Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 2.5
Тема Аудит системы менеджмента качества в профессиональном образовании
Цели: сформировать знания об аудите системы менеджмента качества, изучить рекомендации ИСО 19011:2012 по аудиту системы менеджмента качества.
План
1. Аудит системы менеджмента качества
2. Внутренний аудит системы менеджмента качества
1. Аудит системы менеджмента качества
Проверки (аудиты) систем менеджмента регламентируются российским стандартом ГОСТ Р ИСО 19011–2012 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента». Этот стандарт содержит руководящие указания по принципам аудита, управлению программами аудита, проведению внутренних и внешних аудитов систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента (в дальнейшем – систем менеджмента), а также по компетентности и оценке аудиторов. Пользователи, для которых предназначен этот стандарт, – это аудиторы (эксперты), организации, внедряющие системы менеджмента качества и экологического менеджмента, и организации, участвующие в сертификации или в обучении аудиторов (экспертов), а также для использования при сертификации/регистрации систем аккредитации или стандартизации.
Аудит (проверка) – систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита (проверки) и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита (проверки).
ПРИМЕЧАНИЕ. Внутренние аудиты (проверки), иногда называемые аудиты (проверки) первой стороной, проводятся обычно самой организацией, или от ее имени, для внутренних целей и могут служить основанием для декларации о соответствии.
Внешние аудиты (проверки) включают аудиты, обычно называемые «аудиты (проверки) второй стороной» или «аудиты (проверки) третьей стороной».
Аудиты (проверки) второй стороной проводятся сторонами, заинтересованными в деятельности организации, например потребителями или другими лицами от их имени.
Аудиты (проверки) третьей стороной проводятся внешними независимыми организациями. Эти организации, обычно имеющие аккредитацию, проводят сертификацию или регистрацию на соответствие требованиям, например, требованиям ИСО 9001.
Проведение аудита характеризуется использованием множества принципов. Они делают аудит результативным и надежным инструментом при реализации политики и контроля менеджмента, предоставляя информацию, на основе которой организация может улучшать свои характеристики, а также являются предпосылкой для объективных заключений по результатам аудита. Приверженность этим принципам является непременным условием для вынесения надежных и достаточных заключений по результатам аудита и для обеспечения того, что аудиторы, работая независимо друг от друга в аналогичных условиях, придут к аналогичным заключениям.
К принципам проведения аудита относят:
Этичность поведения (ethical conduct) – основа профессионализма. Существенным при аудите является ответственность, неподкупность, умение хранить тайну и осмотрительность. Аудиторы не должны нарушать коммерческую тайну в отношении того, что им довелось увидеть или услышать; каждый эксперт (член комиссии) перед сертификационным аудитом подписывает обязательство (дает расписку) не разглашать конфиденциальную информацию, которая станет ему известна в процессе проверки.
Беспристрастность (fair presentation) – обязательство представлять правдивые и точные отчеты. Наблюдения аудита, заключения по результатам аудита и отчеты по аудиту правдиво и точно отражают аудиторскую деятельность. Представляется отчет (акт) о значительных трудностях, встретившихся при аудите и нерешенных разногласиях между аудиторской группой и проверяемой организации.
Профессиональная осмотрительность (due professional care) – прилежание и умение принимать правильные решения при проведении аудита. Аудиторы проявляют внимание в соответствии с важностью выполняемой задачи и доверием, оказанным им заказчиком аудита и другими заинтересованными сторонами. Важным фактором является наличие необходимой компетентности. Аудиторы не должны давать конкретных советов проверяемым о том, как разрешать те проблемы, которые были обнаружены; это не входит в компетенцию аудитора (аудитор – от слова "слушаю"); возникшие проблемы – это дело проверяемых, и именно они несут ответственность за то, чтобы найти их решение и разработать необходимые корректирующие мероприятия; при внутренних проверках аудитор – сотрудник организации – может давать рекомендации, относящиеся к планируемым корректирующим мероприятиям, однако, будет лучше, если корректирующие мероприятия первоначально будут предложены проверяемыми, а затем согласованы с внутренним аудитором или скорректированы с его участием.
Независимость (independence) – основа беспристрастности и объективности заключений по результатам аудита. Аудиторы являются независимыми от проверяемой деятельности и свободными от пристрастий и конфликтов интересов. Аудиторы поддерживают объективность мышления в течение процесса аудита, тем самым способствуя, чтобы наблюдения и заключения по результатам аудита были основаны только на свидетельствах аудита.
Подход, основанный на свидетельстве (evidence-based approach), – разумная основа для достижения надежных и воспроизводимых заключений аудита в процессе систематического аудита. Свидетельства аудита проверяемы. Так как аудит проводится в течение ограниченного периода времени и с ограниченными ресурсами, они основаны на выборке имеющейся информации. Объем выборки тесно связан с надежностью заключения по результатам аудита.
2. Внутренний аудит системы менеджмента качества
Внутренний аудит системы менеджмента – один из ключевых процессов системы менеджмента. По утверждениям западных специалистов, если такие процессы системы менеджмента, как:
− ответственность руководства;
− корректирующие и предупреждающие действия;
− внутренние аудиты (проверки);
− анализ данных;
− постоянное улучшение,
отлажены и внедрены в соответствии с требованиями стандарта, то и все другие процессы системы менеджмента качества будут не только работать, но и постоянно совершенствоваться.
При внутреннем аудите проверяется соответствие деятельности в системе менеджмента организации требованиям определенных документов. Причем в период подготовки системы менеджмента к сертификации внутренний аудит ведется на соответствие требованиям стандарта (например, ИСО 9001, ИСО 14001) и другим стандартам ИСО серии 9000 (например, ИСО 19011 и т.п.). Однако с момента сертификации системы менеджмента внутренний аудит ведется на соответствие утвержденным документам системы менеджмента (Политика и Цели в области качества, Руководство по качеству, документированные процедуры и документы нижнего уровня).
Внутренний аудит системы менеджмента позволяет решать следующие задачи:
− подтверждение соответствия деятельности и ее результатов в системе менеджмента установленным требованиям;
− анализ и устранение причин выявленных несоответствий;
− предотвращение появления проблем качества;
− подтверждение выполнения корректирующих действий;
− оценка эффективности функционирующей системы менеджмента;
− установление степени понимания персоналом целей, задач и требований, установленных документами системы менеджмента;
− определение путей дальнейшего совершенствования системы менеджмента качества в целом и в отдельных ее процессах.
К достоинствам внутренних аудитов, по сравнению с внешними, можно отнести следующие:
− знание внутренними аудиторами особенностей своей организации;
− отсутствие предубежденного отношения сотрудников аудитируемых подразделений к внутренним аудиторам, которые не воспринимаются как посторонние для организации лица;
− знание внутренними аудиторами специфических каналов коммуникаций, действующих в организации;
− знание внутренними аудиторами неформальных лидеров, чья информация может быть наиболее полезной при аудите;
− возможность использования конфиденциальной информации в отчетах об аудитах;
− отсутствие дефицита времени при внутреннем аудите, ограничивающем возможности более детального изучения аудитируемого объекта;
− независимость работы внутренних аудиторов от режима работы сотрудников аудитируемого подразделения;
− возможность использования внутренних аудиторов не только в роли аудиторов, но и в роли экспертов;
− сравнительно незначительные затраты на проведение внутреннего аудита.
К недостаткам внутренних аудитов, по сравнению с внешними, следует отнести:
− менее высокий, чем при внешнем аудите, уровень объективности заключений ввиду возможной предвзятости внутренних аудиторов по отношению к некоторым сотрудникам организации;
− менее высокая, чем при внешнем аудите, интенсивность работы внутренних аудиторов, обусловленная менее жесткими временными рамками;
− критика со стороны внутренних аудиторов воспринимается болезненнее;
− уровень квалификации внутренних аудиторов, как правило, ниже уровня подготовки внешних аудиторов;
− результаты внутреннего аудита могут рассматриваться как менее объективная информация об эффективности и результативности системы менеджмента организации, по сравнению с внешним аудитом;
− результаты внутреннего аудита нельзя использовать для рекламы организации;
− затраты на внутренний аудит определяются менее точно, чем на внешний аудит.
В основу организации внутренних аудитов системы менеджмента должны быть положены следующие семь принципов.
1. Принцип единообразия: каждый конкретный аудит осуществляется по единой официально установленной руководством организации процедуре, что обеспечивает его упорядоченность, однозначность и сопоставимость.
2. Принцип системности: планирование и проведение конкретных аудитов по различным процессам (функциям, работам) системы менеджмента должны осуществляться с учетом их установленной структурной взаимосвязи.
3. Принцип документированности: проведение каждого аудита определенным образом документируется с тем, чтобы обеспечить сохранность и сравнимость информации о фактическом состоянии аудитируемого объекта.
4. Принцип предупредительности: каждый аудит планируется и персонал аудитируемого подразделения заранее уведомляется о цели, области, времени и методах проведения аудита с тем, чтобы дать возможность наиболее полно подготовиться к аудиту и исключить возможность уклонения персонала от предоставления и демонстрации всех требуемых данных.
5. Принцип регулярности: аудиты проводятся с определенной периодичностью с тем, чтобы все процессы системы менеджмента и все подразделения организации были предметом постоянного анализа и оценивания со стороны руководства организации.
6. Принцип независимости: проводящие аудит лица не должны нести непосредственной ответственности за проверяемую работу и не должны зависеть от руководителя аудитируемого подразделения, чтобы исключить возможность необъективных результатов аудита.
7. Принцип открытости: результаты каждого аудита должны носить открытый характер.
Деятельность в области внутреннего аудита может быть представлена схематично.
Схема проведения аудита
Инициирование аудита
• назначение руководителя группы аудита
• определение целей, области распространения и критериев
• определение возможностей аудита
• определение группы по аудиту
• начальный контакт с проверяемой организацией (подразделением)
Анализ документов
• анализ соответствующих документов СМК
• включая записи и определение их адекватности
Подготовка к аудиту «на месте»
• планирование аудита «на месте»
• определение работы для групп по аудиту
• подготовка рабочей документации
Проведение аудита «на месте»
• проведение предварительного совещания
• обмен информацией во время аудита
• роль и ответственность
• сбор и проведение данных
• получение наблюдений аудита
• подготовка заключительного совещания
• заключительное совещание
Подготовка, утверждение и рассылка отчета по аудиту
• подготовка отчета по аудиту
• утверждение и рассылка отчета
• хранение документов
Завершение аудита
• сохранение документов
• подведение итогов
Последующие аудиты
Вопросы для обсуждения
1. Дайте определение терминам «аудит», «внешний аудит», «внутренний аудит».
2. Охарактеризуйте принципы проведения аудита.
3. В чем особенность проведения внутреннего аудита?
4. Перечислите достоинства и недостатки внутреннего аудита по сравнению с внешним аудитом системы менеджмента качества.
5. Перечислите и охарактеризуйте принципы организации внутренних аудитов.
6. Перечислите мероприятия по проведению внутреннего аудита.
Задание для самостоятельной работы
Деловая игра «Внутренний аудит системы качества образовательной организации».
Деловая игра проводится на основе методики оценки систем качества образовательных учреждений, разработанной под редакцией С.А. Степанова. В основу концепции оценки СК ОО положена проверка степени соответствия СК ОО требованиям стандартов и рекомендаций для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве (стандарты и рекомендации ENQA). Соответствие или несоответствие СК ОО стандартам и рекомендациям ENQA определяется числом набранных баллов по каждому из разделов стандарта.
Для проведения деловой игры слушателям раздаются для заполнения чек-листы. Слушатели (аудиторы) фиксируют в чек-листах объективные доказательства, подтверждающие выполнение соответствующих положений стандартов и рекомендаций ENQA. По результатам собранных свидетельств слушатели (аудиторы) дают оценку по выполнению проверяемого положения, отметив соответствующую ячейку в чек-листе. Затем подсчитывается общее число баллов и принимается решение о соответствии (несоответствии) СК ОО требованиям стандартов и рекомендаций ENQA.
ЧЕК-ЛИСТЫ НА СООТВЕТСТВИЕ СТАНДАРТАМ И ДИРЕКТИВАМ ENQA.
ПРИМЕРЫ ЗАПОЛНЕНИЯ ЧЕК-ЛИСТОВ.
Чек лист ENQA «Политика и процедуры» (п.1.1)
Название ОУ: Пензгту
Политика ОУ в области качества – общие намерения и направления деятельности в области качества (образования), официально сформулированные высшим руководством образовательного учреждения.
Балл, полученный на предыдущей проверке: 22
Проверяемые положения ENQA п. 1.1
Представленные ОУ объективные доказательства выполнения положения ENQA п. 1.1
1. При выборе направлений Политики учитываются Стандарты и Директивы ENQA.
+
Направления утвержденной политики включают положения, определяемые Стандартами и директивами ENQA
В действующей документации описана деятельность, определяемая Стандартами и директивами ENQA
2. Политика ОУ в области качества разработана, официально утверждена руководством ОУ, доведена до профессорско-преподавательского состава, административного и учебно-вспомогательного персонала, научных сотрудников и обучаемых.
+
Предъявлена утвержденная политика образовательного учреждения. Экземпляры политики находятся в подразделениях. Есть документальной подтверждение ознакомление с политикой.
3. Политика ОУ находится в свободном доступе для профессорско-преподавательского состава, административного и учебно-вспомогательного персонала, научных сотрудников и обучаемых, а также других заинтересованных сторон и общественности.
+
Утвержденная политика опубликована в изданиях образовательного учреждения, вывешена в доступных местах, размещена на сайте ОУ. При приеме на работу УВП обязательное ознакомление с политикой. Однако нет свидетельств об ознакомлении сотрудников с политикой
4. При формировании политики учитываются мнения (роль) студентов и других заинтересованных сторон.
+
При формировании Политики учтены результаты анкетирования студентов. Мнения заинтересованных сторон учтены через результаты форума, организованного на сайте.
5. Политика направлена на полное, своевременное моральное и материальное поощрение тех работников ОУ, которые демонстрируют мастерство, компетентность и преданность делу.
+
Имеются положения и инструкции о материальном поощрении, наградах, почетных званиях.
Оценки проводятся на основе рейтингов и т.п.
Результаты анкетирования персонала ОУ о действенности поощрения тех работников ОУ, которые демонстрируют мастерство, компетентность и преданность делу.
6. В ОУ существует система качества, направленная на реализацию Политики качества, и состоящая из обладающих официальным статусом процедур, которые находятся в свободном доступе.
+
Предъявлен разработанный и внедренный комплект документации, направленный на реализацию Политики гарантии качества. Однако не вся документация поддерживается в актуальном состоянии.
7. Документация ОУ дает подробную информацию о методах и процедурах, с помощью которых реализуется политика.
+
Методы и процедуры разработаны и утверждены.
8. Политика отражает значимость научно-исследовательской деятельности для учебного процесса.
+
В официальной Политике значимость научно-исследовательской деятельности заявлена.
Однако не предъявлено подтверждение реализации положений Политики в области научно-исследовательской деятельности для учебного процесса.
9. Осуществляется анализ со стороны руководства того, как реализуется политика в области качества и дается оценка СК ОУ.
+
Отчет(ы) за текущий период, содержащий данные об изменении качества по направлениям, определяемым политикой.
Официальный документ, утвержденный руководством ОУ, содержащий оценку СК ОУ.
Предъявлены решения высшего руководства ОУ по направлениям, заявленным в Политике гарантии качества.
10. На практике применяется стратегия постоянного улучшения и совершенствования качества образования, предлагаемого студентам. Используется методики самооценки на основе Модели совершенствования деятельности.
+
Результаты самооценки на основе модели Премии Правительства РФ в области качества.
Развернутый отчет о завершенном проекте по улучшению важного для ОУ показателя качества (период адаптации выпускников, структура возрастного состава преподавателей и т.д.).
Оценка Σ = __24__
Результаты оценки Политики и процедур
ФИО эксперта: Богомолова В.А.
Оценка
Число баллов
Выполнено
3
< 15
ОУ неконкурентоспособно
Выполнено частично
1
Подпись:
ОУ в целом удовлетворяет Стандартам и Директивам ENQA, возможно выполнение показателя 1.2.3 государственной аккредитации.
Не выполнено
От 16 до 30
Дата:
25.03.2021
Чек- лист ENQA «Утверждение, мониторинг и периодическая проверка образовательных программ» (п.1.2)
Название ОУ: Пензгту
Балл, полученный на предыдущей проверке: 23
Проверяемые положения ENQA п. 1.2
Представленные ОУ объективные доказательства выполнения положения ENQA п. 1.2
1. ОУ имеет официальные процедуры утверждения, периодической проверки и мониторинга образовательных программ.
+
Предъявлены официальные процедуры утверждения, периодической проверки и мониторинга образовательных программ.
Обеспечение качества образовательных программ включает (2 – 9).
2. Разработку и публикацию ожидаемых результатов обучения.
+
Ожидаемые результаты обучения разработаны и опубликованы различными способами: вывешены на стендах кафедр, размещены на сайтах, изданы в официальных изданиях и т.д.
3. Контроль над выполнением учебного плана, разработкой и содержанием программ и УМКД.
+
Протоколы рассмотрения учебных планов на заседаниях кафедр, Ученых советах факультетов и ОУ. Протоколы рассмотрения Программ на методическом совете и утверждения их на заседании кафедр и далее на факультетах ОУ в соответствии с процедурами утверждения.
4. Учет специфических требований различных видов обучения (дневное отделение, заочное отделение, дистанционное обучение) и типов высшего образования (академическое, профессиональное и др.).
+
Данные документы не были предоставлены в полном объеме
5. Доступность ресурсов обучения.
+
Предъявлены доказательства соответствия ресурсов обучения программам (число книг/кол-во студентов, кол-во комнат в общежитии, доступный интернет, достаточное кол-во методической литературы)
6. Наблюдение за прогрессом и достижениями студентов.
+
Предъявлены методики и протоколы проверки текущих и остаточных знаний студентов. Составлены планы данных проверок.
7. Регулярные проверки образовательных программ, включая проверку внешними специалистами.
+
Имеются акты проведенных проверок и выработанные по итогам проверок корректирующие действия.
8. Постоянное взаимодействие с работодателями, представителями рынка труда и другими организациями при разработке программ.
+
Актуальные письма, договора с организациями работодателями об образовательных программах не предоставлены
9. Участие студентов в процедурах гарантии качества образовательных программ.
+
Результаты анкетирования студентов о качестве образовательных программ.
10. Реализация процессного подхода в обеспечении качества образовательных программ.
+
Документация, регламентирующая процессы управления образовательными программами, их мониторинга и анализа.
Оценка Σ = __25__
Результаты оценки
ФИО эксперта
Оценка
Число баллов
Выполнено
3
Богомолова В.А.
<15
ОУ неконкурентоспособно
Выполнено частично
1
Подпись:
От 16 до 30
ОУ в целом удовлетворяет Стандартам и Директивам ENQA,
Не выполнено
возможно выполнение показателя 1.2.3 государственной аккредитации.
Дата:
25.03.2021
Чек -лист ENQA «Оценка студентов» (п.1.3)
Название ОУ: Пензгту
Обеспечение – создания уверенности, что требования к качеству будут выполнены.
Студенты должны оцениваться с помощью опубликованных критериев, положений и процедур, применяемых согласованно
Балл, полученный на предыдущей проверке: 17
Проверяемые положения ENQA п. 1.3
Представленные ОУ объективные доказательства выполнения положений ENQA п. 1.3
1. В ОУ разработаны и опубликованы критерии и согласованные с ними процедуры оценки знаний и умений студентов.
+
Разработаны критерии оценки знаний и умений студентов и согласованные с ними процедуры общедоступны., находятся в каждом кабинете и на сайте ОУ
2. При разработке критериев и процедур оценки студентов использованы технологии тестирования и экзаменов.
+
Используются ресурсы и программы, такие как: Moodle, CMT-тест
3. Критерии и процедуры оценки знаний и умений студентов составлены в соответствии с предполагаемыми результатами обучения
+
Критерии оценки знаний определены в соответствии с предполагаемыми результатами, которые согласованы с внешними работодателями
4. Процедуры оценки знаний и умений студентов составлены таким образом, что позволяют адекватно диагностировать уровень знаний и умений студентов
+
Представлено положение «О процедуре тестирования», положение «О фондах оценочных средств», и представлены сами фонды, контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля
5. Установленные процедуры оценки знаний и умений студентов являются объективными, гарантируют надежность оценки, и по возможности, не полагаются на суждение одного проверяющего
+
Экзамен квалификационный по модулю проводится комиссией в составе председателя и трех членов. По остальным дисциплинам оценка знаний полагается на суждение одного преподавателя. Процент участия в оценке комиссии не достаточный
6. Процедуры оценки знаний и умений студентов имеют ясные правила, касающиеся отсутствия студента, его болезни и других уважительных причин
+
Итоговую аттестацию можно пройти позже при отсутствии по уважительной причине, для студента не сдавших сессию определена индивидуальная траектория работы в соответствии ДП
7. Процедуры оценки знаний и умений студента проверяются в административном порядке с установленной периодичностью
+
Процедуры оценки проводятся 4 раза в год, в соответствии с положением «О промежуточной аттестации», проводится мониторинг оценки знаний и умений студентов постоянно
Оценка Σ = __17__
Результаты оценки
Оценка
Число баллов
Выполнено
3
ФИО эксперта
<11
ОУ неконкурентоспособно
Выполнено частично
1
Богомолова В.А.
ОУ в целом удовлетворяет Стандартам и Директивам ENQA,
возможно выполнение показателя 1.2.3 государственной аккредитации.
Не выполнено
Подпись:
От 11 до 21
Дата:
25.03.2021
Чек- лист ENQA «Гарантия качества преподавательского состава» (п.1.4)
Название ОУ: Пензгту
Гарантия (обеспечение) – создания уверенности, что требования к качеству будут выполнены.
Балл, полученный на предыдущей проверке: 20
Проверяемые положения ENQA п. 1.4
Представленные ОУ объективные доказательства выполнения ENQA п. 1.4
1. Разработаны и внедрены квалификационные требования и процедуры по отбору ППС и учебно-вспомогательного персонала ОУ.
+
Тарифно-квалификационный справочник, ДИ, Положение о конкурсном отборе на замещение вакантной должности, аттестационные листы.
2. Процедуры доступны для внешней проверки, ведутся записи о проведенных проверках.
+
Протоколы заседаний Ученого совета, трудовой договор, акт проверки КРУ. Результаты комплексной проверки.
3. Существуют объективные доказательства полноты знания и понимания преподавательским составом преподаваемого предмета.
+
Журналы взаимопосещений, результаты центрального тестирования, анкеты студентов, аттестация персонала.
4. Существуют объективные доказательства наличия необходимого умения и опыта для эффективной передачи знаний студентам.
+
Анкеты студентов, повышение квалификации. Наличие требований и их выполнение, индивидуальные планы преподавателей.
5. Существует обратная связь со студентами о качестве ППС.
+
Анкеты, опросы (методики, анкетирование, результаты, данные). Записи о принятых мерах.
6. ППС предоставляется возможность повышать профессиональную квалификацию и существуют требования по периодическому повышению квалификации ППС.
+
Положение ОФПКП. Планы повышения квалификации. Положения об аспирантуре и докторантуре.
7. ОУ предоставляет преподавателям с недостаточным уровнем компетенции возможности развивать умения до приемлемого уровня, предоставляется отпуск для защит диссертаций и написания монографий.
+
Устав, коллективный договор, положения об аспирантуре и докторантуре, индивидуальные планы, приказы.
8. В ОУ существуют процедуры увольнения преподавателей, если преподаватель демонстрирует свою недостаточную компетенцию.
+
Предоставлено положение «Об увольнении персоналом» раздел об увольнении сотрудников, но недостаточно прописана процедура за увольнение по недостаточной компетенции
9. Гарантия качества ППС ОУ реализована в рамках процессного подхода к СК ОУ
+
Документация, регламентирующая процессы управления качеством ППС, их мониторинга и анализа.
Оценка Σ = __22__
Результаты оценки
Оценка
Число баллов
Выполнено
3
ФИО эксперта
<14
ОУ неконкурентоспособно
Выполнено частично
1
Богомолова В.А.
ОУ в целом удовлетворяет Стандартам и Директивам ENQA,
возможно выполнение показателя 1.2.3 государственной аккредитации.
Не выполнено
Подпись
От 15 до 27
Дата:
25.03.2021
Чек- лист ENQA «Ресурсы обучения и поддержки студентов» (п.1.5)
Название ОУ: Пензгту
Ресурсы могут быть как физическими (такие как библиотеки или компьютеры), так и человеческими (наставники, советники и другие консультанты).
Балл, полученный на предыдущей проверке: 11
Проверяемые положения ENQA п. 1.5
Представленные ОУ объективные доказательства выполнения положений ENQA п. 1.5
1. Для каждой предлагаемой программы ресурсы, доступные для обучения формализованы.
+
Ресурсы образовательной программы доступны для обучения и формализованы, информация предоставлена на сайте ОУ
2. Ресурсы обучения и поддержки студентов (п.1) доступны, адекватны и своевременны.
+
Ресурсы, предлагаемые образовательной программой для обучения и поддержки студентов доступны и современны
3. Студенты имеют возможность высказывать свое мнение о предоставляемых услугах и выделяемых им ресурсах. Мнения студентов о выделяемых ресурсах документированы.
+
У студентов есть возможность высказывать свое мнение о предоставляемых услугах и выделяемых им ресурсах, но мнения студентов не документированы
4. ОУ постоянно оценивает эффективность дополнительных услуг, предоставляемых студентам, проводит проверки подразделений, оказывающих услуги, улучшает услуги.
+
В ОУ создан многофункциональный центр прикладных квалификаций, который реализует 44 программы дополнительного образования. Отсутствует анализ качества доп. услуг и документы подтверждения улучшения деятельности
5. Управление ресурсами обучения и поддержки студентов реализованы в рамках процессного подхода к системе качества ОУ
+
Документация, регламентирующая процессы управления ресурсами обучения и поддержки студентов, их мониторинга и анализа.
Оценка Σ = 11______
Результаты оценки
Оценка
Число баллов
Выполнено
3
ФИО эксперта
<7
ОУ неконкурентоспособно
Выполнено частично
1
Богомолова В.А.
ОУ в целом удовлетворяет Стандартам и Директивам ENQA,
возможно выполнение показателя 1.2.3 государственной аккредитации.
Не выполнено
Подпись:
От 8 до 15
Дата:
25.03.2021
Чек -лист ENQA «Информационные системы» (п.1.6)
Название ОУ: Пензгту
Информационные системы – системы сбора и анализа значимых данных.
Анализ – деятельность, предпринимаемая для установления пригодности, адекватности, результативности рассматриваемого объекта для достижения установленной цели.
Балл, полученный на предыдущей проверке: 20
Проверяемые положения ENQA п. 1.6
Представленные ОУ объективные доказательства выполнения ENQA, п. 1.6
1. Информация, необходимая для эффективного управления программами обучения и другой деятельностью ОУ собирается, анализируется и используется.
+
Программы подготовки рассмотрены и рекомендованы научно-методическим советом ОУ, проводится внутренняя экспертиза, однако внешняя отсутствует
2. В информационных системах осуществляется сбор и обработка информации об успеваемости студентов.
+
В ОУ осуществляется сбор и анализ информации о качестве успеваемости студентов, представлены итоги 1 семестра 2020. По специальностям, группам и отделениям. Результаты анализа заслушиваются на педсоветах, представлены решения по улучшении успеваемости
3. В информационных системах осуществляется сбор и обработка информации о спросе на выпускников на рынке труда.
+
Маркетолог отдела качества представил справки по результатам исследования анализа рынка труда и экономические потребности региона в кадрах
4. В информационных системах осуществляется сбор и обработка информации об удовлетворенности студентов образовательными программами и преподаванием отдельных дисциплин.
+
Маркетологом ОУ представлены результаты опроса «Преподаватель глазами студента». На сайте ОУ представлены результаты опроса «Удовлетворенность студентов обучением», 71% считают качество обучения хорошим
5. В информационных системах осуществляется сбор и обработка информации о качестве преподавания.
+
Представлены результаты анализа «Преподаватель глазами студента», качества проведения занятий, проведения кураторских часов
6. В информационных системах осуществляется сбор и обработка информации о контингенте студентов и слушателей.
+
Представлена информация о контингенте сотрудников за 4 года, сведения о численности подтверждаются приказами о зачислении/отчислении/переводе
7. В информационных системах осуществляется сбор и обработка информации о материальных ресурсах и их использовании при реализации образовательных программ.
+
Материально-техническое оснащение ОУ обеспечивается на основании ФГОС и положения «О процессе управления инфраструктуры». Анализ проходит эпизодические, недостаточное финансовое обеспечение для улучшения
8. В информационных системах осуществляется сбор и обработка информации о ключевых показателях деятельности ОУ.
+
Предоставлен отчет по итогам самообследования деятельности, в соответствии с приказом и представлены результаты деятельности ОУ
Оценка Σ = __20__
Результаты оценки информационной системы ОУ
Оценка
Число баллов
Выполнено
3
ФИО эксперта
<12
ОУ неконкурентоспособно
Выполнено частично
1
Богомолова В.А.
ОУ в целом удовлетворяет Стандартам и Директивам ENQA,
возможно выполнение показателя 1.2.3 государственной аккредитации.
Не выполнено
Подпись:
От 12 до 24
Дата:
25.03.2021
Чек -лист ENQA «Информирование общества» (п.1.7)
Название ОУ: Пензгту
Директива ENQA: В осуществлении своей общественной роли, учебные заведения несут ответственность за предоставление информации о предлагаемых программах, об ожидаемых результатах этих программ, квалификациях, которые они присваивают, используемых обучающих и оценочных процедурах и об образовательных возможностях, доступных студентам.
Балл, полученный на предыдущей проверке: 18
Проверяемые положения ENQA п. 1.7
Представленные ОУ объективные доказательства выполнения положений ENQA п. 1.7
1. ОУ регулярно публикует актуальную, беспристрастную и объективную информацию (количественную и качественную), о предлагаемых им образовательных программах и квалификациях.
+
Правила приема (ежегодно).
Справочная информация для абитуриентов (брошюры, другие публикации, размещение на сайте).
Электронный и печатный каталог образовательных программ.
2. Публикуемая информация содержит описание достижений выпускников и характеристику студентов, обучающихся на данный момент.
+
Подбор публикаций СМИ о выпускниках (интернет, пресса о нас).
Информация о студентах стипендиатах различных фондов.
Информация о студентах, получивших гранды.
3. Публикуемая информация содержит информацию о возможностях академической мобильности, траекториях обучения и других образовательных возможностях.
+
Наличие кредитной системы (приказы, индивидуальные планы), данные НИРС.
Данные о совмещенных программах (СПО+ВПО+зарубежные).
4. Информация о достижениях выпускников и характеристика студентов, обучающихся на данный момент, является точной, беспристрастной, объективной и доступной.
+
Каталог выпускников.
ИС контингент, успеваемость в открытом доступе.
5. Информация, указанная в п.3. не используется только как маркетинговая акция;
+
Статистические данные об обменных программах РФ, также зарубежных.
Динамика обучения контингента по совместным программам и т.д.
6. Информирование общества о важной для него информации, связанной с деятельностью ОУ, реализовано в рамках процессного похода к СК ОУ.
+
Размещение отчетов (годовых, полугодовых) на сайте ОУ.
Данные о конференциях, связанных с деятельностью ОУ.
Указанные выше мероприятия описаны в рамках процессного подхода СК данного ОУ.
Оценка Σ = __18__
Результаты оценки
Оценка
Число баллов
Выполнено
3
ФИО эксперта
< 8
ОУ неконкурентоспособно
Выполнено частично
1
Богомолова В.А.
ОУ в целом удовлетворяет Стандартам и Директивам ENQA,
возможно выполнение показателя 1.2.3 государственной аккредитации.
Не выполнено
Подпись:
От 9 до 18
Дата:
25.03.2021