Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
1
Автоблокировка с тональными рельсовыми цепями и
централизованным размещением аппаратуры АБТЦ
Урок 1.
Система АБТЦ – система АБ с ТРЦ3 бес проходными светофорами без
изолирующих стыков и централизованным размещением аппаратуры на
прилегающих станциях.
Преимущество АБТЦ:
- обеспечивает работу оборудования в благоприятных условиях
отапливаемого помещения, что повышает надежность и долговечность
приборов, особенно электронных
- исключает необходимость передачи информации между светофорами, на
переезды и на станцию, что упрощает схемные зависимости АБ, ДК и схемы
смены направления;
- облегчает труд обслуживающего персонала , уменьшает время работы на
свежем воздухе и в зоне повышенной опасности в непосредственной
близости движущихся поездов;
- снижает стоимость системы за счет исключения расходов на оборудование
релейных шкафов, линейных трансформаторов и кабельных ящиков.
Недостатки - централизованное размещение аппаратуры приводит к
увеличению расхода кабеля и снижает работоспособность системы в целом.
- Нумерация рельсовых цепей сквозная, начинается от входного светофора
для четного направления 2П, 4П,6П….., для нечетного направления 1П,
3П,5П….
- Разрешающее показание на светофоре включается, когда поезд
освобождает рельсовые цепи ограждаемого блок-участка и защитного
участка. В защитный участок входят первая и вторая ТРЦ следующего блокучастка.
- На границе блок-участков устанавливаются ТРЦ с общим генератором с
несущеми частотами 580, 720,780 Гц, обеспечивающие зону
дополнительного шунтирования L=40м. В остальные ТРЦ используются
несущие частоты 420,480 Гц.
2
- Светофоры смещаются на 40м от места подключения аппаратуры ТРЦ
навстречу поезду , благодаря чему приближающийся поезд не перекрывает
сам себе сигнал (из-за зоны дополнительного шунтирования).
Схема управления огнями проходного светофора (стр.92 рис.4.14)
*Управление огнями проходного светофора выполняется по 6 жилам
сигнально-блокировачного кабеля.
* При длине соединительного кабеля более 4км прямые и обратные жилы
должны находиться в разных сигнально-блокировачных кабелях, что
уменьшает токи утечки.
- Лампы зеленого и желтого огней – однонитевые;
лампа красного огня – двухнитевая.
- Огневое реле О контролирует целостность всех ламп.
- Включение огней светофоров осуществляется через последовательно
включенные контакты сигнальных реле З, Ж и их повторителей З1 и Ж1. Это
сделано для контроля исправности огневого реле и увеличения
коэффициента возврата этого реле.
При удаления светофоров свыше 4км ток утечки в кабельной линии
может оказаться достаточным для удержания якоря огневого реле О в
притянутом состоянии при перегорании контролируемой лампы.
Для исключения подобных ситуаций производится искусственное
выключение огневого реле при переключении ламп светофора.
Ж
О
Ж1
О
- При перегорании или обрыве нити лампы
Б
О
О1
О2 Пульт-табло
с зам.
При замене лампы реле О2 включается перемычкой «Гн».
В системе АБТЦ при перегорании обеих нитей лампы красного огня
перенос красного огня на позади стоящий светофор НЕ ПРЕДУСМОТРЕН.
- Для защиты цепей управления огнями проходного светофора от короткого
замыкания кабельных жил во вторичную цепь трансформатора СТ
3
включается последовательно с реле О токовое реле КЗ типа АОШ2-1 (Iср.=
0,265А). Нормально реле КЗ находится с отпущенным якорем, т.к. тока
недостаточно для его притяжения. При коротком замыкании ток возрастает
до тока срабатывания реле КЗ
КЗ
КЗК Отключается питание ламп светофоров
Защитный
участок
Защитный
участок
24П 22П 20П 18П 16П 14П 12П 10П
4СТ
1НП
3
ОХС
4КЗК
11
12
13
2К
4КЗ
1
ЦМ
1
(2-3)
4Ж
2
1
4Б
4Ж
4О
ЦМ 1
(2-3)
МС
4О1
4
Св.4
1Б 2
4О
4З1
4З
4З1
4Ж1
4Ж
4К
4ОЖЗ
4Ж
4ОК
4Ж1
4О1
4РК
ЦП
ЦП
ЦП
4З
ЦМ 1
(2-3)
ЦМ 1
(2-3)
4З1
4
4Ж
2Ж
ЦП
4
4З1
4З
ЦП
3х500
ЦМ
4О
ЦП
4О1
4О2
ЦП
1НО
ГН
51
БКР-76
1НП
4З
ЦМ
8-14ПП
4Ж1
4
Светофор № 4
4КЗК
4
3
2ЗУ
4Ж1
2П
Ч
4Ж1
4Ж
4КЗК
4
4П
АОШ2-1
4КЗ
ПКЗ 1НП
ЦМ
22
21
ПРТ-МП-2
4Ж
4
1
ПХС
6П
2
4О
ЦП
8П
4
ВОЦШ-220
6
Защитный
участок
4О2
СХ
1НП
ЦП
4О2
4 1
(2-3)
СХМ
В схеме сигнального реле Ж проверяется:
- свободность блок-участка (8-14ПП),
- свободность защитного участка (2ЗУ),
- блокирование красного огня (Б).
Сигнальное реле З включается с проверкой:
- включение реле Ж данного светофора (4Ж),
- включение реле Ж следующего по ходу движения светофора (2Ж).
4
8-14ПП
14П
М
10П
12П
8П
П
Общий путевой повторитель блок-участка 4
М
4П
6П
П
Контроль защитного участка
блок-участка 4
Схема замыкания блок-участка (реле Б)
(стр.97, рис.4.18)
Предназначена для блокирования показания светофора при
нахождении поезда на блок-участке, ограждаемом этим светофором.
Рассмотрим работу схемы блокирующего реле 4Б блок-участка 4.
Нормально реле 4Б находится под током по цепи самоблокировки. При
занятии поездом блок-участка 6 в схеме реле 4Б размыкается контакт 6Б.
Это называется предварительное замыкание. Окончательное замыкание
происходит при занятии поездом первой р.ц. 14П блок-участка 4, когда
обесточивается общий путевой повторитель 8-14ПП. Контактом реле 8-14ПП
обрывается питание блокирующего реле 4Б и, контактом которого разрывает
цепь сигнального реле Ж, на светофоре 4 загорается запрещающий красный
огонь.
Реле 4Б выполняет блокирование запрещающий показания светофора 4
до момента освобождения блок-участка 4 (РП8П -РЦ14П) и защитного
участка, состоящего из РЦ6П и РЦ4П.
Блок-участок 4
Защитные
участки
22П 20П 18П 16П 14П 12П 10П 8П 6П
4
2
6
500х3 51
Искуственное
размыкание
2НГРИ
П
6Б
4П
2П
Ч
Предварительное
замыкание
4Б
ЦМ
1
4
2НП
4Б
8-14ПП
Окончательное
замыкание
(2-3)
НМШ2-4000
2Б
Для другого направления
движения
ЦП
4ПОК
Разблокирование
красного огня
При ложной занятости рельсовых цепей из-за неисправности какоголибо элемента или из-за наложения шунта на РЦ не приводит к замыканию
5
блок-участка. Реле Б не обесточивается, т.к. не происходит предварительное
замыкание (реле 6Б под током). Контактом общего путевого реле
разрывается цепь реле Ж и на светофоре включается красный огонь. После
освобождения рельсовой цепи показание светофора переключается на
разрешающее показание.
Реле Б
Блокирует запрещающее показание светофора
Включает схему реле ПО
Включает цепь самоблокировка реле ПЗ
Включает предварительное кодирование
Урок 2
Схема реле правильного освобождения пути (ПО) (стр.98)
Схема реле ПО выполняет функцию отслеживания движения поезда по
рельсовым цепям блок-участка и защитного участка. На каждую рельсовую
цепь блок-участка установлено свое индивидуальное реле (14ПО, 12ПО,
10ПО, 8ПО). На первую рельсовую цепь 6П защитного участка включено
дополнительное реле ПОД (6ПОД), на вторую - конечное реле ПОК (4ПОК).
При отсутствии поездов реле ПО, ПОД, ПОК находятся без тока. При
вступлении поезда на первую рельсовую цепь блок-участка обесточивается
блокирующее реле Б и своими контактами подает питание в схему реле
правильного освобождения пути ПО.
Реле ПО встает под тока, когда поезд освобождает рельсовую цепь при
условии занятия следующей рельсовой цепи. Своими контактами разрывает
цепь самоблокировки предыдущее реле ПО, и подготавливает цепь питание
следующего реле ПО.
14ПО
12ПО 12ПО
с.б.
10ПО
Подгот.цепь
При включении реле ПОК создается цепь для включения реле Б, которое
своими контактами разблокирует запрещающее показание на светофоре №4
6
30П 28П 26П
8
24П 22П 20П 18П 16П 14П 12П 10П
6
8П
6П
4П
2П
2
4
12П
14ПО
М 1
3
4
2
4Б
14П
М
Для другого направления
2ЧП
12ПО
14ПО
П
6Б
10П
12ПО
М 1 4 14ПО
М
3 2
4ЗУ
12П
10ПО
4П
12ПО
8П
М
10ПО
4 12ПО
1
М
3 2
1
3
2
6ПОД
8ПО
2П
6П
8ПО
4
10ПО
6ПОД
8ПО 4 1 М
4ПОК
10П
10ПО
М
6П
8П
М
6ПОД
4П
4ПОК
6ПОД 4 1 М
4ПОК
8ПО
Урок 4
Схема реле правильного занятия пути (ПЗ) (стр.101)
Схема реле ПЗ предназначена для исключения передачи разрешающего
кодового сигнала АЛС в рельсовую цепь, не занятую поездом. На каждую
рельсовую цепь установлено индивидуальное реле ПЗ. Для первой рельсовой
цепи блок-участка используется начальное реле занятости пути ПЗН.
При отсутствии поезда все реле ПЗ находятся без тока. При вступлении
поезда на рельсовую цепь 14П встает под ток реле 14ПЗН. При движении
поезда и возбуждении очередного реле ПЗ происходит сброс предыдущего и
подготавливается цепь для включения следующего реле ПЗ.
В схеме реле ПЗ предусмотрена защита от одиночного ложного
шунта. Одиночный ложный шунт не приводит к срабатыванию реле ПЗ,
т.к. отсутствует возбужденное состояние предыдущего реле ПЗ схемы и не
может привести к включению схемы передачи в рельсовую линию кодового
сигнала АЛС.
7
12П 10П 8П 6П 4П 2П
Ч
2
14П
4
12П
ЦМ
14П
14ПЗН
с.б.
14ПЗН
8-14КВ
12ПЗ
с.б.
10ПЗ
Подгот. цепь вкл.
12ПЗ
с.б.
14ПЗН
3
4
Для другого направления
14ПЗН
12ПЗ
1
2
4
12ПЗ
3
2
10ПЗ
ЦМ
8ПЗ
1
3
4
2
6П
10ПЗ
ЦМ
8ПЗ
14ПЗН
1
3
2
4
ЦП
8П
8ПЗ
ЦМ
8П
ЦМ
ЦП
12ПЗ
10ПЗ
1
2ЧП
10ПЗ
ЦМ
10П
ЦМ
10П
2ЗУ
12П
14П
12ПЗ
14ПЗН
4Б
2ЧП
Урок 5
Кодирование рельсовых цепей (стр.207)
Работа схемы кодирования начинается с момента занятия предыдущей
рельсовой цепи блок-участка 4 (16П), встает под ток реле 16ПЗ и замыкается
цепь группового кодово-включающее реле 8-14КВ. Параллельно обмотке
реле 8-14КВ включены конденсатор 1000мкф и резистор и собственный
контакт ( схемное замедление на отпадания).
Предварительное кодирование - это включение схемы кодирования не с
момента занятия р.ц. а с момента занятия предыдущей рельсовой цепи.
Предварительное кодирование
8-14КВ
М
1
(2-3)
1000
16ПЗ
4
8-14КВ
БКР-76 П
4Б
П
8П
8-14КВ
10П
8ПЗ
12П
10ПЗ
14П
2ЗУ
П
12ПЗ
14ПЗ
Контактами сигнальных реле Ж и З впереди лежащего светофора (2З,
2Ж) выбирается соответствующий код АЛС.
8
4ЧКПТ
1ЧППК З1
2З
8-14КВ
2Ж
2ЧП
2ЗУ
Ж1
КЖ1
2ЧППК
Л4ЗН 8-14КВН
З2
Л4ЖН Л4ЗУН 2НО
8-14ПП
2/4Т
Ж2
3
1
2ЧПМК
ТШ-65В2
КЖ2
КПТШ-515
Кроме группового кодово-включающего реле на каждую рельсовую
цепь устанавливают индивидуальные кодово-включающие реле КВ.
П
2НО
14П
12П
8П
10П
4
1
12-14КВ
(2-3)
10П
12П
14П
4
4
10-12КВ
(2-3)
1
АШ2-1440
8П
2ЧП
П
8-10КВ
М
1 (2-3)
Кодирование всех рельсовых цепей блок –участка осуществляется от
одного кодового трансформатора. Последовательно со вторичной обмоткой
трансформатора включена индуктивность типа РОБС-3А. Этот блок
обеспечивает ограничение тока короткого замыкания в цепях кодирования и
ограничение гармоник сигнального тока АЛСН, которые возникают при
коммутации цепи контактами трансмиттерного реле 2/4Т.
2/КТ
Др
РОБС-3А
ПХК
11/41
2/4Т
12/42
2ЧП
2ЧП
ОХК
ПОБС-3МП
Искрозащитный
контур
2/4ТИ
6-8КВ
6-8КВ
8-10КВ
ххv
10-12КВ
(при размыкании
контакта)
6-8ОК
8-10РК
8-10КВ
(при замыкании
контакта)
6-8ПК
8-10ОК
10-12ПК
10-12КВ 10-12ОК
12-14КВ
12-14РК
12-14КВ 12-14ОК
2НО 14-16КВ
2НО
14-16ПК
14-16КВ 14-16ОК
К аппаратуре ТРЦ
8-14ПП
9
В схеме предусмотрено гашение дуги, образующейся при размыкании
и замыкании контактов трансмиттерного реле 2/4Т.
Алгоритм схемы кодирования при АБТЦ
14П
8-14ПП
14ПЗН
8-14КВ
12-14КВ
КПТ
шайба «з»
Подача кода «з»
в РЦ 14П
2/4 Т«з»
Для каждого пути двухпутного участка применяется отдельный
источник питания, чтобы обеспечить независимую работу устройств. С
целью повышения надежности работы устройств, питание трансмиттерного
реле резервируют, включая второй блок питания от разных обмоток
трансформатора типа СОБС-2МП.
ПХ
1
ОХ
2ЧКП
11 21 2
14
22
31 2
32
СОБС-2МП
2ЧКВО
4 21
3 23
2 71
1 73
БВ
2ЧКВР
4 21
3 23
2 71
1 БВ73
2ЧАК 2ЧАК 2ЧППК
4
(2-3)
2ЧАК 2ЧПМК
1
ВОЦН-24
НМШ2-900
ВОЦН-24
10
Алгоритм работы АБТЦ
ПЗ
14П
КВ
инд.КВ
КПТ
Т
8-14ПП
2ЗУ
Кодирование
ТРЦ
Б
Ж
ПО
ПОК
Б
Разблокирование
красного огня
Урок 7.
Схема размыкания блок-участков перегона (стр. 102)
Разблокирование запрещающего показания светофора после
освобождения поездом блок-участка и защитного участка, если на нем после
прохождения поезда блокирующее реле Б хотя бы одного блок-участка
осталось без тока, осуществляется схемой размыкания блок-участка
перегона.
На станции отправления на пульте у ДСП загорается красным огнем
ячейка «замыкание перегона». Убедившись о прибытии последнего поезда,
отправленного на перегон в полном составе, ДСП, после записи в журнале
ДУ-46, выполняет искусственную разделку путем нажатия соответствующих
кнопок разделки перегона.
Размыкание блок-участка (перегона) осуществляется двумя способами:
- проследование поезда по блок-участку с соблюдением последовательного
освобождения рельсовых цепей;
- искусственным размыканием.
11
М 1НРИ
1
2
3
4
5
ГРС М
ДСБ П
1НР
М 2НРИ 2НР
М 1НРИУ 1НРУ
ТП ГРС
М 2НРИУ 2НРУ
1НР
1НО
1НР
2НО
2НР
2НР
ГРС М
1НРУ
ГРС ДСБ
2НРУ
ГРС
П
М ДСБ
ТП
ГОРС ГОРС
ГРС
М
ДСБ
1НО 1НРУ
2НО 2НРУ
ГОРС
1НР ГРС
2НР
М
1НРУ ДСБ
2НРУ
1НГРИ 1НРИ
П
Л1НРИ
П
Назначение реле и кнопок:
- кнопка ГРС - групповой разделки, при нажатии которой встает под ток
реле ГРС;
- кнопки направления 1НР (первый путь), 2НР(второй путь), 1НРУучасток
удаления по первому пути), 2НРУ(участок удаления по второму пути);
- реле 1НР, 2НР, 1НРУ, 2НРУ –индивидуальные реле соответствующих
кнопок направления;
- реле ГОРС – контролирует отсутствие нажатия или залипания контактов
какой- либо кнопки в цепи разделки перегона;
реле ДСБ – служит для блокирования двойного нажатия кнопки
искусственной разделки перегона, т.е. обеспечивает разделку толькл одного
пути перегона или участка удаления при однократном нажатии групповой
кнопки счетчика;
- реле 1НРИ, 2НРИ 1НРИУ, 2НРИУ – исполнительные реле разделки
- реле 1НГРИ (2НГРИ, 1ЧГРИ, 2ЧГРИ) – главное исполнительное реле
искусственной разделки перегона.
Фронтовыми контактами реле 1НГРИ включается цепь питания
блокирующего реле Б, и происходит искусственное размыкание блокучастка.
Урок 8.
Линейные цепи в системе АБТЦ (стр. 104)
Схемы линейных цепей автоблокировки АБТЦ предназначены для
организации передачи необходимой информации между аппаратурой
12
автоблокировки расположенной на станциях, ограничивающих перегон. Для
обеспечения нормальной работы автоблокировки, информация о состоянии
части аппаратуры, которая расположена на одной станции, должна быть
передана на другую станцию.
Защитный участок
Станция Б
Станция А
7
5
3
Граничный светофор
По линейным цепям осуществляется:
- контроль впереди лежащего блок- участка и защитного участка,
ограждаемых данным светофором;
- контроль показаний впереди расположенного по направлению движения
светофора;
- схемный контроль последовательного занятия и освобождения ТРЦ;
- изменение направления движения.
Питание линейных цепей для каждого из путей осуществляется от
блоков БПШ, количество которых рассчитываются в зависимости от длины
перегона. В качестве линейных реле используются комбинированные реле
типа КМШ-750.
Защитный участок
Станция А
отпр.
Станция Б
прием
ПО ПОД ПОК
1ТРЦ
5
7
5СТ, 5О
Граничный
светофор
ПО
2НГРИ
ПЗ
5ЗУ
3
5Ж, 5З
5Б, 3Б
ПОК, 1ТРЦ
2ЧГРИ
ПЗ
5ЗУ
ПОД
При АБТЦ применяется типовая четырехпроводная схема смены
направления для каждого пути перегона. При изменении направления
движения поездов на перегоне питающие и релейные концы ТРЦ не
переключаются. Работа рельсовых цепей не зависит от установленного
направления движения.
13
Схема контроля жил кабеля (стр. 111)
Схема контроля жил кабеля предназначена для контроля изоляции жил
кабеля ТРЦ как между собой, так и по отношению к земле. Питающие и
релейные цепи размещаются в разных кабелях, т.е. применяется
двухкабельная магистраль для каждого пути перегона. Это обеспечивает
высокое переходное затухание между передающими и приемными цепями и
малый уровень взаимных помех.
С целью контроля исправности кабеля применяется специальная схема,
принцип действия которой основан на уменьшении переходного
сопротивления изоляции между жилами при повреждении кабеля.
В схеме имеются две идентичные цепи контроля, в одну из которых
включены кабельные цепи питающих концов РЦ, а в другую - релейных
концов. Схема строится отдельно для каждого пути перегона. Схема
работает в двух режимах: запуска и контроля.
Режим запуска обеспечивает срабатывание групповых (2ЧКЛ, 2ЧРКЛ)
и индивидуальных контрольных реле при первоначальном регулировании
напряжения на их обмотках при пуске схемы в эксплуатацию.
В данном режиме напряжение на на каждом реле составляет 8-75-11,0
В. Резисторы R1 и R4 защищают контрольную цепь от возрастания тока при
замыкании на землю.
Сопротивление резисторов R2, R3, R5, R6
принимаются равными 18 кОм. Они обеспечивают перевод схемы из режима
запуска в режим контроля.
R2
2ЧПКЛ
Ч2-4ПКЛ
Ч6-8ПКЛ
Ч18-20ПМ
Ч14-16ПП
Ч14-16ПМ
Ч10-12ПМ
Ч10-12ПП
Ч6-8ПМ
Ч6-8ПП
Групповое
контрольное реле
Ч2-4ПП
Ч2-4ПМ
К напольным устройствам
Ч10-12ПКЛ
Ч14-16ПКЛ
R5
2ЧКЛ
2ЧКЛ
К аппаратуре ТРЦ
R1
2ЧБПК
23 1-2
73 3-4
1
2ЧТПК
2ЧТРК
СТ-5МП
СТ-5МП
2ЧТК
1
2ЧБРК
1-2 23
3-4 73
1
ПХ
СХ
СТ-5МП
14
Режим контроля обеспечивает чувствительность схемы к снижению
сопротивления изоляции жил кабеля. В этом режиме при исправном
состоянии кабельной магистрали все контрольные реле ПКЛ возбуждены,
получая питание от блоков БПК и БРК.
Напряжение на обмотках каждого контрольного реле ПКЛ в режиме
контроля составляет 3,7-4,3 В и реле на грани удержания своих якорей
обеспечивают чувствительность схемы к снижению сопротивления изоляции
жил кабеля.
*
Через фронтовые контакты всех контрольных реле возбуждено
общеконтрольное реле КЛ. На пульт- табло включена белая лампочка
«контроль кабеля» - «кабельная магистраль исправлена». Реле 2ЧКЛ1
повторитель реле 2ЧКЛ, который осуществляет питание путевых генераторов
и приемников ТРЦ контролируемого пути перегона.
* В случае замыкания между жилами, понижения изоляции между
ними или сообщения одной жилы с землей отпускают якорь одно или
несколько индивидуальных контрольных реле, затем и общеконтрольное
реле 2ЧКЛ отпускает свой якорь. На табло белая лампочка гаснет,
включается красная мигающая – «повреждение кабельной линии». Питание
путевых приемников и генераторов отключается.
Индивидуальные
контрольные реле
2ЧКЛ
2ЧКЛ
Общеконтрольное
реле
МС
Контроль
кабеля
2ЧКЛ
Б
2-4ПКЛ 6-8ПКЛ
16-18РКЛ 20-22РКЛ
Групповое контр.реле
2ЧКЛ
2ЧПКЛ
2ЧРКЛ
2ЧКЛ
К
После устранения повреждения схема автоматически переходит в
режим контроля, замыкается цепь питания реле 2ЧКЛ и автоматически
восстанавливается цепь питания путевых приемников и генераторов.
* При размыкании кабельной цепи (при обрыве жилы) все контрольные
реле одной из ветвей схемы отпускают якоря. Контакты реле 2ЧКЛ и 2ЧПКЛ
включают на пульт-табло мигающую белую лампу – «обрыв кабельной
магистрали или неисправность самой схемы контроля». Через тыловые
контакты реле 2ЧПКЛ (2ЧРКЛ) сохраняется питание путевых генераторов и
приемников на контролируемом пути перегона, т.к. непосредственной угрозы
безопасности движения при обрыве кабельной магистрали нет.