Аспекты изучения фонетики
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция №3 Аспекты изучения фонетики
Изучение звуков речи с точки зрения их физических характеристик проводится при помощи специальной аппаратуры.
С точки зрения акустики звук характеризуется рядом признаков:
соотношением тона и шума;
силой (громкостью, интенсивностью);
высотой тона;
долготой (длительностью, количеством);
тембром.
Рассмотрим эти характеристики более подробно.
Как уже говорилось выше, с физической точки зрения звук — это «механические колебания упругого тела», которые могут быть восприняты органами слуха.
Наличие (преобладание) тона или шума зависит от характера колебаний.
Тон — это периодические, ритмические колебания. Если ритмичность отсутствует возникает шум. Тон возникает, например, при колебании струны, а шум — при движении колес автомобиля.
Тон звуков речи образуется благодаря вибрации голосовых связок, поэтому в фонетике используется также термин «голос» для обозначения тона. Звуки, состоящие только из тона (или в основном представляющие собой тоны) называются гласными.
Шум возникает, когда струя выдыхаемого воздуха сталкивается с какой-либо преградой. Это характерно для согласных звуков, которые представляют собой либо чистые шумы (произносятся без напряжения голосовых связок), либо сочетание голоса и шума. Чистые шумы — это глухие согласные, например [с],[т], ф] в русском языке. Звонкие согласные произносятся при напряженных голосовых связках, поэтому в них есть тон, но преобладают шумы. В сонорных согласных преобладает тон, что сближает их с гласными. Интересно, что в ряде языков (например, в сербском) сонорные согласные могут быть слогообразующими.
Сила звука — это размах амплитуды звуковых колебаний. Амплитуда колебаний, в свою очередь зависит от размеров источника колебаний (сравните звучание большого колокола и маленького колокольчика) и силы первоначального импульса Сейчас часто силу звука называют его интенсивностью или громкостью. Применительно к звукам речи: взрослый человек говорит громче ребенка; напрягающий голос громче того, кто не прилагает дополнительных усилий.
Сила речевого звука зависит и от особенностей языка, например, места ударения в слове. В языках с экспираторным ударением ударный звук произносится с большей силой, а остальные с меньшей.
Высота звука определяется частотой колебаний. Высота тона звуков речи зависит от длины и напряженности голосовых связок. Чем короче связки, тем более они напряжены и тем выше образующийся звук. Таким образом, высота (как и сила) может быть как общей характеристикой голоса определенного человека, так и дифференциальной (различительной) характеристикой звуков речи. При произнесении звука «и» голосовые связки напрягаются сильнее, чем при произнесении звука «а», поэтому тон «и» выше. В некоторых языках (например, в китайском) высота тона может изменяться в процессе артикуляции, тогда говорят о «восходящей» и «нисходящей» интонации (см. Лекция 1)
Долгота звука речи — это продолжительность его звучания. Она определяется темпом речи, интонацией и также может служить показателем ударения. В некоторых языках, например в русском, ударный гласный всегда длиннее, чем безударный.
Есть языки (например, финский), где длительность звука не зависит от условий его употребления, а является постоянной характеристикой, позволяя различать слова. В таких языках различают краткие и долгие гласные, а иногда также сверхкраткие и сверхдолгие.
Тембр звука — специфическая окраска, различающая звуки равной высоты, силы и длительности. Тембр звука различается в зависимости от многих параметров, здесь большую роль играет резонанс.
Резонанс возникает в замкнутой воздушной среде (дека струнных инструментов, полое пространство в духовых инструментах, помещение, где произносится звук, ротовая, носовая и глоточная полости речевого аппарата). Благодаря наличию резонатора основной первоначальный тон усиливается и обогащается наслаивающимися на него более высокими тонами (обертонами), число колебаний который кратно числу колебаний основного тона.
Каждый резонатор имеет собственную тоновую настройку, на которую может влиять объем, форма, материал изготовления гладкость или рыхлость поверхности, наличие перегородок, и т. д.
Тембр звуков речи, таким образом, может иметь как постоянные характеристики, определяемые объемом и формой резонансных полостей, так и меняться в зависимости от разных условий, например, при изменении положения активных органов речи.
По тембру различаются одни и те же звуки, произносимые разными людьми, что позволяет нам различать знакомых людей по голосу.
• Дополнительные материалы к лекции№3 Артикуляционная классификация звуков речи/фонем
Классификация звуков речи строится на основе их материальных признаков — акустических и артикуляционных. Классификация фонем — на основе дифференциальных признаков основного варианта звучания.
Первый этап классификации — выделение двух основных классов, или типов, звуков — гласных и согласных.
С акустической точки зрения гласные и согласные различаются соотношением тона и шума: гласные состоят только из тона, а согласные — из тона и шума или только шума.
С артикуляционной точки зрения, различие между гласными и согласными состоит в том, что при образовании гласных звуков струя выдыхаемого воздуха проходит беспрепятственно. При образовании же согласных на пути воздушной струи образуются различные преграды.
Разные группы согласных отличаются от гласных в неодинаковой степени. Ближе всего к гласным сонорные согласные [р], [л], [м], [н], [й]. Эти гласные настолько звучны, что могут выступать в качестве слоговых. Существует мнение, что некоторые сонорные согласные вообще не отличаются артикуляционно от определенных гласных. Например [и] и [й] в конце слова будут звучать практически одинаково. В некоторых языках (например в украинском) гласный [и] между и согласный [й] представляют собой позиционные варианты одной фонемы. Также взаимозаменяемы могут быть [у] и [w] (в губно-губное). В позиции перед согласным эти звуки выступают гласные, а в позиции перед гласным — как согласные.
Звонкие согласные объединяет с гласными наличие тона — то есть работа голосовых связок. Наиболее противопоставлены гласным глухие (шумные) согласные, при образовании которых напряжение голосовых связок очень слабое или вовсе отсутствует.
Классификация гласных.
Основные характеристики гласных звуков — это ряд и подъем.
Язык при образовании гласных может занимать разное место по по отношению к передней/задней части полости рта и по отношению к нёбу.
При произнесении гласных основную роль играет спинка языка. В зависимости от того, какая часть спинки приподнимается к нёбу гласные делятся на передние (гласные переднего ряда), средние (гласные среднего ряда) и задние (гласные заднего ряда).
Подъем — это характеристика, которая определяется степенью подъема языка при артикуляции гласных. Представить классификацию гласных звуков можно в виде таблицы:
Гласные русского языка
Передний ряд
Средний ряд
Задний ряд
Верхний подъем
и
ы
у
Средний подъем
е
о
Нижний подъем
а
Но деление на три ряда и подъема условно. Из гласных верхнего подъема [и] выше, чем [у], из гласных заднего ряда [у] несколько более «задний», чем [о].
Характеристики гласных других языков будут отличаться от русских.
Если вы сравните описание гласных русского языка с таблицей МФА, то увидите, что в ней выделяются четыре, а не три уровня характеристики, соответствующей подъему. Причем в международной фонетике эта характеристика называется иначе: закрытость/открытость. Все гласные делятся соответственно на
Close – закрытые;
Close-mid – полузакрытые;
Open-mid – полуоткрытые;
Open – открытые.
Но даже при делении на четыре уровня остаются звуки, которые попадают «между» ними.
В русистике термины «открытые» и «закрытые» гласные используются в диалектологии и истории языка. «Закрытость» гласной означает более верхний подъем, а на уровне акустики — большую высоту резонаторного тона.
Дополнительная характеристика гласных — степень лабиализации или огубления. При артикуляции лабиализованных гласных губы округляются и вытягиваются вперед. В русском языке лабиализованными являются гласные [о], [у].
В зависимости от положения нёбной занавески различаются гласные носовые (назализованные) и ртовые.
При произнесении ртовых нёбная занавеска находится в приподнятом положении и перекрывает воздуху доступ в носовую полость. Когда нёбная занавеска опускается, открывается проход в полость носа, куда направляется часть воздушной струи в результате чего звук приобретает носовой призвук — так образуются носовые гласные.
Все гласные в современном русском языке — ртовые, но могут приобретать носовой оттенок при сочетании с носовыми согласными в потоке речи в результате аккомодации. В общеславянском и древнерусском языках носовые гласные были и обозначались особыми буквами — юс большой (о носовое) и юс малый (е носовое). В дальнейшем первый звук стал произноситься как [у], например, в слове «зуб», а второй — как полузакрытое ['а], например, в слове «зять» ([з'ат'])
Древние славянские носовые о и е сохранились до наших дней только в польском языке. Употребляются носовые гласные и в других языках — например, французском и португальском.
Также гласные могут различаться по долготе (с точки зрения артикуляции — продолжительность выдержки). Для некоторых языков (финский) этот признак значим и позволяет различать фонемы. В других языках растягивание или «проглатывание» гласных зависит только от темпа речи, ударения, интонации.
Наряду с простыми гласными звуками основой слога могут служить и полифтонги — более сложные фонетические единицы. Среди них различаются дифтонги, трифтонги и тетрафтонги. Дифтонг, как самы распространенный вариант полифтонга, представляет собой фактически соединение двух гласных звуков в одном слоге. Например [ai], [oi], [ei].
Дифтонги употребляются в ряде современных языков: чешском, словацком, литовском, латышском, английском, немецком, испанском, португальском, молдавском, китайском, бирманском и якутском.
Классификация согласных
Все согласные можно разделить, прежде всего, на сонорные и шумные, которые, в свою очередь, делятся на звонкие и глухие.
С точки зрения артикуляции сонорные и шумные согласные различаются степенью напряжения голосовых связок в момент произношения..
Далее согласные могут быть определены по двум признакам: по месту образования и по способу образования.
По месту образования согласные делятся на губные, язычные и заязычные.
Губные согласные образуются согласные, при произнесении которых преграда образуется с помощью губ.
Язычными называются согласные, при артикуляции которых активным органом речи выступает язык. В зависимости от того, какая часть языка и в какой области полости рта образует преграду, различаются переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные согласные.
Наиболее развита во многих языках группа переднеязычных согласных. Среднеязычные встречаются реже всего. В русском языке к ним относят только согласный [й]. В немецком — согласный, обозначаемый сочетание букв ch, например, в слове ich (я).
Заязычные, или поствелярные, согласные существуют не во всех языках. При их образовании преграда для воздушной струи создается в полостях, расположенных за корнем языка, позади мягкого нёба. Среди них различаются согласные язычковые (увулярные), глоточные (фарингальные) и гортанные (ларингальные).
Язычковыми называются звуки, при образовании которых преграда создается при помощи язычка или мягкого нёба вместе с язычком. К ним относится, «картавый» французский [r], или немецкий звук, обозначаемый сочетанием букв ch, произносимый после гласного заднего ряда (например, в слове buch — книга).
Глоточными являются согласные, при образовании которых преграда создается в результате сужения полости глотки. Например немецкий h в слове haben.
Гортанными называются согласные, при образовании которых преграда создается в результате полного смыкания или сближения голосовых связок. Гортанный звук нередко произносится как особый элемент отдельного гласного или смычного согласного (придыхание). Такие звуки называются придыхательными. А в некоторых языках, например, в арабском, гортанный согласный употребляется как самостоятельная фонема.
Классификация по активному органу не всегда достаточна. Поэтому место образования согласного звука может дополнительно характеризоваться по пассивному органу — в зависимости от того, что выполняет роль неподвижной части преграды. Это может быть верхняя губа, зубы, твердое и мягкое нёбо. Например, звук [в] в русском слове «вода» губно- зубной — смыкаются нижняя губа и зубы. А звук [w] в английском [water] губно-губной — смыкаются верхняя и нижняя губа.
Звуки [с] и [ш] в русском языке различаются только по пассивному органу: первый — переднеязычный зубной, а второй — переднязычный передненёбный.
По способу образования согласные звуки делятся прежде всего на смычные, щелевые (фрикативные) и дрожащие (вибранты) — по характеру преграды.
При образовании смычных звуков органы речи полностью сближаются, перегораживая путь струе воздуха. При образовании щелевых звуков между элементами преграды остается узкая щель, через которую и проходит воздух. Наконец при образовании вибрантов происходит быстрое смыкание и размыкание преграды.
Другая классификация — по способу преодоления преграды. С этой точки зрения согласные делятся на взрывные и проходные. В первом случае воздух преодолевает преграду резким толчком, а во втором — проходит через имеющуюся щель.
На первый взгляд, характер преграды и способ ее преодоления тесно связаны. Поэтому нередко происходит смешение терминов «смычные» и «взрывные», «щелевые» и «проходные». Но, например, А.А. Реформатский рассматривает смычно-взрывные звуки лишь как одну разновидность смычных, выделяя наряду с ними смычно-носовые [н], [м] (смычка остается ненарушенной, воздух проходит через носовую полость), боковой [л] (смычка остается ненарушенной, но бок языка опущен вниз, что позволяет воздушной струе «обойти» преграду).
Особый подкласс звуков представляют собой смычно-щелевые или аффрикаты. При произнесении этих звуков смычка сама раскрывается для прохода воздушной струи в щель и воздух проходит в эту щель с трением, но не длительно, а мгновенно. К числу аффрикат относятся русские [ц] и [ч], украинские, белорусские, польские [дз] и [дж], немецкий [пф] (pferd).
Помимо основной артикуляции согласные звуки могут иметь дополнительную. Дополнительными признаками являются прежде всего палатализация (смягчение), веляризация (отвердение) и аспирация (придыхание).
Палатализация — это дополнительный к основной артикуляции подъем средней части языка к твердому нёбу.
Веляризация — дополнительный подъем задней части языка к мягкому нёбу.
Как отмечает А.А. Реформатский, «наличие палатализованных и веляризованных согласных — яркая особенность русской фонетики». Так, например, в русском языке противопоставляется твердое и мягкое [л] — «лук» и «люк», а в немецком и французском языке такое противопоставление отсутствует. [l] среднеевропейское не является ни твердым, ни мягким.
Придыхательные согласные отличаются от простых взрывных и аффрикат тем, что одновременно со смычкой во рту образуется сужение междусвязочной щели без напряжения мускулатуры, и тогда взрыв сопровождается трением (фрикацией) воздуха о связки. Получается не [п][т][к], а [пh][тh][кh]. Придыхание было широко распространено, например в древнегреческом языке. Напоминанием об этом являются написания ph, ch, th поныне используемые при передаче слов греческого происхождения латиницей. В латинском языке придыхательных не было, и когда римляне познакомились с греческим языком и культурой они использовали эти диграфы для передачи греческих придыхательных.
Смычно-гортанные согласные характерны для кавказских языков. Они характеризуются тем, что одновременно со смычкой во рту образуется вторая смычка в гортани между связками. Ротовая смычка взрывается не струей воздуха, а усилением мускулатуры рта и почти одновременно следует гортанный взрыв силой струи воздуха, идущей из легких.
Если для русского языка характерно противопоставление твердых и мягких, то в кавказских языках могут противопоставляться придыхательные и гортанные (а простые смычные могут вовсе отсутствовать)
Система согласных фонем языка называется консонантизмом.
Система гласных фонем — вокализм.
Литература:
1. Немченко В.Н. Введение в языкознание.М.: Дрофа, 2008.
2. Реформатский А.А. Введение в языкознание. М.: Аспект-Пресс, 2005
3. Лингвистический энциклопедический словарь