническое и гарантийное обслуживание, обеспечение материалами и другими запчастями, качество упаковки, способ доставки и т.д.
6. Оценка конкурентов и выбор конкурентной стратегии. Цель данного раздела помочь с выбором подходящей тактики конкурентной борьбы и предостеречь свое предприятие от ошибок.
Отечественным предприятиям нельзя забывать о том, что одной из наиболее серьезных конкурентных сил на российском рынке являются зарубежные фирмы и компании, которые привлекают покупателя если не качеством, то доступными ценами и более броской упаковкой товара. В бизнес-плане необходимо изложить выбранные стратегии и их конкретное практическое применение.
В шестом разделе дается информация потенциальным партнерам и инвесторам о конкуренции на рынке, куда должна поступить продукция. Данные проведенного анализа и оценки конкурентов могут быть представлены в табличной форме.
7. План по маркетингу. В данном разделе приводится стратегия маркетинга, состоящая в анализе возможностей предприятия в соответствие со сложившейся ситуацией на рынке.
При составлении плана маркетинга целесообразно обеспечить максимальное приспособление производства к существующим требованиям рынка, активное воздействие на рынок и на потребителя с помощью всех доступных методов, рычагов и средств.
План маркетинга состоит из большого количество вопросов, требующих детализации и конкретизации при подготовке бизнес-плана. В седьмом разделе необходимо изложить основные существенные моменты планируемой маркетинговой деятельности предприятия исходя из целей бизнес-плана.
Структура данного раздела может быть такой:
• стратегия маркетинга;
• ценовая политика;
• товарная политика;
• коммуникативная политика;
• сбытовая политика;
• бюджет маркетинга.
Ключевой точкой при анализе стратегии маркетинга является сегментация рынка и отбор целевых рынков. При этом, для каждого сегмента разрабатывается своя маркетинговая стратегия с учетом позиций конкурентов в данном сегменте. Кроме этого, описываются общие направления и стратегии внутри каждой составляющей комплекса маркетинговых мероприятий.
При формировании ценовой политики осуществляется разработка целей ценообразования, исходя из общих целей бизнес-плана; выбор метода ценообразования и расчет исходной цены товара, выработка ценовой стратегии, выработка ценовой тактики, страхование цен. При этом обосновывается различие цены, устанавливаемой самим предприятием, и цен конкурентов, прогнозируется возможная реакция рынка на изменение товара. Данные анализа ценовой политики могут быть представлены в виде таблицы.
Товарная политика включает следующие основные пункты: создание новой продукции, ассортиментная политика, стратегия предприятия в области качества, стратегия в области дизайна, рыночная атрибутика товара, стратегия организации сервисного обслуживания.
При формировании коммуникативной политики отражаются цели, задачи, фирменный стиль, стратегии, структура и характеристика инструментов комплекса маркетинговых коммуникаций.
При описании сбытовой политики приводится характеристика каналов распространения товара; обосновывается целесообразность участия посредников и порядок их выбора, излагаются используемые формы заинтересованности посредников.
При формировании бюджета маркетинга определяется метод его расчета, приводятся размеры затрат на маркетинг за три последних года и на планируемый период, производится распределение бюджета маркетинга по направлениям работы.
8. Производственный план. В него входит описание всего производственного процесса. Производственный план составляется только теми предприятиями, которые собираются заниматься производством какой-либо продукции или услуги.
Главная задача этого раздела заключается в том, чтобы подтвердить практическими расчетами, что создаваемое предприятие в состоянии реально производить необходимое количество товаров (услуг) в конкретные сроки и с требуемым качеством.
Далее определяется себестоимость производства и затрат на реализацию продукции, рассчитываются затраты на производство всего объема продукции и на единицу продукции. Данные показываются в таблице. Завершить данный раздел бизнес-плана целесообразно оценкой возможных издержек производства и их изменений в будущем. Вся производственная программа представляется в табличной форме.
9. Организационный план. При написании данного раздела бизнес-плана необходимо, чтобы высший менеджмент предприятия четко представлял себе структуру управления будущим производством.
Для четкости и согласованности работы нужно определить организационную структуру предприятия с указанием того, кто и чем будет заниматься, а также кто будет осуществлять контроль, координацию и взаимодействие всех работников предприятия.
На организационной структуре предприятия, должно быть четко обозначено, кто и чем будет заниматься, а также как будут взаимодействовать службы предприятия, и как их деятельность будет координироваться и контролироваться.
Нередко данному разделу уделяется недостаточно внимания, отсюда следует организационная неразбериха, которая нередко служит одной из причин провала в бизнесе.
10. Финансовый план. В данном разделе обобщают все предыдущие материалы по бизнес-плану и представляют их в стоимостном выражении, а также описывают возможные результаты принятых решений.
Финансовый план включает в себя определение источника получения средств и расчет его величины, которая необходима для организации нового дела, прогноз объемов реализации продукции, график безубыточности.
Цель этого раздела произвести расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности предприятия, который является важнейшим критерием оценки проекта для получения кредита. Изучение финансового плана потенциальным инвестором должно показать, на какую прибыль, он может рассчитывать и какова способность заемщика кредитных ресурсов обслуживать долг.
В раздел необходимо включить выполнение следующих расчетов:
1. Как происходит распределение чистой прибыли. К устойчивым пассивам предприятия относятся: временно свободные остатки фонда потребления, отсутствие или минимальные задолженности по заработной плате с начислениями, по бюджету и пр.
2. Составление баланса денежных средств. Необходимо для того, чтобы посмотреть, достаточно ли у предприятия денежных средств для осуществления нормального и бесперебойного процесса производства в каждый момент времени.
Сумма денежных средств на начало планируемого периода берется из отчетных балансов предприятия (активы и пассивы), а на последующие планируемые периоды из предшествующего периода.
3. Затраты и доходы предприятия оформляются в виде таблицы.
4. Баланс доходов и расходов предприятия на первый планируемый год сводится в таблице. Финансовый план составляется для того, чтобы проверить правильность учета источников поступления средств и их распределения.
5. Расчет точки безубыточности и построение графика безубыточности.
Расчет проводится на основе данных доходов и затрат, а также уровня цены на единицу продукции. Цель проведения этого расчета определить критический объем производства и запас финансовой прочности предприятия.
Критический объем продаж (Vпр) можно определить по формуле 1:
где Спост – условно-постоянные расходы,
Uпер – удельный вес условно-переменных расходов в общем объеме продаж, доли, единицы.
Запас финансовой прочности возможно рассчитать как разницу между размером планируемой выручки и размером пороговой выручки. Он отражает величину, до которой можно снижать объем производства или цену продукции для того, чтобы производство не оказалось убыточным.
Сравнивая критический объем производства с планируемым выпуском товарной продукции можно определить дату, с которой проект начнет приносить прибыль. Для построения графика безубыточности следует составить уравнения по следующим формулам:
уравнение выручки V = Р ∙ О; (2)
уравнение затрат С = Спост + Судпер∙ О, (3)
где V – выручка от реализации продукции в руб.;
Р – цена единицы продукции без НДС в руб./ед.;
О – планируемый объем реализации продукции в ед.,
С – полная себестоимость продукции в руб.,
Спост – сумма условно-постоянных затрат в руб.,
Судпер – сумма условно-переменных затрат на единицу продукции в руб./ед.
Для оценки финансово-экономических результатов инвестиционного проекта составляется прогнозный баланс активов и пассивов предприятия.
В данном разделе необходимо убедительно показать потенциальному инвестору, что авторы проекта проделали огромную аналитическую работу финансовых результатов и при формировании финансовых прогнозов. Для этого необходимо отразить трудно прогнозируемые неуправляемые факторы, их альтернативные значения для различных сценариев возможного развития событий. Предпочтительно представить результирующие показатели анализа чувствительности проекта. Рекомендуем все расчеты для бизнес-плана производить с использованием компьютера на закрытых системах.
11. Оценка рисков. Значение данного раздела заключается в оценке опасности того, что цели, поставленные в бизнес-плане, могут быть не достигнуты частично или полностью. Суть анализа риска состоит в том, чтобы получить необходимые данные для принятия управленческих решений о целесообразности участия в проекте, а также оценить последствия этого участия.
При составлении бизнес-планов предполагаются различные уровни анализа рисков. Для крупных проектов необходим тщательный расчет рисков с использованием специального математического аппарата теории вероятности, для относительно небольших проектов порой достаточно анализа риска с помощью методов экспертных оценок.
Для наиболее существенных рисков в бизнес-плане определяются возможные потери от риска, в том числе материальные, трудовые, финансовые и т.д. По результатам оценки таких потерь представляется характеристика области риска деятельности предприятия при реализации бизнес-проекта, в частности безрисковая область, область минимального риска, область повышенного риска, область критического риска, область недопустимого риска. Особое внимание при этом уделяется, безусловно, финансово-экономическим рискам. После оценки степени риска разрабатывается комплекс мероприятий, позволяющих его свести к минимуму.
Приложения к бизнес-плану. К бизнес-плану обычно прилагаются оригиналы или копии документов, которые являются подтверждением сведений, представленных в бизнес-плане.
Структура и содержание бизнес-плана жестко не регламентируются. Поэтому, нет необходимости соблюдать единую, универсальную форму документа, стараться рассчитать какую-либо систему показателей. Разная степень детализации проводимых работ, состав показателей, характерны для бизнес-плана крупного проекта и малого бизнеса. Однако бизнес-план принято составлять, придерживаясь определенной структуры разделов и их содержания.
Следует также понимать, что в бизнес-плане основное внимание акцентируется на финансово-экономических аспектах достижения успеха, прибыльности в результатах, а научно-технические и социальные составляющие представлены менее детально либо вообще отсутствуют.