Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 5. Аудитория
Аудитория – совокупность лиц, к которым обращается ритор со своими предложениями и которые принимают решение о согласии с его аргументацией или о присоединении к его предложению.
Аудитория – коллективный субъект, который выносит суждение о высказывании ритора и о самом риторе по его высказываниям.
Аудитория организуется словом. В процессе речи она изменяется и развивается.
В составе аудитории можно выделить:
- актуальную (люди, непосредственно участвующие в акте речи – состав суда)
- потенциальную (люди, в которых распространяются и в ходе распространения преобразуются идеи, которые высказал ритор – общество, влияющее на решение суда)
Отношения ритора и аудитории
Аудитория выносит решение о высказывании и задает ритору правила содержания, уместности, построения его высказываний и даже определяет право ритора на публичную речь, а ритор не только управляет решениями аудитории, но и создает ее, организуя и формирую ее своим словом.
Культурное состояние аудитории
Культурно-языковые группировки, которые определяют тип аудитории
Общество – культурно-историческое образование с единой исторически сложившейся территорией, языками и культурой, системой общественных группировок, государственностью.
Край – определённая территория в пределах страны со сложившимися исторически географическими, экономическими и культурными границами.
Этнос – часть населения страны, объединенная самоназванием (русские, буряты, татары), общностью происхождения и исторической территории, характеризующуюся наличием собственной духовной и материальной культуры.
Землячество – некомпактно живущая на территории страны группа выходцев из другой страны с этническим и культурным самосознанием
Анклав – компактно живущая и занимающая определенную территорию группа выходцев из другой страны с этническим самосознанием (диаспора)
Поколение – совокупность жителей страны близкого возраста. Каждое новое поколение – новое культурное единство (отцы и дети). Новации в области ценностей, языка, культурных кодов.
Профессии – общественные группировки по содержанию образования и деятельности.
Классы – общественные группировки по их положению в системе общественного производства.
Социальные страты
Маргинальные группы – группы людей, отвергающих определённые ценности и традиции той культуры, в которой эта группа находится, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей (бомжи, фанаты, криминальный мир)
Субкультуры – группы людей, отличающиеся своими внешностью, одеждой, языком, системой ценностей от доминирующей культуры (хиппи, панки, готы и т.д.)
Конфессии – объединения верующих, придерживающихся одного вероисповедания.
Современная аудитория включает представителей различных культурных группировок. Необходим учет особенностей частных вариантов культуры и их сочетаний.
Культурное состояние аудитории определяет выбор проблемы, характер аргументации, использование тех или иных риторических приемов.
Даже совершенная ораторская речь может оказаться неприемлемой с точки зрения культурных установок аудитории.
Культурное состояние определяет круг проблем, по которым аудитория способна вынести компетентное решение. Некомпетентные сторонники могут оказаться более опасными для политика или моралиста, чем компетентные оппоненты.
Численность аудитории
Малые – возможен непосредственный диалог. Каждый участники общения легко включается в речь. Конкретные решения принимаются обыкновенно в малых аудиториях. Для обучения, собеседования, совещания.
Средние – ритор может использовать ораторский речевой регистр, создающий границу между ним и слушающим. Легко обозрима, не требует максимального использования ресурсов голоса, допускает маневр темпом и громкостью речи, интонацией, жестами. Для преподавания, проповеди, политической пропаганды.
Большие – до нескольких сот и даже тысяч человек. Верхний предел определяется возможностями голоса или усилителей звука. Возможности ораторской речи ограничены: сильное напряжение голоса, мало возможностей для маневра, невозможность диалогической речи. Слабо организованы и подвержены коллективной эмоции. Требует личной энергии, мощного голоса, умения сообщить в простой и образной форме, то что публике хорошо известно. Мнение аудитории выражается возгласами ободрения или порицания.
Рассредоточенная – среда общения, которая образуется средствами печатной речи или радиотелевизионной коммуникации.
Массовая аудитория представляет собой слабо организованную и неустойчивую среду общения, которая создается системой средств массовой информации.
Однородность аудитории
Однородными являются аудитории, объединенные на основе общности мировоззрения; такая общность может быть конфессиональной, политической, профессиональной и т.д. Реакция предсказуема. Но убеждения могут расходиться с убеждениями ритора, тогда возникает отторжение.
Разнородными являются аудитории, объединенные на основе интересов и общих проблем. Для них характерно отсутствие единого мировоззрения и множественность подходов к предлагаемым решениям.
Конвенциональность аудитории
Некоторые аудитории формируются и институационализируются на основе конвенции. Объединены техническими правилами речи, которые рассматриваются как общепринятые
Судебная коллегия (нормы доказательств)
Научное сообщество (нормы научной аргументации)