Анализ производства и реализации продукции
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тихоокеанский государственный университет»
О. А. Филатова
АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА
И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
Лекционный материал к теме 2
Хабаровск
Издательство ТОГУ
2019
1
2.
Анализ производства и реализации продукции
▪ Анализ производства и реализации продукции: базовые показатели и
понятия, цель, задачи, информационное обеспечение. ▪ Основные направления
анализа производства и реализации продукции.
2.1.
Анализ производства и реализации продукции:
базовые показатели и понятия, цель, задачи,
информационное обеспечение
Цель и задачи анализа производства и реализации продукции
Цель анализа производства и реализации продукции – выявление
путей увеличения объема реализации продукции, повышение ее качества,
расширение доли рынка, изыскание резервов для увеличения объемов производства и реализации продукции.
Объектами анализа производства и реализации продукции являются:
объем произведенной и реализованной продукции; ассортимент и качество
продукции, ритмичность ее выпуска.
Задачи анализа производства и реализации продукции:
– изучение динамики производства и реализации продукции;
– проверка оптимальности бизнес-планов, плановых показателей;
– оценка влияния факторов на изменение объемов выпуска и продажи
продукции;
– изучение ассортимента и качества выпускаемой продукции, ритмичности ее выпуска;
– разработка мероприятий по освоению выявленных резервов увеличения производства и реализации продукции.
Основными источниками информации для проведения анализа являются: нормативно-правовые акты законодательства РФ, учредительные документы, бизнес-план, оперативные планы-графики, учетная политика, первичные учетные документы, данные синтетического и аналитического учета, отчетность организации (в т. ч. статистическая, бухгалтерская (финансовая) и др.) и т. д.
Основные направления анализа производства и реализации продукции:
анализ динамики производства и реализации продукции; анализ выполне2
ния плана по выпуску и реализации продукции; анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции; факторный анализ производства и реализации продукции; анализ ассортимента и структуры выпускаемой продукции; анализ показателей, характеризующих качество продукции; анализ ритмичности выпуска продукции.
Виды продукции
Продукция – это результат деятельности предприятия, представляющий собой совокупность произведенных товаров (работ, услуг).
Для целей проведения анализа по степени готовности необходимо различать следующие виды продукции:
– Незавершенная продукция (НП) – это продукция на начальной
стадии готовности, т. е. находящаяся в данный момент в процессе переработки, изготовления.
– Полуфабрикаты (ПФ) – товары, продукты, изготовление которых в
одном подразделении организации (на одном участке) завершено, но требующие дальнейшей обработки в другом подразделении (на другом участке работ).
– Готовая продукция (ГП) – это продукция, завершенной переработки, предназначенная для отпуска на сторону (в продажу), или использования во внутрихозяйственном обороте, соответствующая стандартам качества, снабженная необходимой документацией и переданная на склад готовой продукции.
– Товарная продукция (ТП) – продукция, имеющая товарный вид,
предназначенная для отпуска в народно-хозяйственный оборот.
– Валовая продукция (ВП) – это стоимость всей продукции, произведенной организацией, на любой стадии ее переработки (включая незавершенную продукцию). Данный вид продукции включает в себя стоимость
товарной продукции, изменение объема незавершенного производства за
период, изменение объема полуфабрикатов собственного назначения за
период, изменение стоимости инструмента и инвентаря собственного производства, предназначенных для использования во внутрихозяйственном
обороте и др.
– Отгруженная продукция (ОП) – это продукция, сопровожденная
отгрузочными документами, отпущенная покупателям.
– Реализованная продукция (РП) – это продукция, изготовленная и
отгруженная покупателям, оплаченная ими в данном периоде.
3
Показатели, используемые для измерения объема производства
и реализации продукции
Для целей проведения анализа объем производства и реализации
продукции может выражаться в натуральных; условно-натуральных; трудовых; стоимостных измерителях 1.
Натуральные измерители объемов производства и продаж (штуки,
килограммы, гектары, литры, квадратные метры и др.) применяют при
проведении анализа по отдельным видам и группам однородной продукции, материальных ценностей, в т. ч. для получения качественных характеристик объекта.
Условно-натуральные измерители применяются для обобщенной характеристики объемов производства и продаж однородной по назначению,
но разной по качественным характеристикам продукции (например, тысячи условных банок, тонны условного топлива, количество условных ремонтов и т. д.).
Трудовые измерители используются для обобщенной характеристики
количества затраченного в процессе выпуска и реализации продукции рабочего времени в случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или
условно-натуральные измерители. К таким измерителям относятся человеко-дни, человеко-часы и т. п.
Стоимостные измерители – это денежные измерители, которые используются для обобщенной характеристики объемов производства и продаж разнородной по назначению и разной по качественным характеристикам продукции.
Стоимостные измерители для целей проведения анализа необходимо
привести в сопоставимый вид для нейтрализации влияния стоимостного
фактора (изменения цен в условиях инфляции). Для этого объем продукции отчетного периода может быть пересчитан по ценам базисного периода, или плановым показателям. Но данный способ применим по небольшой
номенклатуре выпускаемой продукции.
Также для целей нейтрализации влияния стоимостного фактора по
группе однородных товаров (работ, услуг) или в целом по отрасли могут
быть использованы агрегатные индексы цен. Рассмотрим эти индексы. При
построении индекса цен в качестве весов индекса используют объем про-
1
Экономический анализ.
4
дукции (в натуральном выражении), реализованной в отчетном (текущем)
периоде.
Формулы для расчета индексов цен и физического объема представим
в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Формулы для расчета индексов
Названия индексов
Агрегатный индекс Пааше
1
Формулы для расчета индексов
Индексы
Индексы
физического
цен
объема
p1 q1
p1 q1
I qП
IП
p
p1 q0
p0 q1
Агрегатный индекс
Ласпейреса
I qЛ
Индекс Фишера
IФ
q
p0 q1
p0 q 0
I qЛ I qП
IЛ
p
IФ
p
p1 q0
p0 q0
П
IЛ
p I p
Формула индекса цен Пааше характеризует то, как изменилась цена на
товар, проданный в отчетном году, при сравнении с ценой базисного периода. В формуле расчета агрегатного индекса Пааше: ∑p1∙q1 – фактическая
стоимость (товарооборот) отчетного периода; ∑p0∙q1 – условная стоимость
продукции (товарооборот) отчетного периода в базисных ценах.
Формула индекса цен Ласпейреса характеризует то, как изменяются
цены на товар, проданный в базисном периоде, то есть происходит сравнение стоимости товара, реализованного в прошлом периоде, и такого же количества продукции в ценах прошедшего периода. В формуле индекса цен
Ласпейреса: ∑p1∙q0 – условная стоимость (товарооборот) продукции базисного периода в ценах базисного периода; ∑p0∙q0 – фактическая стоимость
(товарооборот) базисного периода.
Поскольку индекс цен Пааше занижает уровень инфляции, не принимает во внимание падение спроса на соответствующую продукцию и ассортиментные сдвиги текущего периода по отношению к базисному, то в
нашей стране при расчете индекса цен пользуются формулой Ласпейреса.
Формула
рентабельности
реализуемой
продукции.
http://ru.solverbook.com/spravochnik/formuly-po-ekonomike/formula-indeksa-cen/
обращения: 25.03.2019).
1
5
URL:
(дата
Вместе с тем индекс Ласпейреса, наоборот, завышает инфляцию,
поэтому для устранения противоречий используют «компромиссную»
формулу Фишера.
Тогда, например, фактический объем выпуска продукции в сопоставимых ценах может быть определен как отношение фактического объема
выпуска продукции в стоимостном выражении к агрегатному индексу
цен1:
ВП 1 ,
ВП 1сц
Ip
где ВП1 – выпуск продукции отчетного периода в стоимостном выражении; Ip – агрегатный индекс изменения цен.
Основные направления анализа производства
и реализации продукции
2.2.
Анализ динамики производства
и реализации продукции
Динамику производства и реализации продукции характеризуют
такие показатели, как:
– абсолютный прирост показателей, характеризующий увеличение
(уменьшение) уровня ряда за определенный временной интервал (цепной /
базисный);
– темп роста – относительный показатель, характеризующий интенсивность изменения уровня ряда, т. е. во сколько раз увеличился
уровень по сравнению с базой сравнения (цепной / базисный);
– темп прироста – относительный показатель, характеризующий
относительную величину прироста, т. е. на сколько процентов сравниваемый уровень больше (меньше) уровня, принятого за базу сравнения
(цепной / базисный).
Результаты расчета данных показателей обобщают в аналитической
таблице (табл. 2.2).
1
Экономический анализ.
6
Таблица 2.2
Анализ динамики производства и реализации продукции
Объем
производства
продукции, тыс. р.
Год
Изменение
показателя
Абс.
Темп
(+/-),
роста,
тыс. р.
%
Изменение
показателя
Абс.
Темп
(+/-),
роста,
тыс. р.
%
Объем
реализации
продукции, тыс. р.
ХХХ1
ХХХ2
ХХХ3
…
На основе данных, представленных в подобной таблице, можно также
рассчитать среднегодовой темп роста (прироста) объема производства и
реализации продукции в стоимостном выражении. Для этого используют
формулу среднеарифметической (Тсра) или среднегеометрической (Тсрг):
Tcpa
Т 1 Т 2 ... Тn
, Tсрг n T1 T2 ... Tn
n
.
Анализ выполнения плана по выпуску
и реализации продукции
Анализ выполнения плана производства продукции позволяет оценить причины неэффективного использования производственного потенциала, а анализ выполнения плана реализации – качество менеджмента,
маркетинговой политики организации, а также степень выполнения договорных обязательств.
Выполнение плана по производству и реализации продукции характеризуют абсолютное отклонение от плановых показателей и процент их выполнения, т. е. качество планирования. Результаты расчетов сводят в аналитические таблицы (табл. 2.3).
На отклонение объемов производства продукции от плановых значений
влияет ряд факторов, например:
– численность работников и их квалификация;
– производительность труда;
– обеспеченность средствами и предметами труда;
– использование оборудования;
– использование сырья и материалов;
– уровень организации производства, внедрение инноваций и др.
7
Таблица 2.3
Анализ выполнения плана производства и реализации продукции
(в сопоставимых ценах)
Изделие
Объем производства продукции
Изменение
показателя
ПроПлан,
Факт,
Абс.
цент
тыс. р.
тыс. р.
(+/-),
выполтыс. р. нения
плана
Объем реализации продукции
Изменение
показателя
План,
тыс. р.
Факт,
тыс. р.
Абс.
(+/-),
тыс. р.
Процент
выполнения
плана
А
Б
В
…
Итого
В свою очередь, на отклонение от плана объемов реализации продукции свое влияние оказывают производственные и сбытовые факторы:
– объем выпущенной продукции;
– изменение остатков готовой продукции на складе;
– изменение остатков незавершенного производства и внутрихозяйственного оборота;
– маркетинговая политика организации;
– качество производимой продукции;
– исполнение договорных обязательств и т. д.
Анализ выполнения договорных обязательств
по отгрузке продукции
Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции проводится для того, чтобы оценить степень выполнения плана поставок и причины отклонения от плана. Результаты расчетов обобщают в аналитической таблице (табл. 2.4).
К причинам невыполнения поставок можно отнести:
– причины, связанные с работой отдела снабжения (несвоевременное
оформление заявок; несвоевременный завоз комплектующих изделий и
полуфабрикатов, материалов; замена отдельных видов материалов и комплектующих и др.);
8
– причины, связанные с организацией производственного процесса
(недостаточное ресурсное обеспечение; простои оборудования; слабый
технико-технологический уровень организации производства; большой
процент забракованных изделий; отсутствие материалов и комплектующих
и т. п.);
– причины, связанные с работой отдела сбыта (отсутствие тары и её
неправильная маркировка; плохая организация и слабая механизация
погрузо-разгрузочных работ; нарушение сроков оформления документов
на отгрузку товаров и т. д.);
– внешние причины (транспортно-логистические проблемы; изменение плана поставок; отказ от поставок материалов и комплектующих изделий; отказ покупателей от приобретения продукции и др.)1.
Таблица 2.4
Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции (за период)
Изделие
А
Б
В
Покупатель
Поставки
по
договорам,
тыс. р.
Процент
выполнения
договорных
обязательств
Отгружено
фактически,
тыс. р.
Недопоставки
товара,
тыс. р.
Зачтено в
счет выполнения плана
поставок,
тыс. р.
П1
П2
…
П1
П2
…
П1
П2
…
…
Итого
По итогам выявления причин невыполнения поставок должны быть
приняты соответствующие управленческие решения и определены неиспользуемые возможности для выполнения договорных обязательств на поставку продукции. Поскольку финансовые результаты деятельности организации, её финансовое состояние и финансовая устойчивость зависят
напрямую от объемов производства, отгрузки и реализации продукции, то
Пузанова Ю. А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия :
конспект лекций. Кемерово, 2010. 87 с.
1
9
анализ и корректировку плановых показателей необходимо проводить
ежемесячно, ежеквартально, ежегодно.
Факторный анализ производства и реализации продукции
Для оценки влияния факторов на объем реализации продукции используют балансовый метод. Баланс товарной продукции имеет вид:
ГПнп + ТП = РП + ГПкп.
Соответственно
РП = ТП + ГПнп – ГПкп,
где РП – стоимость реализованной продукции за анализируемый период;
ТП – стоимость товарной продукции за анализируемый период; ГПнп – стоимость остатков готовой продукции на складах на начало анализируемого
периода; ГПкп – стоимость остатков готовой продукции на складах на конец анализируемого периода.
Расчет влияния этих факторов на результативный показатель (объем
реализованной продукции) может быть осуществлен способом цепной
подстановки. При этом в процессе проведения анализа исследуются причины образования сверхплановых остатков готовой продукции на складах,
а также несвоевременной оплаты покупателями отгруженной продукции.
По итогам проведения анализа следует разработать мероприятия, направленные на ускорение реализации продукции, контроль за состоянием платежной дисциплины и т. п.
Далее при проведении факторного анализа выпуска и реализации продукции исследуется влияние на эти показатели обеспеченности организации трудовыми ресурсами, обеспеченность основными средствами, а также сырьем и материалами.
Рассмотрим типы факторных моделей, применяемых в ходе анализа 1.
Обеспеченность организации трудовыми ресурсами оценивается при
помощи следующих факторных моделей:
ВП = СЧР ∙ ГВ;
РП = СЧР ∙ ГВ ∙ ДРП,
где СЧР – среднесписочная численность работников; ГВ – среднегодовая
выработка продукции одним работником; ДРП – доля реализованной продукции в объеме выпущенной продукции.
1
Экономический анализ.
10
Обеспеченность организации основными средствами оценивается при
помощи показателя оценки эффективности их использования
(фондоотдачи):
ВП
;
ВП ОС ФО = ОС
ОС
ВП
Д РП = ВП Д РП ,
РП ОС ФО Д РП = ОС
ОС
где ОС – среднегодовая стоимость основных средств; ФО – фондоотдача.
Обеспеченность организации материальными ресурсами также оценивается при помощи показателя оценки эффективности их использования
(материалоотдачи):
ВП
;
ВП МЗ МО = МЗ
МЗ
ВП
Д РП = ВП Д РП ,
РП МЗ МО Д РП = МЗ
МЗ
где МЗ – материальные затраты; МО – материалоотдача.
Расчет влияния факторов проводится при помощи методов детерминированного факторного анализа, например, способом абсолютных разниц.
Анализ ассортимента и структуры выпускаемой продукции
Ассортимент продукции – это перечень видов и разновидностей
продукции, конкретизированный по определенным признакам (маркам, артикулам, моделям, фасонам, рецептам, размерам, упаковке и т. д.); набор
продукции (товаров), предлагаемых предприятием-изготовителем. При
этом следует заметить, что также различают ассортимент услуг и ассортимент товаров.
Номенклатура товаров представляет собой всю совокупность продукции (изделий), выпускаемых предприятием.
В рыночных условиях предприятию очень важно следить за обновлением ассортиментного перечня в целях обеспечения своей конкурентоспособности.
Ассортимент оказывает большое влияние на результаты финансовохозяйственной деятельности предприятия, его формирование основывается
на определении потребностей покупателей (как текущих, так и перспективных), оценке уровня конкурентоспособности, обновления и модернизации выпускаемой продукции, а также возможных последствий изменения
ассортиментных программ и т. п.
11
На структуру выпуска продукции и плановые показатели по ассортименту оказывает влияние договорная работа, а именно наличие заключенных с заказчиками договоров.
Анализ выполнения плана по ассортименту проводится в табличной
форме (табл. 2.5).
Таблица 2.5
Анализ выполнения плана по ассортименту
Изделие
Объем выпуска
продукции отчетного года Недовыпущено продукции
в сопоставимых ценах,
против плана,
тыс. р.
тыс. р.
План
Факт
Процент
выполнения
плана
Объем продукции,
зачтенный в выполнение плана по
ассортименту, тыс. р.
Рассмотрим способы оценки выполнения плана по ассортименту1:
– Способ наименьшего процента. В данном случае за показатель выполнения плана по ассортименту принимают процент выполнения плана
производства по изделию с наименьшим процентом выполнения плана его
производства. Это способ применим для предприятий, выпускающих небольшое количество изделий, когда объем выпуска изделий, на которые
приходится наименьший процент выполнения плана, занимает наибольший удельный вес в структуре выпущенной продукции.
– Способ среднего процента может быть применен в том случае, если
удельный вес каждого вида выпускаемой продукции примерно одинаков.
Показатель выполнения плана по ассортименту рассчитывается как отношение общего фактического выпуска продукции в пределах плана в стоимостном выражении на совокупный плановый выпуск продукции.
– По стоимости недовыпущенной продукции. Показатель выполнения
плана по ассортименту рассчитывается как отношение разности между
планируемым объемом продукции и стоимостью недовыпущенной продукции к совокупному плановому выпуску продукции.
Изделия, выпускаемые сверх плана или не предусмотренные планом, в
расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено
задание по всем видам изделий. Причины недовыполнения плана по ассор1
Экономический анализ.
12
тименту могут быть как внешние (изменение конъюнктуры рынка / спроса
на отдельные виды продукции, несвоевременный ввод производственных
мощностей предприятия по независимым от него причинам), так и внутренние (недостатки в системе организации и управления производством,
плохое техническое состояние оборудования и пр.).
Обобщающую характеристику изменений ассортимента продукции
дает коэффициент ассортиментности, который определяется как отношение объема продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на плановый объем производства (реализации) продукции
Изменение объемов производства продукции по разным ассортиментным позициям влечет за собой изменения в структуре производства (реализации) продукции, в свою очередь изменение структуры выпуска оказывает свое влияние на такие показатели, как объем выпуска в стоимостной
оценке, материалоемкость, себестоимость продукции, рентабельность
и т. д. Поэтому очень важно своевременно выявлять и оценивать структурные сдвиги. Структуру продукции определяет удельный вес каждого вида
продукции (изделия) в общем объеме. Анализ структуры выпуска продукции – табл. 2.6.
Таблица 2.6
Анализ структуры выпуска продукции (за период)
Изделие
Опт.
цена за
1 ед.,
тыс. р.
Объем
производства
продукции
План
Уд.
Ед. вес,
%
Факт
Ед.
Уд
вес, %
Плановый
объем
производства,
тыс. р.
Условный объем
производства товаров при фактическом выпуске,
тыс. р.
Фактически
при планоФакт
вой структуре
Изменение объема производства,
тыс. р.
Полученные при проведении анализа данные позволяют также оценить
отклонение условного объема производства при фактическом выпуске,
плановой цене и плановой структуре от планового объема производства.
Далее следует провести анализ показателей, характеризующих качество продукции.
13
Анализ показателей, характеризующих качество продукции
ГОСТ 15467–791 определяет качество продукции, как совокупность
ее свойств, обуславливающих пригодность продукции для удовлетворения
определенных потребностей в соответствии с ее назначением.
Уровень качества продукции – это одна из важнейших характеристик с
точки зрения обеспечения конкурентоспособности. Соответственно, в процессе анализа показателей качества необходимо выявить как изменились
показатели качества продукции в анализируемом периоде и как это отразилось на объемах производства и реализации продукции.
Остановимся подробнее на показателях качества.
Одно из свойств продукции характеризуют индивидуальные (единичные)
показатели качества, к которым относят показатели:
– надежности, характеризующие безотказность, ремонтопригодность,
восстанавливаемость, сохраняемость, долговечность;
– экономичности, определяющие эксплуатационные свойства продукции, отражающие ее техническое совершенство, определяемое совершенством конструкции и качеством изготовления, уровнем и степенью потребления ресурсов (топлива, энергии и т. п.) при использовании по прямому назначению;
– эргономичности, характеризующие систему «человек – изделие –
среда использования», т. е. приспособленность изделия к потребностям
(требованиям) или свойствам человека-пользователя (гигиеническим,
антропометрическим, психологическим, физиологическим);
– эстетичности, характеризующие информационно-художественную
выразительность изделий, рациональность формы, целостность композиции и т. д.
– технологичности, определяющие эффективность конструкторских и
технологических решений;
– стандартизации и унификации, характеризующие унификацию изделий, их применяемость и повторяемость;
– патентной чистоты технических решений, обуславливающие юридическое свойство объекта, означающие возможность неограниченного использования данного объекта без нарушения чужих патентных прав;
ГОСТ 15467–79. Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины
и определения. URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-15467-79 (дата обращения:
20.04.2019).
1
14
– безопасности, обуславливающие обеспечение безопасности жизни,
здоровья и имущества граждан, а также охрану окружающей среды;
– полезности, характеризующие способность продукции удовлетворять определенную человеческую потребность (жирность молока, содержание белка и витаминов) и др.
Как правило, в ходе проведения анализа индивидуальных показателей
качества каждое из перечисленных свойств продукции оценивается в баллах. Средний балл является обобщенным показателем качества продукции.
К косвенным показателям качества продукции относят: штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и т. п.
В процессе анализа изучается динамика косвенных показателей качества, оценивается степень соответствия данных показателей плановым параметрам, выявляются причины изменения показателей и принимаются
решения, направленные на снижение значений косвенных показателей качества.
Обобщающие показатели качества продукции характеризуют качество
всей произведенной продукции вне зависимости от ее вида и назначения:
– удельный вес продукции, сертифицированной на соответствие
национальным стандартам качества, определяемый как отношение продукции, сертифицированной на соответствие национальным стандартам качества, к объему выпуска продукции (в стоимостном выражении);
– удельный вес продукции, сертифицированной на соответствие международным стандартам качества, который рассчитывается как отношение
продукции, сертифицированной на соответствие международным стандартам качества, к объему выпуска продукции (в стоимостном выражении);
– удельный вес новой продукции в общем объеме выпуска, определяемый как отношение объема новой продукции к объему выпуска продукции (в стоимостном выражении);
– удельный вес модернизированной продукции в общем объеме выпуска, который рассчитывается как частное от деления объема модернизированной продукции на общий объем выпуска продукции (в стоимостном
выражении);
– удельный вес продукции высшей категории качества в общем объеме выпуска, определяемый как отношение объема продукции высшей категории качества к общему объему выпуска продукции (в стоимостном выражении);
15
– удельный вес экспортируемой продукции в общем объеме выпуска,
который определяется как частное от деления объема экспортируемой
продукции на общий объем выпуска продукции (в стоимостном выражении)
и др.
Анализ обобщающих и косвенных показателей качества может быть
проведен в аналитической таблице (табл. 2.7).
Таблица 2.7
Анализ обобщающих и косвенных показателей качества (за период)
За отчетный период
Изменение показателя
Показатель
За
предыдущий
отчетный
период
План
Факт
Абсолютное (+/-)
К показаПроцент
телю
К
выполпредыду- плановонения
щего отму
плана
четного значению
периода
Удельный вес продукции, сертифицированной на соответствие
национальным стандартам качества, %
Удельный вес новой
продукции, %
Удельный вес забракованной продукции, %
…
Потери от брака, тыс.
р.
Штрафы за некачественную продукцию,
тыс. р.
…
Сопоставлением удельного веса / значений показателей с плановыми
значениями, а также с показателями предыдущего отчетного периода можно сделать вывод об изменении показателей качества продукции в течение
анализируемого периода, о выполнении плана повышения качества продукции, об инновационной активности предприятия. По результатам проведенного анализа оцениваются причины невыполнения плана по обеспечению качества выпускаемой продукции, разрабатываются мероприятия,
направленные на повышение качества продукции.
16
Средний возраст выпускаемой продукции определяется как средневзвешенная величина по данным оперативного учета. Устаревшую продукцию необходимо вовремя снимать с производства.
Кроме того, при проведении анализа можно сравнивать полученные результатами с данными организаций-конкурентов и разрабатывать мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности продукции.
Для углубления анализа можно провести анализ брака (табл. 2.8), поскольку увеличение выпуска бракованного товара влечет за собой рост себестоимости и снижение значений показателей прибыли и рентабельности.
Таблица 2.8
Анализ брака (за период)
Показатель
За
предыдущий
отчетный
период
За
отчетный
период
Абсолютное
изменение
(+/-), тыс. р.
Темп роста
(прироста),
%
Себестоимость брака, тыс. р.
Расходы на исправление брака,
тыс. р
Абсолютный размер брака,
тыс. р.
Стоимость брака по цене использования, тыс. р.
Суммы, удержанные с виновных лиц, тыс. р.
Суммы, взысканные с поставщиков, тыс. р.
Абсолютный размер потерь от
брака, тыс. р.
Товарная продукция по производственной себестоимости,
тыс. р.
Относительный размер брака,
%
Относительный размер потерь
от брака, %
При проведении анализа следует учитывать, что различают внутренний
и внешний брак. Также брак может быть классифицирован по виновникам
и причинам. Исходя из этого, при наличии информации, анализ брака может быть проведен углубленно.
17
Если качество товара характеризуется сортом или кондицией, то необходимо рассчитать коэффициент сортности как отношение совокупной стоимости продукции, выпущенной в анализируемом периоде к совокупной стоимости этой продукции в пересчете на цены продукции высшего сорта1:
pi qi
,
К сорт p
высш q0
где pi – цена единицы товара i-го сорта; qi – цена единицы товара i-го сорта;
pвысш – цена единицы товара наивысшего сорта.
Как отношение фактического и планового коэффициентов сортности
можно оценить изменение выпуска товаров по сортности.
Анализ качества продукции проводится в табл. 2.9.
Таблица 2.9
Анализ качества продукции
Цена за Выпуск продукции, ед.
Сорт
единицу,
товара
План
Факт
тыс. р.
Объем производства, тыс. р.
План
Факт
По цене I сорта
План
Факт
I
II
Итого
Результаты анализа интерпретируются.
Качество товаров затрагивает изменение цены и себестоимости, оказывает влияние на объем выпуска товара, величину выручки от продаж и прибыли2. Соответственно, изменение выпуска продукции под влиянием изменения качества товаров определяется по формуле:
Δ ВП = (p1 – p0) ∙ qТПК,
где qТПК – количество произведенного товара повышенного качества; p1 – цена изделия после изменения качества; p0 – цена изделия до изменения качества.
Изменение выручки под влиянием изменения качества товаров определяется по формуле:
ГОСТ 15467–79. Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины
и определения.
2 Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учеб. пособие /
А. И. Алексеева [и др.]. М., 2006. 672с.
1
18
Δ ВР = (p1 – p0) ∙ qТПК ПРОД,
где qТПК ПРОД – количество проданного товара повышенного качества.
Изменение прибыли под влиянием изменения качества товаров определяется по формуле:
Δ П = [(p1 – p0) ∙ qТПК ] – [(c1 – c0) ∙ qТПК ПРОД],
где с1 – себестоимость изделия после изменения качества; с0 – себестоимость изделия до изменения качества.
Также можно оценить влияние сортового состава продукции на изменение её цены (табл. 2.10)1.
Таблица 2.10
Анализ сортового состава продукции на изменение ее цены
Сорт
товара
Оптовая
цена,
тыс. р.
Сортовая структура товара, %
План
Отклонение от плана,
(+/-)
Факт
Изменение
средней цены, р.
I
II
Итого
На основании проведенного анализа причин изменения качества и брака
разрабатываются мероприятия, направленные за изменение сложившейся
ситуации.
Анализ ритмичности выпуска продукции
Под ритмичностью выпуска продукции понимают равномерный
выпуск товаров по периодам (за сутки, декаду, месяц и т. п.) в соответствии с графиком.
Для оценки ритмичности выпуска продукции применяют прямые показатели (коэффициенты ритмичности и вариации, показатель аритмичности
и т. д.) и косвенные показатели (доплаты за сверхурочную работу, потери
от брака, штрафы за несвоевременную отгрузку продукции, наличие
сверхнормативных запасов готовой продукции на складах и т. п.).
Остановимся на расчете прямых показателей.
1
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности.
19
Коэффициент ритмичности определяется как отношение объема произведенных товаров, зачтенных в выполнение плана по ритмичности, на
плановый объем выпуска:
Критм = Vвпп / Vплан,
То есть суммируются фактические удельные веса выпуска за каждый период, зачтенные в выполнение плана. Чем ближе значение данного коэффициента к 1, тем лучше.
Коэффициент вариации определяется как отношение среднеквадратического отклонения (σ) от плановых заданий к среднему за период плановому
выпуску:
К вар
.
Vпл
При этом среднее квадратическое отклонение (σ) определяется как
2
Vфакт Vплан
n
2
Показатель вариации, выраженный в процентах, указывает на то, на какой процент в среднем отклоняется от графика выпуск продукции по периодам.
Анализ ритмичности выпуска продукции по периодам проводят в аналитических таблицах (табл. 2.11).
Таблица 2.11
Анализ ритмичности выпуска продукции по периодам
Период
Выпуск
продукции,
тыс. р.
План
Удельный
вес
продукции,
%
Факт План
Факт
Коэффициент
выполнения плана
Доля продукции, зачтенная в
выполнение
плана по
ритмичности, %
Коэффициент
ритмичности
Числа
аритмичности
+
-
I
II
III
Итого
Показатель аритмичности определяется как сумма положительных и
отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за период. На
аритмичность работы организации оказывают влияние как внешние, так и
20
внутренние факторы. К внешним факторам можно отнести: несвоевременное выполнение договоров поставщиками, недостаток ресурсов не по вине
предприятия и др. Внутренние факторы: низкий уровень материальнотехнического обеспечения и организации производства, плохая организация планирования и контроля на предприятии и т. п.1
Устранение причин неритмичного выпуска позволяет мобилизовать резервы увеличения объема выпуска.
Анализ производства и реализации продукции может быть дополнен
анализом уровня цен на продукцию, конкурентоспособности продукции, а
также анализом сбыта продукции, при проведении которого изучается
структура сбыта в разрезе видов продукции (изделий), рынков сбыта, потребителей.
Контрольные вопросы
1. Укажите цель и задачи анализа производства и реализации продукции.
Назовите виды продукции.
2. Каковы особенности проведения анализа динамики производства и реализации продукции?
3. Каковы особенности проведения анализа выполнения плана по выпуску
и реализации продукции?
4. Каковы особенности проведения анализа выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции?
5. Каковы особенности проведения факторного анализа производства и
реализации продукции?
6. Каковы особенности проведения анализа ассортимента и структуры выпускаемой продукции?
7. Каковы особенности проведения анализа показателей, характеризующих качество продукции?
8. Каковы особенности проведения анализа ритмичности выпуска продукции?
1
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности.
21