Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Российский государственный университет физической культуры, спорта,
молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)»
Кафедра биомеханики
Курс лекций
«Биомеханический контроль
в танцевальном спорте»
ПО КУРСУ «СПОРТИВНАЯ БИОМЕХАНИКА»
Направление подготовки
49.03.01 «Физическая культура»
Профиль подготовки
«Спортивная подготовка в избранном виде спорта»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная, заочная
Москва – 2019
Курс лекций рекомендован
Экспертно-методическим советом ИТРРиФ
«РГУФКСМиТ»
Протокол № 97 от «30» апреля 2019 г.
Составитель: Тарханов И.В. Курс лекций по спортивной биомеханике
для студентов РГУФКСМиТ, обучающихся по направлению 49.03.01
«Физическая культура». Москва, «РГУФКСМиТ», 2019 г. 42 с.
Рецензенты:
Лекция 1
Биомеханический контроль спортивно-технического мастерства
План лекции
Введение ................................................................................................................... 4
1 Понятие о биомеханическом контроле .............................................................. 4
2 Биомеханические аспекты спортивно-технического мастерства ................... 5
2.1 Показатели технического мастерства ............................................................. 6
2.2 Разновидности эффективности техники и способы их оценки .................... 9
2.3 Дискриминативные признаки спортивной техники. ................................... 10
3 Биомеханический контроль в сложно-координационных видах спорта ...... 11
3.1 Механизм разгибания ног и выпрямления туловища. ................................ 11
3.2 Механизм движения маховых звеньев. ......................................................... 12
3.3 Механизм перевернутого маятника. ............................................................. 13
4 Контроль технической подготовленности в танцевальном спорте .............. 15
5 Методы количественной оценки, основанные на анализе характеристик,
получаемых в результате биомеханических исследований и педагогического
тестирования .......................................................................................................... 17
Введение
Тренировочная и соревновательная деятельность в процессе занятий
танцевальным спортом в значительной мере посвящена совершенствованию
технического мастерства спортсменов. От всех участников педагогического
процесса, направленного на повышение уровня подготовленности танцоров,
требуется
непрерывный
контроль
множества
количественных
и
качественных биомеханических характеристик. Данная лекция призвана
систематизировать представления тренеров и спортсменов о сущности
биомеханического контроля в танцевальном спорте.
1 Понятие о биомеханическом контроле
Биомеханический
спортивного
контроль
двигательного
–
действия
контроль
и
её
применяемой
реализации
с
техники
позиций
биомеханики. Этот контроль может быть количественным (состоять из
измерений различных характеристик и параметров, их количественных
сравнений), качественным (состоять из содержательных неколичественных
наблюдений
и
умозаключений, содержательных
биомеханических
закономерностей)
и
выводов на основе
количественно-качественным,
включающим как количественные данные измерений, так и содержательные
(качественные) умозаключения и выводы [3].
Биомеханический контроль спортивной техники является важной
составной
частью
научно-методического
обеспечения
подготовки
спортсменов высокого класса.
Выделяют четыре основных уровня такого контроля [2]:
1) Контроль основных кинематических характеристик - времени и
скорости передвижения по отрезкам дистанции, длины и частоты шагов,
времени отдельных фаз движения и т.п. Этот уровень контроля является
технически относительно простым, в связи с чем вполне доступен для
внедрения в тренировочный процесс на уровне отдельных спортсменов и
целых команд.
2) Контроль существенных кинематических характеристик - путь,
скорость и ускорение общего центра масс тела и отдельных звеньев,
внутрицикловые колебания скорости и т.п. Для регистрации подобного рода
кинематических характеристик необходима сложная и дорогостоящая
оптическая аппаратура, компьютеры и программное обеспечение к ним. В
предыдущие
несколько
десятилетий
такой
контроль
удавалось
систематически проводить только на стратегически важных видах спорта.
3) Контроль динамических характеристик движений - позволяет
определить энергетические характеристики (механические энергозатраты,
механическую мощность и др.), что особенно важно при контроле техники в
видах спорта, требующих преимущественного развития выносливости.
Контроль
динамических
характеристик
спортивной
техники
может
проходить в двух вариантах:
а) на основе регистрации внешних сил.
В значительном числе видов спорта это можно делать на основе
электромеханических методов, в частности, регистрация опорных реакций
может проходить с помощью динамографичсских платформ;
б) на основе расчёта внутренних сил, решая обратную задачу
динамики.
В настоящее время этот метод весьма сложен и ни может быть
использован
для
повседневного
контроля,
однако
для
решения
исследовательских задач он исключительно ценен.
4) Контроль активности отдельных мышечных групп - одновременно с
регистрацией кинематических и динамических характеристик проводится
регистрация электромиограммы в реальных спортивных условиях.
2 Биомеханические аспекты спортивно-технического мастерства
Овладение культурой движений при занятиях танцевальным спортом и
повышение
технико-тактического
мастерства
невозможно
без
биомеханического контроля.
Результаты выступления на соревнованиях по танцевальному спорту в
значительной мере определяются спортивно-техническим мастерством
танцоров. С точки зрения биомеханики «спортивно-техническое мастерство»
рассматривается в двух аспектах. Прежде всего, это техника физического
упражнения, посредством которого ведётся спортивная борьба, т.е. способ
выполнения спортивного двигательного действия, количество этих действий
и их разнообразие. Для описания и оценки этой стороны спортивной техники
вводятся такие показатели, как объем и рациональность спортивной техники.
Вторым аспектом спортивно-технического мастерства является техническая
подготовленность спортсмена, использующего тот или иной вариант
выполнения физического упражнения. К показателям, определяющим эту
сторону
технической
подготовленности
спортсмена,
относятся
разносторонность, эффективность и освоенность спортивной техники.
2.1 Показатели технического мастерства
На рисунке 1 представлена структурная схема основных показателей
технического мастерства спортсмена.
Объем техники определяется количеством физических упражнений,
которые
составляют
основу
данного
вида
спорта.
Объём
техники
представляет собой перечень технических приёмов и тактических вариантов,
которыми владеет человек. Например, в танцевальном спорте основой
технических действий и фигур, описанных в различных классификационных
программах, являются шаги вперёд, назад и в сторону.
Разносторонность техники – это степень разнообразия технических
приёмов
и
тактических
вариантов,
используемых
спортсменом.
В
танцевальном спорте она определяется способностью партнёров исполнять
варианты шагов в различных ритмах, позициях, направлениях и др.
Техническое
мастерство
спортсмена
Реализационная
Сравнительная
Эффективность
техники
Абсолютная
Тренировочная
Разносторонность
техники
Соревновательная
Тренировочный
Соревновательный
Объем техники
Рисунок 1. Критерии технического мастерства
Разносторонность характеризует степень разнообразия двигательных
действий, которыми владеет непосредственно спортсмен. Этот показатель
представляет интерес в видах спорта, с большим арсеналом технических
действий (игры, единоборства, гимнастика, танцевальный спорт, фигурное
катание и др.). Различают общий и соревновательный объем, а также общую
и соревновательную разносторонность техники и тактики, поскольку в
стрессовой ситуации человек использует только ту часть своего техникотактического арсенала, которая наиболее освоена.
В связи с этим значительные усилия специалистов направлены на
создание таких классификаций физических упражнений, которые позволят не
только систематизировать сами упражнения, но и предложить более
эффективную последовательность их освоения и тренировки.
То, насколько хорошо спортсмен овладел тем или иным двигательным
действием, характеризуется освоенностью спортивной техники, структура
которой отражена на рисунке 2. При хорошем освоении движения
проявляются: стабильность спортивных результатов и ряда характеристик
движения при выполнении его в стандартных условиях; устойчивость
результатов и ряда характеристик движения при выполнении его в
меняющихся
условиях,
при
перерывах
в
тренировке;
наконец,
автоматизированность выполнения.
Освоенность техники
Стабильность
движения в
стандартных
условиях
Устойчивость
результата в
меняющихся
условиях
Сохранение
умений при
перерыве в
тренировке
Автоматизированность
выполнения
Рисунок 2. Показатели освоенности техники
Эффективность
техники
и
тактики
(степень
соответствия
используемых технических приемов и тактических вариантов целям
двигательной деятельности и индивидуальным возможностям человека).
Эффективной называется индивидуально оптимальная техника или тактика,
то есть наилучшая для данного конкретного человека -
в отличие от
рациональной, которая считается наилучшей для «среднего» человека.
При существующем многообразии движений и методов их освоения
важнейшую роль играет ответ на один из основных вопросов педагогики –
чему учить, какой способ выполнения упражнения является наилучшим для
достижения поставленной цели?
Добиваться наивысших спортивных результатов позволяет такой
способ выполнения упражнения, который характеризуется рациональностью
техники.
Существенно, что рациональность характеризует, а не спортсмена,
который им пользуется. Степень близости техники данного спортсмена к
наиболее рациональному способу выполнения упражнения характеризуется
эффективностью техники.
Рациональность техники и тактики – это степень соответствия
используемых технических приемов и тактических вариантов целям
двигательной деятельности и условиям, в которых она протекает. Например,
при стремлении к экономичности рациональна тактика постоянной скорости,
а при стремлении к наивысшему результату (на спринтерских и средних
дистанциях) – тактический вариант «вовсю». Таким образом, рациональность
характеризует именно способ выполнения движения безотносительно к
личности исполнителя. При определении рациональности того или иного
двигательного режима ориентируются на средние физические возможности
людей разного пола, возраста, квалификации и т.п.
Определение рационального способа связано с выбором критериев
рациональности,
которыми
могут
быть:
красота
и
выразительность
выполнения упражнения; минимизация затрат энергии; производительность,
например, развиваемая мощность и т.п. В зависимости от выбранного
критерия
рациональности
техники
выделяют
три
разновидности
эффективности спортивной техники и соответствующие способы ее оценки.
2.2 Разновидности эффективности техники и способы их оценки
Первая разновидность (реализационная эффективность) оценивается на
основе
определения
степени
использования
спортсменом
своего
двигательного потенциала (силы, быстроты, выносливости и др.).
Вторая разновидность – абсолютная эффективность техники. Если в
качестве критерия выбран тот или иной показатель, информативность
которого доказана с точки зрения биомеханики, то оценка эффективности
сводится
к
определению
разницы
между
величиной,
показанной
спортсменом, и величиной, принятой за эталон. При этом проблема выбора
или создания эталонной спортивной техники может решаться несколькими
путями. Первый из них – создать модель техники конкретного спортсмена и
при совершенствовании технического мастерства показатели конкретной
попытки сравнивать с модельными характеристиками его же техники.
Второй – сравнивать технику с модельными характеристиками техники
спортсменов того же уровня, что и данный спортсмен. Третий – сравнивать
технику с модельными характеристиками, определяемыми при тестировании
группы спортсменов высокого класса.
Если в качестве рациональной техники выбраны биомеханические
показатели,
измеренные
у
высококлассных
спортсменов,
то
такая
разновидность эффективности техники называется сравнительной. При её
оценке в качестве критериев рациональности
техники
могут быть
использованы так называемые дискриминативные признаки, то есть, те
информативные показатели техники, которые закономерно отличаются у
спортсменов разной квалификации (изменяются с ростом спортивного
мастерства). В этом случае эталоном выполнения элемента техники считают
среднюю величину информативного показателя, полученного на группе
спортсменов высокой квалификации.
При контроле эффективности техники и тактики зарегистрированные
величины перечисленных показателей принято сравнивать с литературными
данными.
2.3 Дискриминативные признаки спортивной техники.
В научных исследованиях [9] поиск модели рациональной техники
чаще всего сводится к следующему. Выбирают различные показатели
кинематических,
динамических,
электрофизиологических
и
других
характеристик движения и по величине их корреляции со спортивным
результатом или в результате применения какой-либо другой статистической
процедуры определяют наиболее значимые из них. Далее на основе наиболее
информативных показателей пытаются построить регрессионную модель
техники или определить её групповые модельные характеристики в виде
средних значений биомеханических показателей спортсменов высокой
квалификации.
В связи с тем, что эксперимент с участием всех лучших атлетов мира в
условиях крупных соревнований проводить нельзя, в качестве испытуемых
обычно выступают сильнейшие спортсмены одной страны. Принимается
допущение, что их техника в достаточной степени отражает современную
технику данного вида спорта и усреднённые величины информативных
показателей
могут
рассматриваться
как
групповые
модельные
характеристики.
Перспективными представляются педагогические приёмы, основанные
на математическом моделировании техники двигательных действий и
тактики двигательной деятельности и выявлении оптимальных двигательных
режимов в процессе имитационного моделирования на компьютере.
3 Биомеханический контроль в сложно-координационных видах спорта
Это направление является благодатным полем для исследователей.
Наибольшая сложность здесь – обилие движений, которыми должен овладеть
спортсмен. Это делает невозможным и неоправданным детальный анализ
каждого из элементов, зато позволяет ограничиться изучением основного
механизма движения, не вдаваясь в его детали. Наиболее обстоятельному
механико-математическому анализу подвергалась нормальная ходьба с точки
зрения концепции основных кинематических механизмов. Дадим краткую
характеристику некоторых их них.
3.1 Механизм разгибания ног и выпрямления туловища.
Феноменология данного механизма сводится к следующим основным
процессам:
1.
суставов;
Последовательному разгибанию тазобедренного и коленного
2.
Разнонаправленному изменению углов в тазобедренном и
коленном суставах при переходе от амортизации к отталкиванию;
3.
Оптимальному сгибанию ног в коленном суставе
3.2 Механизм движения маховых звеньев.
Из курса физики известно, что во вращательном движении линейная
скорость (v) тела зависит от его расстояния (r) до оси вращения и угловой
скорости (ω) вращения:
v = r∙ ω,
где v – линейная скорость (касательная к окружности), ω – угловая
скорость, r – радиус, характеризующий удаленность ЦМ тела от оси
вращения.
Очевидно,
что
при
выполнении
маховых
движений
более
выпрямленной рукой или ногой ее центр масс будет дальше от оси вращения,
чем при махе согнутой рукой. Соответственно будет больше и линейная
скорость центра масс руки (при постоянной угловой скорости).
Если спортсмен будет выполнять это движение с одновременным
опусканием и подниманием плечевых и тазобедренного сустава вниз вперед
и вверх, то центр масс руки будет вращаться на еще большем радиусе.
При вращении любого тела к его центру масс и оси вращения
приложена центробежная сила, численно равная:
Fцб = m∙ ω²∙r
Из приведенной формулы следует, что величина этой силы зависит
пропорционально
от
массы
вращающегося
звена
и
от
радиуса.
Следовательно, если выполнять маховые движения прямой рукой и с
одновременным опусканием и подниманием (вниз – вперед) плечевого
сустава, то увеличатся:
- радиус (удаление ЦМ руки от оси вращения);
- масса, поскольку вращаться будут также кости и мышцы плечевого
пояса (ключица, лопатка), а для маховой ноги – масса таза.
Кроме этого, имеет место квадратическая зависимость величины
центробежной силы от угловой скорости вращения. Например, если в 4 раза
увеличить скорость вращения руки, то в 16 раз увеличится значение
центробежной силы, направленной вдоль продольной оси махового звена
(руки или ноги).
Возникающий при такой технике выполнения маховых движений
руками максимум Fцб создает через плечевой сустав, туловище и
тазобедренный сустав кратковременное давление на костный рычаг (бедро).
Это обеспечивает дополнительное растягивание упругих компонент мышц
при амортизации. В результате возрастает давление на опору при
отталкивании и увеличивается скорость бега.
При выполнении маха руки и маховая нога движутся не только
вращательно, но и поступательно. Сверху вниз вперед и вверх – движение
точки подвеса (плечевых суставов и тазобедренного сустава). Если эти
движения выполнять с ускорением, то возникает инерционная сила,
направленная против ускоренного движения тела и равная произведению
массы тела на его ускорение:
Fин = -m∙a;
где Fин – инерционная сила, возникающая при поступательном
движении, m – масса рук, плечевого пояса и таза, a – ускорение точек
подвеса.
К силе тяжести маховых звеньев прибавится эта сила инерции и
одновременно с центробежной. Кратковременно спортсмен будет ощущать
руку более тяжелой. Эти силы, увеличивают давление ноги на опору. В
результате увеличится скорость ОЦМ тела.
3.3 Механизм перевернутого маятника.
Увеличить скорость ОЦМ тела можно не только отталкиваясь от опоры
и выполняя маховые движения руками, но и используя ногу (ноги) как шест.
Если не принимать во внимание упругие свойства шеста, то путь
разгона ОЦМ тела вверх будет зависеть от угла его постановки на опору и
длины шеста. Чем меньше угол, тем больше путь, на котором совершается
работа по изменению кинетической энергии тела (при условии, что
действующая сила постоянна). Пути практической реализации этого закона
механики в поворотном движении ноги как шеста очевидны.
Мерой взаимодействия спортсмена с опорой является импульс силы.
Другой не менее важной мерой действия силы спортсмена, но не во времени,
а в пространстве, является работа, равная произведению силы действия на
перемещение ОЦТ тела за время отталкивания.
Увеличить путь за счет сгибания ноги при амортизации в коленном
суставе за границу оптимума нельзя, поскольку сгибание ног в коленном
суставе за границу оптимума (130–135°) приводит к резкому снижению
усилия ног на опору и, как следствие, уменьшению работы и скорости тела.
Остается только одна возможность – понижать ОЦТ к опоре. Для этого,
как отмечают авторы, спортсмены высокой квалификации ставят ногу под
меньшим углом к опоре (“загребающим” движением под себя), чем
спортсмены низкой квалификации. Угол постановки ног рассчитывается
между прямой линией, проходящей через голеностопный и тазобедренный
сустав, и опорой. При таком способе постановки ноги на опору была
зарегистрирована отрицательная горизонтальная “посадочная” скорость
стопы.
Также отмечают, что, несмотря на то, что происходит сгибание ног в
коленном суставе в начале взаимодействия с опорой (с момента контакта
стопы), тазобедренный сустав и ОЦТ начинают у спортсменов высокой
квалификации перемещаться без существенных колебаний по вертикали. Это
также объясняется проявлением биомеханизма "перевернутого маятника" –
поворот ноги и тела относительно точки опоры вперед–вверх.
4 Контроль технической подготовленности в танцевальном спорте
Спортивно-техническое тестирование разработано применительно к
классификационным уровням, построенным на наборах фигур, которые
распределены по годам обучения танцоров школьного возраста. Существуют
подходы и специфические тесты для контроля исполнения вращательных
фигур
отдельных
танцев
(например,
венского
вальса).
Результаты
исследований по выявлению и оценке элементов отдельных танцев
показывают, что оценка качества исполнения технических действий в их
составе занимает незначительное место при судействе соревнований и
требует особого внимания со стороны судей.
Тематика контроля различных аспектов подготовки спортсменовтанцоров охватывает на сегодняшний день достаточно большой спектр
научных направлений. Однако в каждом из этих направлений существует
лишь небольшое количество практических работ, способных прямо или
косвенно помочь специалисту по спортивным танцам в педагогическом
тестировании спортсменов. Для совершенствования системы контроля и
преподавания
спортивных
танцев
перспективным
считают
подход,
предполагающий переход от изучения фигур и вариаций к обучению
техническим действиям, когда внимание акцентируется на правильном,
красивом исполнении отдельных основополагающих видов движений.
Под
«техническим
действием»
предлагается
понимать
набор
единичных технических действий, исполняемых последовательно или
одновременно,
длительностью
менее
одного
музыкального
такта.
«Единичное техническое действие» ограничено длительностью одного удара
музыки и содержит в себе одно элементарное действие. Единичные
технические действия предлагается подразделять на следующие группы:
равновесие; подъем и спуск; отведение и приведение ноги; перенос «веса»;
шаг; скольжение; подскоки и прыжки; вращения; движения корпуса;
движения
рук.
Внутри
каждой
группы
выделяются
подгруппы
по
функциональным признакам. Понятием «технический элемент» обозначают
несколько различных единичных технических действий и технических
действий, ограниченных одним тактом музыки.
Для
танцевальных
шагов
существуют
конкретные
технические
описания, в соответствии с которыми производится оценка правильности
движений по принципу «либо да, либо нет». Результаты исследований
показывают, что шаги вперед и назад большинство судей по спортивным
танцам считают наиболее простым техническим действием.
Для оценки техники считается необходимым выделить количественные
показатели, выраженные в наличии определенного числа ошибок и оценке
уровня их значимости. Вопросы определения ошибки исполнения в
спортивных танцах, формирования градации ошибок рассматривались в ряде
работ. Наиболее целесообразным для этого представляется использование
экспертного оценивания, с привлечением специалистов различных категорий
из разных танцевальных организаций. В танцевальном спорте, как и в других
технико-эстетических видах спорта, мастерство оценивается судьями,
наблюдающими за соревновательной деятельностью спортсменов.
В основе принятой системы оценивания лежат представления об
эстетическом идеале, изменяющиеся со временем. Говоря словами Корбюзье,
«прекрасно – функциональное». И поэтому во внешнем облике и движениях
человека ценится все, что свидетельствует о физическом и психическом
здоровье и ему способствует.
Рассматривая биомеханические аспекты эстетики движений, удобно
воспользоваться принятым в биомеханике разделением движений на пять
групп:
равновесия;
движения
на
месте;
движения
вокруг
осей;
переместительные действия; локомоции. Эстетичность каждого из этих
движений определяется многими факторами. В том числе – специфические
(неожиданность,
оригинальность,
соответствие
«школе»
и
т.п.)
и
общебиологические (экономичность, точность). Например, как красивое
воспринимается такое исполнение равновесия, при котором не совершается
лишних движений, а поза выбрана так, чтобы минимизировать активность
мышц-антагонистов и, следовательно, затраты энергии на поддержание позы.
Эстетичность движений имеет большое значение не только для спорта,
но и для бытовой и производственной двигательной деятельности.
Правильная осанка и выбор оптимальных режимов в повседневной жизни
помогают сохранить и укрепить здоровье. Все это является необходимым
компонентом культуры движений.
5 Методы количественной оценки, основанные на анализе
характеристик, получаемых в результате биомеханических
исследований и педагогического тестирования
Эти
методы,
основанные
на
регистрации
количественных
характеристик исследуемых показателей, используются в спортивных танцах
для оценки технического мастерства и физической подготовленности
спортсменов. Без разработки количественных оценок качества танцевания и
точности исполнения тех или иных фигур и технических действий
невозможно не только рационально организовать процесс подготовки
спортсменов, но и решить проблемы формализации системы судейства,
механизма и методики судейской работы в спортивных танцах.
С помощью педагогических тестов в танцевальном спорте исследуют в
основном двигательные способности и физиологические реакции организма
на нагрузку. Считается, что в процессе общей физической и специальной
технической подготовки танцоров значительное место должно отводиться
воспитанию:
1. скоростно-силовых способностей рук и ног,
2. силы мышц брюшного пресса,
3. силовой выносливости рук, ног и спины,
4. гибкости позвоночника, подвижности тазобедренных суставов и
эластичности мышц бедра и голени,
5. координационных
способностей
(в
особенности,
равновесия
и
вестибулярной устойчивости) и
6. выносливости.
Комплексный контроль физической подготовленности с помощью
тестов и контрольных упражнений необходимо проводить не менее 2 раз в
сезон.
Лекция 2
Контроль биомеханических характеристик танцевальных шагов
(на примере шагов назад в стандартной программе)
План лекции
1 Квалиметрический подход к оцениванию техники танцевальных шагов ... 20
2 Методика регистрации и оценивания биомеханических характеристик ..... 21
3 Основные требования к технике исполнения шагов ...................................... 23
4 Проверка согласованности мнений экспертов при оценке различий в
технике танцевальных шагов ............................................................................... 26
5 Модельные характеристики рациональной техники танцевальных шагов
назад ........................................................................................................................ 28
6 Биомеханический контроль эстетических характеристик танцевальных
шагов....................................................................................................................... 32
7 Количественная оценка качества танцевальных шагов по биомеханическим
показателям ............................................................................................................ 35
Заключение ............................................................................................................ 39
Список литературы ............................................................................................... 39
1 Квалиметрический подход к оцениванию техники танцевальных
шагов
Основой успешного выступления на соревнованиях по стандартной
программе спортивных танцев считается высокое качество исполнения
движений. При подготовке затрачиваются немалые усилия и время.
Отправными точками в тренировочном процессе являются понимание
содержания требований, предъявляемых к технике исполнения фигур и их
элементов, определение показателей качества и степени их значимости для
судей по спортивным танцам.
В связи с этим актуальна разработка оценочной базы для контроля
уровня качества наиболее важных составных частей - элементов техники.
Существуют различные подходы к оценке технического мастерства
танцоров
–
количественные
(биомеханические)
и
качественные
(квалиметрические) [10, 11]. Среди последних необходимо особенно
подчеркнуть
роль
метода
экспертной
оценки
–
основного
метода
определения результатов на соревнованиях по танцевальному спорту.
В данной работе предпринята попытка уточнить содержание критериев
оценки качества основных элементов техники спортивных танцев (на
примере шагов назад в стандартной программе танцев), (а также определить
степень согласованности мнений экспертов при выборе лучших вариантов
исполнения движений назад).
В составе всех описанных в учебно-методической литературе фигур
танцев стандартной программы есть шаги. Анализ литературных источников
по биомеханическим аспектам техники танцевальных движений показывает,
что экспериментальных исследований спортивной техники движений вперед,
назад и множества других базовых видов движений, проведенных с целью
определения рационального способа выполнения движения в процессе
спортивного
совершенствования,
проведено
чрезвычайно
мало.
Это
оказывает негативное влияние на качество преподавания танцев. Чтобы
оценить технику шагов у спортсменов различной квалификации необходимо
решить следующие задачи:
1. Выявить
основные
требования
к
технике
исполнения
шагов,
предъявляемые экспертами
2. Определить степень согласованности мнений экспертов при оценке
внутрииндивидуальных различий в технике шагов
3. Определить степень согласованности мнений экспертов при оценке
межиндивидуальных различий в технике шагов
На основе экспертной оценки предполагается проведение дальнейшего
биомеханического анализа техники
2 Методика регистрации и оценивания биомеханических характеристик
В эксперименте приняли участие 15 женщин - спортсменок различной
квалификации (рост 165,2±6,8 см, возраст 22,4±3,2 года, вес 57,2±5,5 кг),
активно тренирующихся и регулярно выступающих на соревнованиях по
стандартной программе танцев. Испытуемые были обуты в танцевальную
обувь на мягкой кожаной подошве с каблуками (высота каблука – 7,3±0,7
см),
что
существенно
для
специфики
исполнения
стандартных
и
латиноамериканских танцев.
Запись серий шагов назад рекомендуется проводить одновременно с
помощью цифровой видеокамеры (25 Гц), а также системы Qualisys (частота
дискретизации сигнала - 80 Гц), синхронизированной с 4 тензометрическими
платформами AMTI (США) размером 1,2×1,2 м (частота дискретизации
сигнала - 160 Гц).
Электрическую активность [1] мышц ног можно регистрировать с
помощью телеметрического электромиографа, например, ME6000 (Mega,
Швеция). Существуют и другие, более дешевые и практичные
аналоги
подобных систем. Примером такого аналога может служить разработка А.
Шалманова и Ю. Гусача – «ГЦОЛИФК – 2018». Она представляет собой
восьмикнальный электромиограф, телеметрически связанный с программным
обеспечением через Bluetooth.
Испытуемые выполняют шаги под звук внешнего источника ритма
(например, механического метронома или специально подготовленного
музыкального сопровождения) в разных темпах [13, 14, 15]. Влияние
личностного восприятия музыкального сопровождения на характер движения
было, таким образом, исключено.
Рисунок 1 − Рабочее окно программы QTM при обработке попыток
Шаги назад в характере свинговых танцев стандартной программы
могут выполняться на «комфортном», индивидуально оптимальном уровне
сгибания коленей без ведущей стороны корпуса [4, 5] или с ведущей [6].
Также интерес могут представлять варианты передвижения на различной
высоте положения ОЦМ – привычный или пригибной [7]. Испытуемым
нужно дать инструкцию точно соблюдать темп шагов, демонстрировать
наиболее эстетичное и качественное движение, в особенности ногами.
Скорость движения – как на тренировке и соревнованиях.
Осуществляться может запись 3 и более серий шагов каждого из
заданий, после чего происходит переход к следующему заданию. Порядок
заданий определяется случайным образом.
3 Основные требования к технике исполнения шагов
В условиях соревнований по танцевальному спорту сравнение,
принятие решения и выставление оценки осуществляются на основе
целостного восприятия движения спортсменов в течение нескольких секунд.
Эксперты принимают во внимание детали исполнения преимущественно в
случаях, когда нужно выбрать лучший вариант из равных.
Для оценки шагов назад в танцах стандартной программы одной из
отправных
точек
является
существующее
описание
«правильного»
исполнения в общепринятых учебниках, где, можно сказать, определены по
ряду показателей стандарты качественного движения. Квалифицированные
судьи, прошедшие аттестацию знания фигур и технических элементов из
этих учебников, ориентируются при оценке движения назад на указанную в
них схему действий. Высокую оценку получают исполнители, которые
демонстрируют целостное, «правильное» движение. Можно отметить
единство в представлениях судей о технике шагов назад и наборе критериев
оценки качества, а именно:
1. Ритмическое соответствие и основной ритм.
2. Линии тела.
3. Движение.
4. Ритмическая интерпретация.
5. Техника.
В соответствии с рекомендациями для судейства соревнований
Международной федерации танцевального спорта (WDSF), во всех танцах
ритмическое соответствие (timing) и основной ритм должны ставиться выше
всех остальных критериев судейства. Пункты 2-5 одинаково важны. Оценка
определяется судьей на основе комплекса указанных основных критериев,
конкретное содержание и значимость которых различаются для спортсменов
высокой и низкой квалификации.
Существенно, что эстетическим показателям качества движений судьи
отводят главную роль вне зависимости от уровня исполнительского
мастерства. Считают, что положительную оценку должен получить в первую
очередь красивый танец, вызывающий приятное впечатление, отличающийся
гармоничностью
гармоничность
и
естественностью.
форм
(объемов,
С
длин,
этих
позиций
линий,
поз)
оценивается
и
пропорций
(телосложения, соотношения расстояний между определенными точками на
телах), а также оптимальность изменения углов в тазобедренном, коленном и
голеностопном суставах для телосложения спортсменки в процессе
исполнения
шагов
назад.
Особое
внимание
уделяют
правильности
постановки танцевальной стойки – положению корпуса, рук. Положение и
движение корпуса считают более существенным, чем движение ног.
Предпочтительно, чтобы корпус плавно двигался над своевременно
работающими ногами.
Высокую судейскую оценку получает такое исполнение танца, которое
воспринимается как слияние музыки и движения. Проявление этого видят в
акцентировании движения на ударную долю такта, а также в танцевании
вариаций соответственно периодам музыки.
Оценка показателей качества шагов назад как одного из видов
локомоций зависит от темпа. Было определено, что с увеличением темпа
судьи ожидают увидеть целесообразное уменьшение длины шага и
амплитуды движения тела по вертикали (подъемов и снижений корпуса). В
таком случае шаги выглядят более естественными, ритмически точными и
сбалансированными, что
способствует повышению оценки. Шаги в
медленном темпе считали более сложными в исполнении и менее точными.
Эксперты отмечают такие характеристики, как скорость движения ног,
скорость движения тела над ногами (равномерность, «перетекающая» манера
движения оценивалась высоко).
Одним из интегральных показателей качества при оценке техники
шагов назад является процесс «переноса веса» (обычно под этим
подразумевается движение центра давления с одной стопы на другую).
Отмечают, что «правильное» расположение центра давления на стопе дает
возможность правильно работать стопой и обеспечивать взаимодействие тела
спортсмена с партнером. С этой целью при ходьбе назад тело должно быть
«подано» вперед. На удар музыки центр давления должен располагаться над
передней частью опорной стопы, после чего необходимо своевременно
проводить его над определенными частями стопы в определенные моменты
музыки. Движение центра давления должно быть обеспечено движением ног,
проходящих
через
ряд
характерных
позиций
(вертикали,
«точка
центрального баланса»).
Эксперты сходятся во мнении, что высота каблуков влияет на работу
ног и, в частности, усложняет выполнение плавного переката стопы.
Характер отмеченных ошибок чаще всего связан с двумя основными
параметрами – движением ног и танцевальной стойки.
К ошибкам элементов динамической осанки относятся неоправданные
колебания и нарушения линий танцевальной стойки (туловища, рук, головы).
Их устранение возможно за счет уменьшения колебаний в суставах ног,
обеспечивающих непрерывность и плавность движения туловища. Также
целесообразна умеренность в изгибах тела.
Выделяют 2 ошибочных типа движения назад:
1. Корпус чрезмерно долго движется над передней стопой («застревает
впереди»), маховая нога выносится слишком далеко назад
2. Корпус слишком рано движется на заднюю стопу («падает назад»),
маховая нога задерживается впереди на пути партнера.
Причиной таких шагов назад считают ошибки координации во времени
движения корпуса с управляющими движениями толчковой и маховой ног.
Это выражается в нарушении ожидаемой судьями последовательности
действий («рано - поздно») [11, 12, 16].
Попутно отмечаются и нарушения координации внутренних сил
(«сильно – слабо»), проявляющиеся в неоправданных линейных и угловых
ускорениях суставов ног (отсутствие плавности, рывки), чрезмерном
сгибании ног и уменьшении длины шагов.
4 Проверка согласованности мнений экспертов при оценке различий в
технике танцевальных шагов
Экспертная оценка, с нашей точки зрения, яввляется определяющей
для
поиска
информативных
характеристик,
отражающих
спортивно-
техническое мастерство танцоров. Экспертизу техники шагов рекомендуется
проводить с привлечением не менее чем семи лицензированных судей
высшей категории WDSF (World Dance Sport Federation) и WDC (World
Dance Council).
В
качестве
одного
из
вариантов
анонимной
индивидуальной
экспертизы можно предложить анализ видеозаписей серий шагов для оценки
в 2 этапа. На первом этапе эксперты определяют ранг каждой из нескольких
серий шагов назад всех испытуемых. Лучшая серия оценивается в 1 балл,
средняя – 2 балла, худшая – 3.
На втором этапе каждый эксперт сравнивает выбранные им лучшие
серии у всех испытуемых попарно. С этой целью индивидуально для каждого
эксперта для каждого двигательного задания монтируется еще один фильм.
Таким образом, было проводится однократное сравнение всех испытуемых
между собой методом парного сравнения. На каждом этапе индивидуальные
экспертные оценки получаются посредством смешанного анкетирования.
Эксперты по возможности поясняют причину своего выбора в письменном
виде в оценочных протоколах. В процессе оценки не должно быть личного
контакта между экспертами. Это исключает возможность влияния авторитета
экспертов на оценки друг друга. Кроме того, на каждом из этапов оценки с
некоторыми экспертами выборочно может проводиться интервью с целью
определения содержательных сторон оценки испытуемых. Окончательная
оценка качества шагов назад в каждом из двигательных заданий представляет
собой ранг испытуемой, определенный методом медиан рангов.
Далее на основе полученных балльных оценок на каждом этапе
рассчитываются коэффициенты конкордации (W), характеризующие степень
согласованности экспертов. Результаты анализа согласованности мнений
экспертов при определении лучших серий шагов назад у каждой из
испытуемых могут быть представлены, например, в виде таблицы 1.
Таблица 1 – Коэффициенты конкордации Кендалла, рассчитанные по итогам
парного сравнения
Темп, шаг/мин
Тип шагов назад
60
120
Индивидуально- оптимальные
0,74 *
0,68 *
«Пригибные»
0,72 *
0,69 *
Примечание – * – статистическая значимость при p <0,05.
Значения
коэффициентов
конкордации
свидетельствуют
о
согласованности в выборе лучших вариантов исполнения. Причиной низких
коэффициентов конкордации могут быть: 1) различия приоритетов в
критериях оценки спортсменок разной квалификации у экспертов; 2)
невозможность
или
трудность
определения
различий
из-за
малой
внутрииндивидуальной вариативности техники выполнения шагов.
Результаты парного сравнения испытуемых между собой на 2 этапе
исследования показывают степень согласованности экспертов в оценке
технического мастерства спортсменок различной квалификации.
При
комплексном
межиндивидуального
применении
сравнения
критериев
спортсменок,
а
оценки
также
в
в
процессе
результате
привычности сравнения качества движений у разных исполнителей можно
ожидать практическое единство мнений экспертов, нежели чем при
определении лучших из похожих друг на друга серий шагов у каждой
испытуемой.
5 Модельные характеристики рациональной техники танцевальных
шагов назад
Поиск модельных характеристик рациональной техники ходьбы назад
целесообразно проводить с учётом опыта изучения нормальной ходьбы
вперёд. Основанием тому служит не только сходство этих двух видов
передвижения, но и необходимое сходство смыслового состава системы
движений при исполнении танцевальных шагов в паре, где один из партнёров
во время танца идёт вперёд, а другой – назад. Смысловой состав системы
движений
определяется
целью
и
подцелями
подсистем,
а
также
оптимизирующими задачам. Цель и подцели представляют собой требуемый
результат действия в наиболее обобщённом виде. Цель шага нормальной
ходьбы – минимум энергозатрат (минимальная мышечная работа).
Некоторые авторы приходят к выводу, что нормальная ходьба не может
считаться рациональной, так как она характерна малыми затратами энергии,
лишними нерациональными колебаниями в вертикальном и поперечном
направлении, перепадами скорости внутри шага с потерями энергии при
стопоре, малой активностью многих мышечных групп.
Пересмотр элементарных действий в поисках возможности замены
нерациональных механизмов шага более активными является путем
построения рациональной модели ходьбы. В качестве резервов двигательных
механизмов Х.А. Раттус выделяет:
а) уменьшение нерациональных потерь энергии;
б) мобилизацию малоактивных биодинамических механизмов;
в) внутреннюю рекуперацию энергии (упругая отдача мышц);
г) использование резонансного повышения энергетического уровня
шага до требуемых величин.
Для повышения эффективности ходьбы считается рациональным
сокращение ненужных потерь энергии. К ним относится лишняя работа на
вертикальную амортизацию, на поднимание тела вверх, на поперечные
колебания и на перепады внутрицикловой скорости. Последние зависят от
нерационального стопора при постановке ноги и пассивности продвижения
вперед в периодах передней опоры и перехода опоры. Потери скорости
восполняются падением тела вперед в нормальной ходьбе.
Мобилизация заложенных, но почти не используемых в обычной
ходьбе двигательных механизмов включает:
а) скручивания позвоночника (повороты таза);
б) активные наклоны таза при отталкивании ногой (активный
перекат);
в) активное отталкивание стопой.
Эти
возможности
опорно-двигательного
аппарата
человека
целесообразно использовать во взаимосвязи – мобилизация малоподвижных
звеньев (позвоночника, таза и стоп) и обеспечение в их мышцах внутренней
рекуперации энергии за счет вовлечения косоволокнистых мышц.
В
повторных
колебательных
движениях
звеньев
к
резервным
возможностям относится резонансное накопление энергии в колебательных
движениях. Резонанс происходит, когда в каждом цикле движений подвод
энергии (метаболическая работа) хотя бы немного превышает неизбежные
потери (рассеяние энергии при переходе механической в тепловую). Ещё для
этого необходимо точно использовать момент подвода в самом начале
возвратно-вращательного
накопление
энергии.
движения,
Таким
что
образом,
обеспечивает
резонансное
многочисленные
исследования
нормальной ходьбы вперёд дают основу для изучения рациональной техники
ходьбы назад, в частности, в танцевальном спорте.
Для
количественной
оценки
рациональности
и
эффективности
применяются различные показатели в зависимости от основного критерия
оптимальности, показанные в таблице 2. К числу основных критериев
оптимальности относятся: экономичность, скорость, точность, механическая
производительность, эстетичность движений, а также а также безопасность,
комфортабельность и некоторые другие, не столь важные для «школы»
движений.
Таблица 2 – Критерии рациональности и эффективности двигательной
деятельности и их основные показатели
Основной
Показатели рациональности и эффективности Изменения
критерий
двигательной деятельности
при
повышении
мастерства
Экономич-
Коэффициент механической эффективности
↑
ность
Коэффициент использования механической ↑
энергии
Энергетическая стоимость метра пути
Энергетическая
стоимость
одного
↓
цикла ↓
движений
Пульсовая стоимость метра пути
↓
Пульсовая стоимость одного цикла движений
↓
Механичес- Объем механической работы, выполненной за ↑
кая
стандартный отрезок времени
производи-
Среднедистанционная скорость
↑
Процент попаданий в цель
↑
тельность
Точность
Среднее отклонение пробоины от центра ↓
мишени (в стрельбе)
Примечание: ↑ - увеличивается; ↓ - уменьшается
На характеристики оптимального двигательного режима оказывают
влияние внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные) факторы
оптимизации. В числе эндогенных факторов состояние здоровья, степень
утомления, уровень физической подготовленности. Из экзогенных наиболее
важны психологические, экологические и эргономические факторы.
Для расчёта показателей, характеризующих эффективность
двигательной деятельности, регистрируют или вычисляют биомеханические
характеристики. Например, силу реакции опоры при отталкивании и ее
составляющие можно видеть на рисунке 2. Другие, и достаточно
многочисленные, доступные для практического измерения с помощью
биомеханических методик кинематические характеристики, отражающие
скорость, длину, частоту и ритм шагов, можно видеть на рисунке 3.
Показано, в частности, влияние ряда параметров (темп, спортивная
квалификация, двигательное задание) на показатели взаимодействия с
опорой у спортсменов-танцоров различной квалификации, как представлено
на рисунке 2.
а
б
в
Рисунок 2 − Пример графика горизонтальной составляющей силы реакции
опоры во время шага назад спортсменками различной квалификации, темп
120 шаг/мин
Примечание – а) высокая квалификация; б) массовые разряды; в) начинающие.
6 Биомеханический контроль эстетических характеристик
танцевальных шагов
Количественной
мерой
красоты
танцевальных
движений
для
спортивного танцевального шага назад может выступать относительная
частота проявления в биомеханических характеристиках золотого сечения и
соотношений Фибоначчи, что согласуется с интегральной оценкой судей.
Рисунок 3 − Схема анализа кинематических и динамических показателей
одиночного шага назад
Примечание − Fz – вертикальная составляющая сил реакции опоры; Fx –
продольная составляющая сил реакции опоры; α КС – угол в коленном суставе; P – вес
испытуемого).
Один из примеров представления качества в виде усеченного
иерархического древа представлен в таблице 3. Показано, что существует
положительная статистическая взаимосвязь между рангами, определенными
на основе мнения судей методом парного сравнения для каждого из
испытуемых, и относительной частотой проявления в их движениях
«золотого сечения» и соотношений Фибоначчи. Предложена модель
танцевального
шага
назад
и
определены
групповые
модельные
характеристики для спортсменок высокой квалификации, включающие
Таблица 3 - Поддрево свойств для эстетического показателя качества
Эстетич- Информационная
Знаковость
ность
Оригинальность
выразительность
Стилевое соответствие
Соответствие моде
Рациональность
Функционально-конструктивная
формы
приспособленность
Целесообразность формы
Целостность
Организованность объемно-пространственной
композиции
структуры
Тектоничность
Пластичность
Графическая
прорисованность
формы
и
элементов
Цветовой колорит
Совершенство
Тщательность покрытия и чистота отделки
производственного Чистота выполнения сочленений, скруглений
исполнения
и сопрягающихся поверхностей
внешнего вида
Четкость исполнения фирменных знаков,
указаний упаковки и документации
показатели и их средние значения у спортсменок различной квалификации в
разном темпе, а также соотношения этих показателей (на основе
соотношений Фибоначчи). Оценка по «расширенному» набору показателей
обладает
информативностью
при
оценивании
качества
исполнения
танцевальных шагов назад. Описанная методика может использоваться для
количественной оценки качества выполнения шагов назад в танцевальном
спорте.
Используя данный подход, можно провести количественную оценку
качества исполнения не только шагов назад, его отдельных частей и
элементов, но и танца в целом, причем не только у одиночного спортсмена,
но и у танцевальной пары, как в процессе тренировок, так и в ходе
соревнований.
7 Количественная оценка качества танцевальных шагов
по биомеханическим показателям
Для изучения взаимосвязи судейских оценок и биомеханических
характеристик техники была разработана модель техники танцевального
шага назад. Данная модель техники шага назад не является исчерпывающей,
в ней указаны лишь доступные для измерения показатели. Модель включает
биомеханические характеристики, представленные на рисунке 4 в первую
очередь временными и динамическими показателями реакции опоры,
суставными угловыми перемещениями. Оценка каждого элементарного
показателя получается при сравнении измеренного показателя с эталонным
значением по формуле (1):
Qi=Kизм/Кэтал,
(1),
где Qi – оценка данного элементарного показателя, Kизм – среднее
значение измеренного показателя, Кэтал – эталонное значение показателя.
В качестве эталона могут быть использованы усредненные или
предельные
(соответствующие
эталону)
значения
имеющихся исследованиях [5, 6, 9, 10, 11]
характеристик.
В
в качестве эталонных
принимались средние значения характеристик шагов назад, выполненных
группой из пяти спортсменок высокой квалификации (МС, МСМК, ЗМС).
Впрочем, проблема разработки эталона в танцевальном спорте остается еще
недостаточно разработанной и требует проведения исследований по ряду
перспективных направлений.
Для оценки вклада каждого показателя в конечный результат, то есть в
качество танцевального шага назад, были определены коэффициенты
корреляции между измеренными показателями и судейскими оценками за
каждое двигательное задание
Анализ знаков и величин коэффициентов ранговой корреляции
показывает, что существенными для судейской оценки [9] являются группы
показателей, характеризующие:
1.
Связь длины шагов и средней скорости движения. Высокую
судейскую оценку получают спортсменки, у которых больше длина
шага (rs= -0,73) и высокая средняя скорость движения (rs= -0,78). Данные
показатели являются информативными для шагов на индивидуальнооптимальном уровне.
Период двойной опоры (первая фаза каждого одиночного шага
начинается в момент начала четвертой фазы предыдущего одиночного шага):
более высокую оценку получают те спортсменки, у которых короче период
двойной опоры и больше размах разгибания в коленном суставе опорной
ноги в период двойной опоры (для шагов на индивидуально-оптимальном
уровне).
2.
Продольную составляющую Fx сил реакции опоры: более
высокая оценка ставится тем спортсменкам, у которых меньше минимум Fx
при постановке и меньше значение отношения минимума горизонтальной
составляющей при постановке к максимуму при отталкивании.
3.
Положение ног в суставах в момент центрального баланса и
вертикали, а также при амортизации: большие величины размаха сгибания
опорной ноги за период движения из точки центрального баланса до момента
вертикали, а также разгибания в период движения от момента вертикали до
новой точки центрального баланса способствуют получению более высокой
оценки.
В процессе дальнейшего контроля биомеханических характеристик
могут быть выявлены и другие существенные для судей
группы
характеристик движения.
Полученные
коэффициенты
корреляции
позволили
определить
весомость каждого показателя (Mi). Весомость всех показателей, согласно
принципам квалиметрии, в сумме должна давать постоянное число,
например, единицу, а весомость каждого показателя пропорциональна его
коэффициенту корреляции с оценкой [10].
Результирующая оценка биомеханических характеристик определяется
по формуле (2):
Qрез = Q1×M1+…+Qi×Mi
Оценка
(Qрез)
по
сути
отражает
(2)
степень
сходства
средних
характеристик движения конкретного испытуемого, определенных по
результатам измерения серии попыток, с модельными (эталонными)
среднегрупповыми показателями спортсменок высокой квалификации.
Целостное судейское восприятие учитывает, помимо всего прочего, еще и
качественное
своеобразие
исполнения,
стиль
и
красоту
движения.
Сопоставление комплексной оценки (Qрез) с интегральной судейской оценкой
может
дать
представление
об
информативности
биомеханических
показателей техники танцевальных шагов при определении квалификации
спортсменок.
Поэтому оценки испытуемых (Qрез) по итогам каждого двигательного
задания целесообразно затем ранжировать и сопоставить с медианными
рангами, полученными в результате судейской оценки методом парного
сравнения.
Результаты, которые затем можно представить в виде таблицы 4,
свидетельствуют в трех заданиях из четырех о значимой связи между
оценками за исполнение танцевальных шагов назад, полученными от судей, и
по итогам сравнения с эталоном на основе биомеханических показателей.
Таблица 4 – Коэффициенты ранговой корреляции Спирмена между
экспертной оценкой и оценкой биомеханических показателей
Измеряемый показатель
Тип двигательного задания
Уровень 1
Уровень 2
Задание 1
r11 *
r12
Задание 2
r21 *
r22 *
Примечание – * – статистическая значимость при p <0,05.
Анализ оценок испытуемых различной квалификации показывает, что
наименьшие значения оценки и, следовательно, ранги характерны для тех
испытуемых, у которых средние значения биомеханических показателей
меньше эталонных. Особенно это касается отмеченных ранее групп
показателей, существенных для судейской оценки. Также можно отметить,
что судейская оценка по итогам парного сравнения в большей степени
соответствует формальному уровню мастерства испытуемых.
Заключение
Выявлена связь между комплексной (целостной) экспертной оценкой
качества
шагов
назад
и
биомеханическими
характеристиками
взаимодействия с опорой с использованием двух разных подходов.
Перспективным
направлением
дальнейшего
совершенствования
методик контроля в танцевальном спорте можно считать определение
наиболее весомых качественных показателей с точки зрения экспертов (в
частности, судей) и разработку профилей технической подготовленности с
учетом
весомости
рассмотренных
показателей.
Это
может
быть
осуществлено как в лабораторных условиях с помощью дорогостоящих
стационарных исследовательских методик (Qualisys, Vicon, AMTI, Mega и
т.п.), так и в условиях тренировочного зала с применением современных
общедоступных и более дешевых программ и приложений. Практика
показывает, что весьма быстро можно получить достаточные данные для
качественного
оперативного
контроля
на
основе
биомеханических
характеристик движения с помощью, например, Dartfish и его аналогов.
Список литературы
1.
Tarkhanov I. Prospectives of surface electromyography applications in
dance sport biomechanics studies / I. Tarkhanov // Proceedings of International
scientific and practical conference of students and young scientists “HIGHER
SCHOOL as the center of integration of science, sports, education and culture”. –
RSUPC. – М., 2007. – 150 р. – рр. 75-76.
2.
Зациорский,
В.М.
Состояние
и
проблемы
спортивной
биомеханики / В.М. Зациорский // Актовая речь 1 декабря 1983 г. – М., Б/и. –
18 с.
3.
Коренберг, В.Б. Спортивная метрология: словарь-справочник /
В.Б. Коренберг // учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2004. – 340 с.
4.
Тарханов, И.В. Биомеханика взаимодействия с опорой при
исполнении танцевальных шагов в различном темпе / И.В. Тарханов, Е.А.
Лукунина, А. А. Шалманов // Теория и практика физ. культуры. – 2011. – №
5. – С. 50–55.
5.
Тарханов, И.В. Биомеханика взаимодействия с опорой при ходьбе
назад : (на примере спорт. танцев) / И.В. Тарханов // Современные проблемы
развития танцевального спорта: материалы всероссийской науч.–практ. конф.
– М., 2009. – С. 117–120.
6.
Тарханов, И.В. Биомеханические особенности взаимодействия с
опорой спортсменов–танцоров высокой квалификации при выполнении
ходьбы назад : дис. ... магистра физ. культуры / Тарханов Иван
Владимирович. – М., 2007.– 54 с.
7.
Тарханов, И.В. Биомеханические характеристики пригибных
танцевальных
шагов
назад
/
И.В.
Тарханов,
Е.А.
Лукунина
//
Совершенствование системы подготовки в танцевальном спорте: материалы
всероссийской науч.–практ. конф. – М., 2012. – С. 59–63
8.
Тарханов,
голеностопном
И.В.
суставе
у
Влияние
темпа
спортсменок
на
высокой
показатели
угла
квалификации
в
при
выполнении шагов назад / И.В. Тарханов // Совершенствование системы
подготовки в танцевальном спорте: материалы всероссийской науч.–практ.
конф. – М., 2014. – С. 73-75
9.
Тарханов,
И.В.
Дискриминативные
признаки
техники
танцевальных шагов назад, выполненных спортсменами в разном темпе /
И.В. Тарханов, Е.А. Лукунина, // Биомеханика двигательных действий и
биомеханический контроль в спорте: материалы всероссийской науч.–практ.
конф. – Малаховка, 2016.
10.
Тарханов, И.В. Количественная оценка качества исполнения
шагов назад в танцевальном спорте / И.В. Тарханов, Е.А. Лукунина // Теория
и практика физической культуры. – 2010. – № 11. – С. 38–43.
11.
Тарханов, И.В. Определение информативности биомеханических
показателей техники шагов назад в танцевальном спорте по критерию
экспертной оценки / И.В. Тарханов, Е.А. Лукунина, А.А. Шалманов //
Олимпийский спорт и спорт для всех: материалы международного конгресса
[в
2
ч.].
–
Ч.
2.
–
СПб,
Издательско-полиграфический
центр
Политехнического университета, 2016. – С. 483-487.
12.
Тарханов, И.В. Последовательность движений в суставах ног при
выполнении шагов назад в спортивных танцах / И.В. Тарханов, Е.А.
Лукунина / Совершенствование системы подготовки в танцевальном спорте:
материалы всероссийской науч.–практ. конф. – М., 2016. – С. 51–57.
13.
Тарханов, И.В. Сравнительная характеристика пригибных и
индивидуально-оптимальных танцевальных шагов назад / И.В. Тарханов,
Е.А. Лукунина // Биомеханика спортивных двигательных действий и
современные
инструментальные
методы
их
контроля
материалы
всероссийской науч.–практ. конф. – Малаховка, 2013. – С. 143–147.
14.
медленных
Тарханов, И.В. Сравнительный анализ техники быстрых и
танцевальных
шагов
назад,
различающихся
способом
отталкивания стопой от опоры / И.В. Тарханов, Е.А. Лукунина /
Совершенствование системы подготовки в танцевальном спорте: материалы
всероссийской науч.–практ. конф. – М., 2015. - С. 43-47
15.
Тарханов, И.В. Сравнительный анализ техники танцевальных
шагов назад по биомеханическим (кинематическим) показателям / И.В.
Тарханов, Е.А. Лукунина, А.А. Шалманов // Теория и практика физической
культуры. – 2012. – № 7. – С. 78–80.
Тарханов И.В.
«Биомеханический контроль в танцевальном спорте»
Курс лекций
Для бакалавров ВГБОУ ВО РГУФКСМиТ, обучающихся
по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура»
Подписано в печать ____________ Формат ____________
Бумага офсетная. Печать лазерная. Усл.-печ. П. _______ п.л.
Тираж ___ экз. Заказ ________
___________________________________________________________
Отпечатано в ФГБОУ ВО «РГУФКСМиТ»,
105122, г. Москва, Сиреневый бульвар, 4