Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
БАЗОВЫЕ
КАТЕГОРИИ
КУЛЬТУРЫ
КАТЕГОРИЗАЦИЯ
КУЛЬТУРЫ ПО Э. ХОЛЛУ:
КОНЦЕПЦИЯ «КУЛЬТУРНОЙ
ГРАММАТИКИ»
◦У каждой культуры есть своя логика и свое
представление о мире. То, что значимо в одной
культуре, может быть несущественным в другой.
Поэтому важно всегда с уважением смотреть на
своего партнера — представителя иной культуры. Он
действительно, другой, и это его право.
◦Одной из наиболее значимых культурных категорий
является категория времени, которая различным
образом толкуется в разных культурах.
Время
◦Во всех культурах категория времени служит важным показателем темпа жизни, ритма
деятельности. От того, какова ценность времени в культуре, зависят типы и формы
общения людей. По этой причине отношение ко времени в той или иной культуре
следует обязательно учитывать при общении с ее представителями.
◦В процессе межкультурной коммуникации партнеры обычно руководствуются своими
мерками времени и применяют их друг к другу. При этом обеими сторонами не
учитываются те скрытые сигналы, та информация, которая содержится и выражается в
другой временной системе. Так теряется важный источник информации, и общение
оказывается малоэффективным. Таким образом, чтобы уметь понимать скрытые сигналы
и лучше ориентироваться в чужой культуре, необходимо хорошо знать ее временную
систему.
Жизненный
ритм культуры
◦Ритм жизни может связывать людей между
собой или изолировать их друг от друга. В одних
культурах этот ритм очень медленный, в других
— очень быстрый. Люди с различными
жизненными ритмами с трудом понимают друг
друга, так как они живут асинхронно.
◦Другим очень важным аспектом является
основная временная перспектива, существенно
различающаяся от культуры к культуре. Это
означает, что некоторые культуры и страны
могут быть ориентированы в прошлое, настоящее
или будущее. Например, Иран, Индия и
некоторые страны Дальнего Востока
ориентированы в прошлое; США ориентированы в
настоящее и в недалекое будущее. Для России,
скорее всего, характерна ориентация на прошлое
и будущее.
Монохронные и
полихронные культуры
◦Время является показателем темпа жизни и ритма деятельности,
принятых в той или иной культуре.
◦Поэтому по способу использования времени культуры принято
разделять на два противоположных вида: в одних культурах
время распределяется таким образом, что в один и тот же
отрезок времени возможен только один вид деятельности,
поэтому одно идет за другим, как звенья одной цепи. Культуры,
в которых доминирует такой вид распределения времени,
называются монохронны ми, так как в них за один период
времени выполняется только одно дело.
◦В других культурах время распределяется таким образом, что в
один и тот же отрезок времени возможен не один, а сразу
несколько видов деятельности. Такие культуры называются
полихронны ми, поскольку сразу несколько дел выполняются
одновременно.
Контекст
◦Характер и результаты процесса коммуникации определяются, среди
прочего, и степенью информированности его участников. Есть
культуры, в которых для полноценного общения необходима
дополнительно подробная и детальная информация. Это объясняется
тем, что практически отсутствуют неформальные сети информации и
как следствие люди оказываются недостаточно информированными.
Такие культуры называются культурами с « низким» контекстом.
◦И напротив, в других культурах у людей нет необходимости в
получении более полной информации. Здесь люди нуждаются лишь в
незначительном количестве дополнительной информации, чтобы
иметь ясную картину происходящего, так как в силу высокой
плотности неформальных информационных сетей они всегда
оказываются хорошо информированными. Такие общества
называются культурами с « вы сок им» контекстом.
Пространство
◦Формирование чувства личного пространства происходит в
детстве, и его размеры регулируются чаще всего
бессознательно. Они интуитивно поддерживаются при
общении с представителями своей культуры и, как правило,
не создают проблем для коммуникации.
◦Однако при общении с представителями других культур
дистанция общения создает проблемы для коммуникации,
поскольку отношение к пространству в каждой культуре
обусловлено ее особенностями и ошибочно может пониматься
представителями другой культуры.
◦Пространственный фактор в коммуникации может также
служить для выражения отношений господства —
подчинения. Однако в каждой культуре приняты разные
сигналы, выражающие отношения во власти.
Информационные потоки
◦Для процесса коммуникации очень важной культурной категорией являются
информационные потоки, которые вместе со всеми рассмотренными выше
факторами образуют единый комплекс причин, определяющих поведение
человека в рамках своей культуры.
◦Для процесса коммуникации важность информационных потоков определяется
формами и скоростью распространения информации. Проблема заключается в
том, что в одних культурах информация распространяется медленно,
целенаправленно, по специально предназначенным каналам и поэтому носит
ограниченный характер. В других культурах система распространения
информации действует быстро и широко, вызывая соответствующие действия
и реакции.
КАТЕГОРИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ ПО
Г. ХОФСТЕДЕ: КОНЦЕПЦИЯ
«МЕНТАЛЬНЫХ ПРОГРАММ»
◦В силу индивидуальных особенностей психики, социального окружения и
соответствующих черт культуры каждый человек по-своему воспринимает
окружающий мир, является носителем определенного образа мыслей и
потенциальных действий.
◦Как только определенные ощущения, формы мышления и способы действий
возникают и закрепляются в сознании индивида, они консервируются и
слабо поддаются новациям.
◦Такие механизмы формирования ощущений, мыслей и поведения
называются в культурной антропологии ментальны ми программами.
Это означает, что ментальные программы определяются так называемыми
измерениями культуры, включающими в себя:
дистанцию власти;
коллективизм
индивидуализм;
—
маскулинность
— феминность;
избегание
неопределенности.
Дистанция
власти
◦Некоторые культуры имеют преимущественно
иерархическую, или вертикальную структуру, в то
время как в других культурах иерархия выражена не
так сильно или наблюдается горизонтальная
структура построения властных отношений.
◦В иерархических обществах с высокой (большой)
дистанцией власти всем вышестоящим лицам:
начальникам или родителям и прочим носителям
властных полномочий — традиционно оказывается
подчеркнутое уважение и демонстрируется
послушание.
◦ В культурах с низкой дистанцией власти
эмоциональная дистанция между вышестоящими
персонами и подчиненными незначительна.
Индивидуализм – коллективизм
◦Разделение культур на индивидуалистские или коллективистские является одним из
важных показателей в межкультурной коммуникации, поскольку с его помощью
объясняются различия в поведении представителей разных культур. Подавляющее
большинство людей живет в обществах, в которых интересы группы превалируют над
интересами индивида. Такие общества называются коллективистскими.
◦В то же время меньшая часть людей на планете живет в обществах, в которых интересы
индивида преобладают над интересами группы. Эти общества и их культуры носят
название индивидуалистских. В таких обществах семьи включают только родителей
и их детей. Такой тип семей называют малыми (или нуклеарными) семьями. В таких
обществах от физически здорового человека ожидается, что он ни в каком отношении не
будет зависеть от группы.
Маскулинность
- феминность
◦ Каждое общество по родовому признаку состоит из
мужчин и женщин. Биологические различия между
мужчинами и женщинами одинаковы во всем мире, но их
социальные роли в обществе лишь в малой степени
объясняются биологическими различиями.
◦ Согласно такому разделению в маскулинных культурах
центральное место занимают работа, сила, независимость,
материальный успех, открытость, конкуренция и
соперничество и существует ясное разграничение
мужских и женских ролей.
◦ В феминных культурах эти признаки считаются не столь
важными. На первом плане здесь находятся
эмоциональные связи между людьми, забота о других
членах общества, сам человек и смысл его существования.
Избегание
неопределенности
◦Состояние и чувство
неопределенности
является неотъемлемой
частью человеческого
существования, поскольку
невозможно абсолютно
точно предсказать
события ни в ближайшем,
ни в отдаленном
будущем. По мере
возможностей, с
помощью различных
технологий, законов или
религии люди пытаются
снизить уровень
неопределенности.
◦В культурах с высоким уровнем избегания
неопределенности в ситуации неизвестности
индивид испытывает стресс и чувство страха.
Высокий уровень неопределенности, согласно
Хофстеде, ведет не только к повышенному
стрессу у индивидов, но и к высвобождению у
них большого количества энергии.
◦В культурах с низким уровнем избегания
неопределенности люди в большей степени
склонны к риску в незнакомых условиях и для
них характерен более низкий, уровень стрессов
в неизвестной ситуации. Молодежь и люди с
отличающимся поведением и образом мыслей
воспринимаются в таких обществах позитивнее,
чем в обществах с высоким уровнем избегания
неопределенности.
◦Глобальные изменения последних лет в мире приводят к тому, что люди вынуждены
ежедневно общаться с представителями других культур. Каждая из культур поставляет
собственную программу действий для своих членов, которая всегда отлична от
программы действий другой культуры.
◦Поэтому интерес к культурным различиям велик и не ограничивается
только приведенными выше категориями. Существуют и другие подходы, которые
позволяют исследовать отличия между культурами.
◦Необходимость учета культурных категорий объясняется тем, что они существенно
облегчают осознание и принятие во внимание культурных различий. Это в свою очередь
позволяет гибко реагировать на неожиданные действия партнеров по
межкультурной коммуникации и избегать возможных конфликтов при контактах с
представителями других культур.
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ
!