Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Банковский надзор

  • 👀 273 просмотра
  • 📌 236 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Банковский надзор» docx
Тема: Банковский надзор Вопрос: Пруденциальные нормы деятельности кредитных организаций Под пруденциальными нормами деятельности понимаются установленные Банком России: - предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями; - нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность кредитных организаций и покрытие возможных потерь; - требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности, включая требования по ведению бухгалтерского учета, представлению отчетности и ее опубликованию в открытой печати в случаях, установленных федеральными законами, представлению аудиторских заключений и при регистрации, лицензировании и расширении деятельности кредитных организаций. За невыполнение данных норм к кредитным организациям применяются определенные меры воздействия. Основной задачей, решаемой надзорными органами при применении мер воздействия, является регулирование деятельности кредитных организаций в целях ее приведения в соответствие с нормами и требованиями федеральных законов и Банка России. Надзорные органы применяют к кредитным организациям меры воздействия двух типов: - предупредительные; - принудительные. Конкретный состав применяемых мер воздействия может включать как меры воздействия только одного типа (предупредительные либо принудительные), так и сочетание мер воздействия разных типов. Выбор мер воздействия, производится надзорными органами самостоятельно исходя из положений Федеральных законов «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», с учетом: - характера допущенных кредитной организацией нарушений; - причин, обусловивших возникновение выявленных нарушений; - общего финансового состояния кредитной организации; - положения кредитной организации на федеральном и региональном рынке банковских услуг. Предупредительные меры воздействия применяются в основном в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков. Указанные меры могут применяться при условии ответственного, конструктивного подхода органов управления, а в соответствующих случаях и учредителей (участников) кредитной организации к устранению нарушений в ее деятельности, а также при условии надлежащего взаимодействия кредитной организации и ее учредителей (участников) с надзорными органами. Взаимодействие с надзорными органами должно выражаться в принятии кредитной организацией, а в необходимых случаях и ее учредителями (участниками) соответствующих обязательств по корректировке деятельности данной кредитной организации. Целесообразность применения предупредительных мер воздействия к кредитной организации определяется надзорным органом самостоятельно. Содержание предупредительных мер воздействия включает: - доведение до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности и об обеспокоенности надзорного органа состоянием дел в кредитной организации; - изложение рекомендаций надзорного органа по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации; - предложения представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение недостатков, включая при необходимости обязательства, принимаемые на себя кредитной организацией, ее учредителями (участниками); - установление дополнительного контроля за деятельностью кредитной организации и за выполнением ею мероприятий по нормализации деятельности. Информация руководящим органам кредитной организации о наличии в ее деятельности недостатков и /или нарушений и необходимости их устранения может быть доведена в следующих формах: - письменной; - в ходе деловой встречи (совещания). Письменная форма информации представляет собой официальный документ (письмо, телеграмма, телекс, факсимильное сообщение с подтверждением), направляемый надзорным органом кредитной организации. Деловая встреча проводится в виде совещания уполномоченных представителей надзорных органов с представителями органов управления кредитной организации в следующих целях: - обсуждения ситуации, сложившейся в кредитной организации; - анализа предложенных кредитной организацией, учредителями (участниками) кредитной организации, потенциальными инвесторами или кредиторами путей преодоления финансовых и /или организационных трудностей в ее деятельности. Результаты совещания оформляются протоколом, который должен содержать: - констатацию основных замечаний (недостатков) к деятельности кредитной организации; - перечень основных мероприятий по нормализации положения в кредитной организации с указанием сроков их реализации (мероприятия разрабатываются кредитной организацией и согласуются с уполномоченным представителем надзорного органа); - механизм контроля за выполнением согласованных мероприятий, в том числе со стороны надзорного органа. По результатам совещания надзорным органом может быть принято решение о целесообразности принятия кредитной организацией письменных обязательств об устранении допущенных нарушений. Протокол подписывается лицом, проводившим совещание. Экземпляр протокола направляется кредитной организации (Правлению и Совету директоров). Принудительные меры воздействия применяются в отношении кредитной организации в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных мер воздействия не приносит или не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации. При выборе вида принудительной меры воздействия надзорный орган основывается на результатах анализа. Основаниями для применения принудительных мер воздействия являются нарушения (невыполнение) кредитной организацией требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность нормативных актов (далее - банковское законодательство) и предписаний Банка России, непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации, а также в случае, если совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам клиентов и /или кредиторов (вкладчиков). Банк России применяет к кредитным организациям (головным кредитным организациям банковских групп) меры в соответствии со статьей 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Банк России не имеет право применять к кредитной организации меры воздействия в следующих случаях: - если со дня совершения кредитной организацией (головной кредитной организацией банковской группы) нарушения истекло пять лет; - если нарушения федеральных законов выявлены в отношении норм, надзор (контроль) за соблюдением кредитными организациями (головными кредитными организациями банковских групп) которых отнесен к компетенции иных надзорных (контролирующих) органов. Меры, воздействия не применяются к кредитной организации Банком России в связи с невыполнением кредитной организацией (ее филиалом) (головной кредитной организацией банковской группы) положений документов (актов) Банка России, не являющихся нормативными актами или предписаниями Банка России. В случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, непроведения обязательного аудита, нераскрытия информации о своей деятельности и аудиторского заключения по ней Банк России в соответствии имеет право применить к ней следующие меры: 1. требование об устранении выявленных нарушений; 2. штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала; Штраф как мера принудительного воздействия — денежное взыскание, налагаемое на кредитную организацию в соответствии с установленными федеральными законами и нормативными актами Банка России основаниями для его применения. 3. ограничение проведения отдельных операций, в том числе с головной кредитной организацией банковской группы, головной организацией банковского холдинга, участниками банковской группы, участниками банковского холдинга, со связанным с ней лицом (связанными с ней лицами), на срок до шести месяцев. В случае нарушения кредитной организацией требований Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Банк России имеет право: 1. требование об устранении выявленных нарушений; 2. взыскивать с кредитной организации штраф в размере до 0,1 процента размера собственных средств (капитала) кредитной организации, но не менее 100 тысяч рублей. 3. ограничение проведения отдельных операций, в том числе с головной кредитной организацией банковской группы, головной организацией банковского холдинга, участниками банковской группы, участниками банковского холдинга, со связанным с ней лицом (связанными с ней лицами), на срок до шести месяцев. В случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе применить к ней следующие меры: 1. штраф в размере до 1 процента размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента минимального размера уставного капитала 2. требования: об осуществлении мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменении структуры ее активов; о замене руководителей кредитной организации; об ограничении размера компенсационных и (или) стимулирующих выплат руководителям кредитной организации, на срок до трех лет; об осуществлении реорганизации кредитной организации; 3. запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, в том числе с головной кредитной организацией банковской группы, головной организацией банковского холдинга, участниками банковской группы, участниками банковского холдинга, со связанным с ней лицом (связанными с ней лицами) (далее - запрет на осуществление отдельных банковских операций), на срок до одного года: 3.1. на привлечение денежных средств физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); 3.2. на размещение привлеченных во вклады денежных средств физических лиц (до востребования и на определенный срок) от своего имени и за свой счет; 3.3. на открытие и ведение банковских счетов физических лиц; 3.4. на осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц по их банковским счетам; 3.5. на привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); 3.6. на размещение привлеченных во вклады денежных средств юридических лиц (до востребования и на определенный срок) от своего имени и за свой счет; 3.7. на открытие и ведение банковских счетов юридических лиц; 3.8. на осуществление переводов денежных средств по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; 3.9. на инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; 3.10. на куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной формах; 3.11. на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; 3.12. на выдачу банковских гарантий; 3.13. на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов); 4. запрет на открытие кредитной организацией филиалов на срок до одного года; 5. назначение временной администрации по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев; 6. запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, 7. требование к учредителям (участникам) кредитной организации, которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов, в том числе путем ограничения распределения прибыли кредитной организации в части выплат, влекущих уменьшение собственных средств (капитала) кредитной организации; 8. ограничение величины процентной ставки, которую кредитная организация определяет в договорах банковского вклада, заключаемых (пролонгируемых) в период действия ограничения, в виде максимального значения процентной ставки, но не ниже двух третей ставки рефинансирования Банка России по банковским вкладам в рублях и не ниже ставки ЛИБОР по банковским вкладам в иностранной валюте на дату введения ограничения на срок до одного года. Посмотреть самостоятельно: основания для отзыва лицензии статья 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
«Банковский надзор» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 50 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot