Анализ обеспеченности персоналом. Анализ укомплектованности кадрового состава,анализ обеспеченности персоналом технологического процесса
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 6. Анализ обеспеченности персоналом. Анализ укомплектованности
кадрового состава, анализ обеспеченности персоналом технологического
процесса.
Анализ кадрового состава включает:
· анализ структуры кадрового состава в соответствии с требованиями технологии и
классификатором должностей;
· оценку укомплектованности кадрового состава в целом и по уровням управления,
включая оценку обеспеченности персоналом всего технологического процесса;
· анализ возрастной структуры;
· оценку соответствия уровня подготовленности персонала требованиям
деятельности;
· анализ структуры кадрового состава по социально-демографическим
характеристикам;
· оценку текучести кадров.
Анализ кадрового состава позволяет выявить:
•
•
•
•
•
уровень кадровой обеспеченности и потребность в персонале;
количественную структуру персонала по различным критериям;
качественную структуру персонала (анализ имеющихся и приобретенных
компетенций);
потребности в обучении;
основные источники сопротивления изменениям (определяются по результатам
анкетирования);
Основные сложности при проведении анализа состоят в том, что:
· При анализе используется весь объем данных, накопленных кадровой службой.
Это огромный объем и обработать его вручную при численности сотрудников
больше 200 человек уже проблематично.
Общую картину состояния и тенденции развития движения кадров дает анализ
изменения среднесписочной численности работников проведенный по категориям,
что позволяет оценить состав и структуру работников.
Основным элементом систем управления являются кадры руководителей и
специалистов, которые возглавляют работу коллективов людей, определяя
направления развития предприятия и его подразделений, ставя конкретные
задачи на определенные периоды, обеспечивая необходимые условия для их
выполнения.
Объектом анализа кадрового обеспечения системы управления является
полный цикл формирования и использования кадрового потенциала предприятия.
1
При анализе кадров руководителей и специалистов целесообразно изучить:
– укомплектованность кадрового состава в целом и по основным уровням и
звеньям аппарата управления;
– структуру кадрового состава в соответствии с установленным для предприятия
классификатором работников управления с целью выявления избыточного
состава работников и дефицита кадров по различным группам руководителей и
специалистов;
– качественную укомплектованность кадрового состава по соответствию уровня
и профиля образования занимаемым должностям;
– стабильность кадрового состава (отраслевую и профессиональную);
- интенсивность продвижения руководителей и специалистов на предприятии.
При анализе укомплектованности кадрового состава данные о составе
специалистов, руководителей всех групп и вспомогательного персонала системы
управления сопоставляются с плановой численностью, численностью,
предусмотренной типовыми штатными расписаниями и, как лучший вариант, с
расчетной величиной, определенной в процессе проектирования или
перспективного планирования развития системы управления. При этом расчет
укомплектованности проводится в целом по предприятию, по уровням
управления (генеральная дирекция, управление предприятием, цехи и др.) и
отдельным службам (функциям). Данные сопоставлений позволяют выявить
действительную обеспеченность работниками всех стадий управления, а также
возможности устранения дефицитов кадров за счет перестановки собственных
кадров: сформировать резерв на выдвижение, предусмотреть переподготовку или
дополнительное обучение соответствующих групп специалистов. Одновременно
при оценке укомплектованности рассматривается предполагаемая динамика
кадров (выход на пенсию, уход в армию и др.).
Аудитору, разрабатывая мероприятия по повышению эффективности человеческих
ресурсов, следует учитывать тот факт, что снижение цены труда при постоянном
уровне жизни и увеличении затрат на восстановление трудоспособности ведет к
снижению эффективности. Чтобы не вызвать сопротивление персонала, не обходимо
мероприятия по оптимизации эффективности проводить под контролем уровня
мотивации. Заработная плата в настоящее время является основным источником
доходов, значит, наиболее мощным стимулом труда и производства в целом.
Заработная плата, как экономическая категория, регулирующая трудовые отношения,
определяет в основном стоимость человеческих ресурсов. Фонд заработной платы –
это основные расходы на персонал, которые непосредственно связаны с принятой в
организации системой оплаты труда и материального поощрения. В настоящее время
2
наряду с основными расходами на персонал все большее значение приобретают
дополнительные расходы:
•
•
•
•
привлечение и отбор;
обучение и переобучение;
социальный пакет;
взносы в фонды государственного социального страхования.
Правильно проведенный внешний или внутренний аудит стоимости человеческих
ресурсов – один из главных рычагов повышения эффективности аудита.
Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами обычно начинается с
изучения состава и структуры работников.
Персонал промышленного предприятия подразделяется на две группы:
•
•
промышленно-производственный, к которому относятся работники,
непосредственно участвующие в производственном процессе или
обслуживающие его,
непромышленный персонал — работники жилищно-коммунальных хозяйств,
предприятий культурно-бытового обслуживания, детских садов и т. п.
Кроме того, персонал предприятия разделяется на отдельные категории работников:
•
•
•
•
•
рабочие,
инженерно-технические работники (ИТР),
служащие,
младший обслуживающий персонал (МОП),
ученики и пожарно-сторожевая охрана (ПСО).
Цель анализа численности персонала и обеспеченности предприятия кадрами —
определить обеспеченность предприятия промышленно-производственным
персоналом для выполнения плана выпуска продукции и выяснить основные причины,
оказывающие влияние на этот показатель. Анализируется также численность
непромышленного персонала. При этом изучаются данные по каждой категории
работников, так как различные категории работающих играют неодинаковую роль в
процессе производства продукции. Для этого фактические данные сравнивают с
плановыми показателями по группам персонала и категориям работников и выявляют
абсолютный и относительный излишек (недостаток) по сравнению с плановой
численностью. Абсолютное отклонение определяется как разность между отчетными
и плановыми данными о численности, а относительное рассчитывается с учетом
степени выполнения предприятием плана производства продукции.
Выявление отклонения в численности персонала по категориям от плана позволяет
судить о том, как предприятие обеспечено необходимыми кадрами.
3
Для примера рассмотрим табл. 1.
Из данных табл. 1 видно, что план по общей численности выполнен на 100,4%, а план
выпуска валовой продукции — на 106,6%, что является положительным фактом.
Плановая потребность в рабочей силе при фактическом выпуске продукции будет
1442 * 1,066 = 1537 человек. Если фактическая численность составила 1450 человек,
то относительная экономия в рабочих будет 1450 — 1537 = —87 человек. При этом
абсолютный перерасход составил +8 человек (1450 — 1442).
Такая относительная экономия могла быть в связи с ростом производительности труда
на данном предприятии.
Таблица 1 Анализ обеспеченности персоналом
Показатели
Выпуск валовой
продукции
Фактически Отклонение Выполнение
Единицаизмерения По
плану
от плана
плана
ТЫС. руб.
137829 146858
+9029
106,6
Промышленночеловек
производственный
персонал
В том числе:
1583
1589
+6
100,4
рабочие
1442
1450
+8
100,6
ИТР
93
93
——
100,0
служащие
42
40
—2
95,3
МОП
6
6
——
100,0
При анализе численности персонала по категориям работников следует учесть, что
важным условием увеличения выпуска продукции в пищевой промышленности
является повышение в общей численности удельного веса работников,
непосредственно занятых выработкой продукции. Чем выше удельный вес рабочих в
общей численности персонала, тем эффективнее используются трудовые ресурсы
предприятия. Численность инженерно-технических работников, служащих, младшего
обслуживающего персонала и пожарно-сторожевой охраны не должна быть выше,
предусмотренной планом. Превышение работающих этих категорий против плана
снижает производительность труда и ухудшает другие экономические показатели
работы предприятия при прочих равных условиях.
В процессе анализа следует установить соотношение основных и вспомогательных
рабочих. Если удельный вес основных рабочих выше, это увеличит процент
выполнения плана по производительности труда, а если ниже, то снизит его.
4
Состав рабочих на анализируемом предприятии характеризуется данными табл. 2.
Таблица 2 Анализ обеспеченности рабочими
Рабочие
Всего
В том числе
По плану
Фактически
человек %
человек %
1442
100 1450
100
основных
1081
производственных
75
1066
73,5
вспомогательных 361
25
384
26,5
Из данных табл. 2 видно, что на предприятии ухудшилось соотношение между
основными и вспомогательными рабочими по сравнению с планом. Удельный вес
вспомогательных рабочих оказался выше планового на 1,5%, что отрицательно
повлияет на выполнение плана производительности труда.
В ходе дальнейшей аналитической работы следует установить уровень механизации
вспомогательных и ремонтных работ, их трудоемкость, ибо высокий процент наличия
вспомогательных рабочих говорит о большой роли ручного труда на предприятии и о
неудовлетворительной организации ремонтных работ.
Одно из основных требований технического прогресса — постоянное повышение
квалификации кадров. Поэтому одновременно с определением влияния численности
работающих на выполнение производственного плана устанавливают потребность
предприятия в рабочих определенных профессий и квалификационных разрядов, а по
инженерно-техническим работникам и служащим — соответствие занимаемым
должностям.
Анализ квалификационного состава рабочих кадров заключается в сопоставлении
имеющейся и требуемой рабочей силы по каждой специальности.
В ходе анализа устанавливается, что несоответствие квалификационных разрядов
фактически выполняемой работе объясняется недостаточным вниманием
администрации предприятия к своевременному приведению в соответствие
квалификации рабочих со сложностью выполняемых ими работ. Привлечение рабочих
к выполнению работ, которые по своей сложности выше уровня квалификации,
приводит к увеличению брака, ухудшению качества и повышению себестоимости
произведенной продукции.
Обычно на предприятиях не составляются ведомости потребности в кадрах по
профессиям, специальностям и разрядам на каждый месяц, поэтому об изменении
профессионально-квалификационной структуры можно судить по данным о приеме и
увольнении рабочих за месяц, а также по выполнению плана повышения
квалификации кадров.
5
Так, если сменяемость в данном периоде составила 30 человек, при этом средний
разряд уволенных рабочих был равен 3,05, а принятых— 2,85, то можно утверждать,
что средний разряд рабочих снизился и для его сохранения на прежнем уровне 20%
вновь принятых рабочих (30 • 0,2 = 6 человек) должны пройти дополнительное
обучение для повышения разряда.
Выяснив отклонения от плана в численности рабочих отдельных профессий, следует
на основе отчетности о подготовке и повышении квалификации кадров определить,
как выполнен план обучения по тем специальностям, в которых имеется потребность.
Следует проанализировать также итоги повышения квалификационного состава
инженерно-технических работников и служащих предприятия. Для этого сравнивают
состав этих категорий работников по образованию и квалификации за отчетный
период и в соответствующие периоды прошлых лет.
По данным табл. 3 видно, что предприятие не выполнило план повышения
квалификации ИТР и служащих, это является отрицательным фактом.
Таблица 3 Анализ выполнения план повышения квалификации ИТР и служащих
Повышение
квалификации
инженернотехнических
работников и
служащих
В институтах
повышения
квалификации
министерств
На факультетах
повышения
квалификации при
вузах
На курсах при
предприятиях,
организациях и
учебных заведениях
Итого . . .
По
Фактически Выполнение
плану
плана, %
15
13
87
2
2
100
4
5
125
21
20
95
Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами определяется сравнением
фактического количества работников по категориям и профессиям с плановой
потребностью. Особое внимание уделяется анализу обеспеченности предприятия
6
кадрами наиболее важных профессий. Необходимо анализировать и качественный
состав трудовых ресурсов по квалификации.
Для оценки соответствия квалификации рабочих сложности выполняемых работ
сравнивают средние тарифные разряды работ и рабочих, рассчитанные по
средневзвешенной арифметической:
где Тр - тарифный разряд; ЧР - численность рабочих; Vpi -объем работ каждого вида.
Если фактический средний тарифный разряд рабочих ниже планового и ниже
среднего тарифного разряда работ, то это может привести к выпуску менее
качественной продукции. Если средний разряд рабочих выше среднего тарифного
разряда работ, то рабочим нужно производить доплату за использование их на менее
квалифицированных работах.
Административно-управленческий персонал необходимо проверить на соответствие
фактического уровня образования каждого работника занимаемой должности и
изучить вопросы, связанные с подбором кадров, их подготовкой и повышением
квалификации.
Квалификационный уровень работников во многом зависит от их возраста, стажа
работы, образования и т.д. Поэтому в процессе анализа изучают изменения в составе
рабочих по возрасту, стажу работы, образованию. Поскольку они происходят в
результате движения рабочей силы, то этому вопросу при анализе уделяется большое
внимание.
Создать эффективную систему оценки человеческих ресурсов очень сложно с точки
зрения точности, объективности, простоты и понятности. При этом нужно выполнить
следующие условия: система оценки должна быть объективной, открытой, понятной
всеми работниками; результаты оценки должны быть конфиденциальными.
Эффективная система оценки способствует решению ряда управленческих задач,
побуждает сотрудников работать более результативно и оказывать влияние друг на
друга. Сегодня во многих организациях работники оцениваются по деловым и
личностным качествам работы. Критерии оценки по деловым качествам:
• знание экономики (методов планирования, анализа и т.п.);
• умение выбирать методы и средства достижения наилучших результатов
производственно-хозяйственной деятельности при минимальных затратах всех
видов ресурсов;
7
• знание производства, технических и технологических особенностей его
развития; знания в области организации и управления производством с учетом
достижений отечественной и зарубежной практики, умение применять их в
практической деятельности;
• умение планировать организацию личной деятельности и аппарата управления;
• умение рационально подбирать и расставлять сотрудников по рабочим местам;
• навыки по координации деятельности всех служб и подразделений;
• умение мобилизовать работни ков на достижение поставленных целей
организации; умение эффективно стимулировать работников;
• умение принимать на себя ответственность в зависимости от ситуации в
осуществлении своих решений;
• умение проявлять высокую требовательность к себе и подчиненным;
• готовность контролировать результаты своей работы и работы коллектива;
• стремление устранять и не допускать бюрократизма в своей работе и работе
коллектива;
• навыки быстро и четко решать оперативные вопросы и повседневные дела.
Критерии оценки по личностным качествам:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
целеустремленность;
принципиальность;
честность;
справедливость;
решительность;
самокритичность;
умение держать слово;
правильно воспринимать критику;
умение выслушивать советы;
умение налаживать доброжелательные отношения;
выдержанность и тактичность;
умение пользоваться своими правами и обязанностями;
умение личным примером положительно воздействовать на окружающих;
Применение оценки человеческих ресурсов посредством внутреннего или внешнего
аудита по деловым и личностным критериям является важнейшим элементом повышения эффективности аудита человеческих ресурсов в структуре управления трудом
любой организации.
..
8
Кроме деловых и личностных качеств человеческих ресурсов, чтобы дать
объективную и достаточно полную характеристику их использования, чрезвычайно
важно оценить их количественно и качественно. В отечественной и зарубежной
практике условно различают три метода оценки: количественные, качественные и
комбинированные. К количественным относят все методы с числовой оценкой уровня
качеств работников. Среди них наиболее простым и эффективным считается метод
коэффициентов и балльный. К качественным относят методы деловой характеристики,
биографического описания, устного отзыва, дискуссии и др. К комбинированным
методам относят тестирование, экспертную оценку и другие комбинации количественных и качественных методов. Поэтому для повышения эффективности
внешнего или внутреннего аудита следует применять комбинированные методы
оценки человеческих ресурсов. Например, оценку деловых и личностных качеств
человеческих ресурсов производить по выбранному критерию. Для чего с учетом
специфики производства и условий труда устанавливаются 5–7 критериев. По каждому из них, на основе изучения деятельности работников, дается оценка по
пятибалльной шкале: 5 – отлично; 4 – хорошо; 3 – удовлетворительно; 2 –
неудовлетворительно; 1 – плохо.
Критерии оценки обычно располагают по значению фактора в решении проблемы.
При оценке по критерию «умение выбирать методы и средства достижения наилучших
результатов производственно-хозяйственной деятельности при минимальных затратах
всех видов ресурсов»: «1» – не умеет организовывать свой труд и труд подчиненных
для достижения наилучших результатов при минимальных затратах всех видов
ресурсов; «2» – не умеет организовать труд подчиненных работников на достижение
наилучших результатов при минимальных затратах всех видов ресурсов; «3» – умеет
организовать свой труд и подчиненных работников, но не всегда удачно планирует
работу по достижению наилучших результатов при минимальных затратах всех видов
ресурсов; «4» – умеет хорошо организовать свой труд и труд подчиненных и
планировать работу по достижению наилучших результатов при минимальных
затратах всех видов ресурсов; «5» – умеет отлично организовывать трудовой процесс,
планировать свой труд и труд подчиненных по достижению наилучших результатов
при минимальных затратах всех видов ресурсов. Для определения среднего значения
критерия по результатам исследования рассчитывается средний балл по формуле:
9
Бср – среднее значение критерия по всем факторам;
Ч – численность оцененных работников;
Б – количество баллов, полученных при оценке каждым работником.
Таким образом, оценка человеческих ресурсов при проведении внешнего или
внутреннего аудита с использованием балльной оценки по каждому критерию
позволяет повысить эффективность аудита. Применение компьютеров и других
средств вычислительной техники позволяет оперативно производить расчеты и в итоге
получать достаточно объективные оценки труда работников организации при
проведении внешнего или внутреннего аудита человеческих ресурсов.
10