Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Анализ хозяйственной деятельности и ресурсов предприятия

  • 👀 361 просмотр
  • 📌 300 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Анализ хозяйственной деятельности и ресурсов предприятия
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Анализ хозяйственной деятельности и ресурсов предприятия» pdf
Тема 2. Анализ хозяйственной деятельности и ресурсов предприятия Раздел 1 Анализ производства и реализации продукции Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг. Поэтому анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции, который предполагает следующие этапы: 1. Анализ формирования и выполнения производственной программы; 1.1. Анализ объема продукции; 1.2. Анализ ассортимента продукции; 1.3. Анализ структуры продукции; 2. Анализ качества продукции; 3. Анализ ритмичности производства; 4. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции. Источники информации: плановые и оперативные планы-графики, данные текущей и годовой отчетности ( «Баланс предприятия», «Отчет о финансовых результатах»; данные текущего бухгалтерского и статистического учета (ведомость «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», карточки складского учета готовой продукции и др.) Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и статистических измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки – в оптовых ценах. Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция. Валовая продукция – стоимость всей продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство, выраженная в сопоставимых ценах. Товарная продукция – валовая продукция за минусом внутризаводского оборота и незавершенного производства. Реализованная продукция - стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями. 1.1 Анализ формирования и выполнения производственной программы В ходе анализа динамики объема производства продукции могут применяться натуральные (штуки, метры, тонны и т.д.), условно-натуральные (тысяча условных банок, количество условных ремонтов и др.), стоимостные показатели объемов производства продукции. Последний показатель является более предпочтительным. Стоимостные показатели объема производства должны быть приведены в сопоставимый вид. В условиях инфляции нейтрализация изменения цен или «стоимостного» фактора является важнейшим условием сопоставимости данных. В международном учетном стандарте IASC №15 «Информация, характеризующая влияние изменения цен» нашли отражение две основные концепции. Первая соответствует «Методике оценки объектов бухгалтерского учета в денежных единицах одинаковой покупательной стоимости» и ориентирована на общий индекс инфляции национальной валюты. При анализе динамики объема производства необходимо произвести корректировку на общий индекс инфляции национальной валюты. Вторая концепция лежит в основе «Методики переоценки объектов бухгалтерского учета в текущую стоимость». Методика ориентирована на применение индивидуальных индексов цен на товар или товарную группу. При этом могут применяться следующие методы: - пересчета объема производства продукции за отчетный год по ценам аналогичной продукции базисного периода (по относительно небольшой номенклатуре выпускаемой продукции); - корректировки на агрегатный индекс изменения цен (Jц) по группе однородных товаров (работ, услуг) или по отрасли в целом: , где VВП1 – выпуск продукции в отчетном периоде в натуральном выражении; VВП0 – выпуск продукции в базисном периоде в натуральном выражении; Ц0 – цена единицы продукции в базисном периоде. Тогда сопоставимый с базисным фактический объем выпуска продукции (ВП 1ЦП) рассчитываем по формуле , где ВП1 – объем выпускаемой продукции в стоимостном выражении. С применением вышеназванных методов нейтрализуется влияние изменения цен на конкретный товар или товарную группу. 1.1.1. Анализ объема продукции Анализ объема производства начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета индексов их роста и прироста (табл.1). Таблица 1 – Динамика товарной продукции Год Товарная продукция в сопоставимых ценах, руб Темпы роста, % Базисные Тб=ТПi/ТП0 х 100% Цепные Тц= ТПi /ТПi-1 х 100% где ТПi-1, ТПi – объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом году соответственно; ТПо - объем товарной продукции года, взятого за базу сравнения. На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые темпы роста (Tср) и прироста (Тпр) товарной продукции: Тпр = Тср – 100 . Анализ выполнения плана по выпуску товарной продукции производят на основе данных табл. 2. Таблица 2 – Выполнение плана по выпуску товарной продукции за 20..год Изделие (цех) Объем производства продаж, тыс. руб. Прош. год Отклонение план. выпуска от прошлого года Отчет. год тыс. руб. Отклонение фактического выпуска продукции От плана % тыс. руб План Факт От прошлого года % тыс. руб. % А 30500 28800 25200 -1700 -5,57 -3600 -12,5 -5300 -17,3 …….. …….. …….. ……. ……. …. ……… …… ……. …… Итого: 90200 96000 100800 5800 +6,43 +4800 +5,00 +10600 +11,75 В приведенном примере отклонение фактического выпуска товарной продукции от прошлого года имеет небольшую величину +11,75%, а фактического выпуска от плана всего 5%. Оперативный анализ выпуска продукции осуществляется на основе данных за день, декаду, месяц, квартал нарастающим итогом с начала года. 1.1.2. Анализ ассортимента продукции Необходимым элементом аналитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту. Номенклатура – перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующим на территории СНГ. Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент. Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам, включенным в номенклатуру. Анализ выполнения плана по ассортименту рассмотрим на примере табл.3. Таблица 3 – Выполнение плана по ассортименту Изделие ТП в план. ценах, Выполнение ТП, зачтенная в выполнение плана тыс. руб. плана, % по ассортименту, тыс. руб. План. Факт. А 28800 25200 87,5 25200 В 33600 33264 99,0 33264 С 19200 23176 120,7 19200 Итого: 81600 81640 100,049 77664 Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться: - по способу наименьшего процента (для нашего примера – 87,5%); - по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которому выполнен план выпуска продукции (33,3%); - по способу среднего процента по формуле ВПа = ВПn : ВП0 х 100%, где ВПа выполнение плана по ассортименту, %; ВПn – сумма фактически выпускаемых изделий каждого вида, но не более их планового выпуска; ВП0 - плановый выпуск продукции. Для нашего примера ВПа = 77664 : 81600 х 100% = 95,2%. При этом изделия, выпускаемые сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий. План по ассортименту по рассматриваемом пример не выполнен. Примеры недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние (изменение конъюнктуры рынка, спроса на отдельные виды продукции, несвоевременный ввод производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам) и внутренние (недостатки в системе организации и управления производством, плохое техническое состояние оборудования и пр.). 1.1.3. Анализ структуры продукции Структура продукции – это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей. Для расчета влияния структурных сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показатели используют метод прямого счета по всем изделиям, метод средних цен и пр. Прямой счет по всем видам изделий производится по формуле где – изменения объема выпуска продукции за счет ВП1 – фактический выпуск продукции при фактической ВП1,0 – фактический выпуск продукции при плановой структуре. структуры; структуре; Фактический выпуск продукции при плановой структуре рассчитывается путем умножения планового выпуска каждого изделия на средний процент выполнения плана по выпуску продукции (табл.4) или путем умножения общей суммы фактического выпуска продукции на плановый удельный вес каждого изделия. Таблица 4 – Анализ структуры продукции Изделие Объем производства продукции в Товарная продукция в ценах плана, тыс. руб. Опт. цена за натуральных измерителях единицу продукции, Факт пересчируб. танный на План. Факт. План. Факт. план. структуру Изменение ТП за счет структуры, тыс. руб. 1 2 3 4 5 А 500 57600 50400 В 600 56000 С 700 Итого: 6 7 8= 7-6 28800 28900 25200 - 3700 55470 33600 33717 33282 -435 27430 35650 19201 19267 24955 5688 141030 141520 81601 81884 83437 1553 Если коэффициент перевыполнения плана равен 1,003474 (141520 : 141030), то фактический выпуск по изделию А, пересчитанный на плановую структуру, составит 28900 тыс. руб. (28800 : 1, 003474). Как показывают данные табл.7, отклонение за счет изменения структуры составило 1553 руб. Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 100,3474% по всем видам продукции и не нарушалась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 81884 тыс. руб., при фактической структуре он выше на 1553 тыс. руб. При использовании средних цен расчет производится по формуле , где Ц1, Ц0 - средняя оптовая цена группы изделий – фактическая и плановая соответственно, VВП1 – фактическое количество изделий в отчетном периоде, натуральные измерители. 1.2. Анализ качества продукции Качество продукции - совокупность свойств продукции, способных удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции. Различают обобщающие индивидуальные и косвенные показатели качества. К обобщающим показателям качества относят: - удельный и качественный вес продукции в общем объеме ее выпуска; удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам; - удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны; - удельный вес аттестованной продукции. Индивидуальные показатели характеризуют полезность (жирность молока, содержание белка в продукте и т.д), надежность (долговечность, безотказность в работе), технологичность (трудоемкость и энергоемкость). Косвенные – штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и т.д. В процессе анализа изучают динамику этих показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменений. Для обобщающей оценки выполнения плана по качеству продукции используют разные методы. Сущность балльного метода оценки состоит в определении средневзвешенного балла качества продукции, и путем сравнения фактического и планового его уровня находят процент выполнения плана по качеству. Кроме того, оценка выполнения плана по качеству продукции производится по удельному весу забракованной и зарекламированной продукции. Качество продукции является параметром, оказывающим влияние на такие стоимостные показатели работы предприятия, как выпуск продукции (ВП), выручка от реализации (В), прибыль (П). Изменение качества затрагивает прежде всего изменение цены и себестоимости продукции, поэтому формулы для расчета будут иметь вид ; ; . где Ц0, Ц1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества; С0 , С1 – себестоимость изделия до и после изменения качества; VВПК количество произведенной продукции повышенного качества; РПК - количество реализованной продукции повышенного качества. Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный у потребителя). Выпуск брака ведет к росту себестоимости продукции и снижению объема товарной продукции, снижению прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и по удельному весу в общем объеме выпущенной продукции, определяют потери от брака и потери продукции. Пример. 1. 2. 3. 4. 5. Себестоимость забракованной продукции - 500 тыс. руб. Расходы по исправлению брака - 80 тыс. руб. Стоимость брака по цене возможного использования - 150 тыс. руб. Сумма удержания с виновных лиц - 10 тыс. руб. Потери от брака (стр1 + стр2 – стр3 – стр4) = 420 Для определения потерь продукции нужно знать фактический уровень рентабельности. Путь для нашего примера стоимость товарной продукции в действительных ценах составляет 104300 т. руб., а ее себестоимость 94168 тыс. руб. Тогда фактический уровень рентабельности: (104300 - 84168)/ 84168 . 100 = 23,9%. Потери товарной продукции: 420 . 1,239 = 520, 38 тыс. руб. После этого изучают причины снижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения, центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами снижения качества продукции являются: плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, низкий уровень квалификации рабочих и технического уровня оборудования, аритмичность производства. 1.3. Анализ ритмичности выпуска продукции Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом. Аритмичность производства продукции влияет на все экономические показатели: снижается качество продукции, растут объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, замедляется оборачиваемость оборотных средств предприятия. За невыполненные поставки продукции предприятие платит штрафы, несвоевременно поступает выручка, перерасходуется фонд оплаты труда, растет себестоимость продукции, падает прибыль. Существуют прямые показатели оценки ритмичности, к которым относят: - коэффициент ритмичности (Крит.). Он определяется отношением фактического (но не выше планового задания) выпуска продукции (или ее удельного веса) - VВП1,0 к плановому выпуску (удельному весу) - VВП0: Крит. = VВП1,0 : VВП0 ; - коэффициент вариации (Квар) определяется как отношение среднеквадратичного отклонения от плановых заданий (за сутки, декаду, месяц и т.д.) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному и т.д) плановому выпуску ( ): , где n – число суммируемых плановых заданий. Косвенными показателями ритмичности являются наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции и др. В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой. Для этого используют: а) разность между плановым и засчитанным выпуском продукции; б) разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема производства. В заключение анализа разрабатывают мероприятия по устранению причин неритмичной работы. 1.4. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции Анализ реализации продукции проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его проведения сравнивают фактические данные с плановыми и предшествующим периодом. Рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста. На изменение объема реализации влияют многочисленные факторы (рис.1). Для анализа выполнения плана по объему реализации продукции составляется баланс товарной продукции в двух оценках: по себестоимости и по отпускным ценам. Балансовое управление имеет вид РП = ГПзап.I + ВП - ГПзап.II , где РП объем реализованной продукции; ГПзап.I, ГПзап.II - запасы готовой продукции на начало и конец периода соответственно; ВП - объем выпуска продукции за период. Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. При этом определяется коэффициент выполнения договорных обязательств (Кд): Кд = (ВП0 - ВПн) / ВП0 , где ВП0 - плановый объем продукции для заключения договоров; ВПн - недопоставка продукции по договорам. Рис.1. Модель факторной системы объема реализации продукции Анализ выполнения договорных обязательств ведется работниками отдела сбыта предприятия. Он должен быть организован в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При этом производится оценка выполнения договорных обязательств нарастающим итогом с начала года. Раздел 2 Анализ эффективности использования ресурсов предприятия 2.1 Анализ использования основных фондов предприятия Основные средства (ОС) (часто называемые в экономической литературе и на практике основными фондами) являются одним из важнейших факторов производства. Анализ основных фондов производится по нескольким направлениям, разработка которых в комплексе позволяет дать оценку структуры, динамики и эффективности использования ОС и долгосрочных инвестиций (табл.5). Таблица 5 – Основные направления анализа основных средств Основные направления анализа Задачи анализа Анализ структуры и динамики ОС Оценка размера и структуры вложения капитала в ОС. Определение характера и размера влияния стоимости ОС на финансовое положение и структуру баланса Анализ эффективности Анализ движения ОС. использования ОС Анализ показателей эффективности использования ОС. Анализ использования времени работы оборудования. Интегральная оценка использования оборудования Анализ эффективности затрат по Анализ затрат на капитальный ремонт. содержанию и эксплуатации оборудования Анализ эффективности инвестиций в ОС Анализ затрат по текущему ремонту. Анализ взаимосвязей объема производства, прибыли и затрат по эксплуатации оборудования Оценка эффективности капитальных вложений. Анализ эффективности привлечения займов для инвестирования 2.1.1 Анализ движения ОС Данные о наличии, износе и движении ОС служат основным источником информации для оценки производственного потенциала предприятия. Оценка движения ОС проводится на основе коэффициентов (табл.6), которые анализируются в динамике за ряд лет. Таблица 6 – Показатели движения и состояния ОС Наименования показателей Экономическая интерпретация показателей Методы расчета 1. Показатели движения 1.1. Коэффициент поступления ввода (КВВ) 1.2. Коэффициент обновления (Коб) Доля поступивших ОС за период Доля новых ОС на предприятии 1.3.Коэффициент выбытия ОС (Квыб) Доля выбывших ОС за период 1.4.Коэффициент прироста (Кпр) Темп прироста ОС 2. Показатели состояния 2.1. Коэфициент износа (Ки) 2.2. Коэффициент годности (Кг) Доля стоимости ОС перенесенная на продукцию Ки = 1 - Кг Уровень годности ОС Кг = 1 - Ки 2.1.2 Анализ эффективности использования ОС Оценка эффективности использования ОС основана на применении общей для всех ресурсов технологии оценки, которая предполагает расчет и анализ показателей отдачи и емкости. Показатели отдачи характеризуют выход готовой продукции на 1 руб. ресурсов. Показатели емкости характеризуют затраты или запасы ресурсов на 1 руб. выпуска продукции. Под запасами ресурсов понимают наличный объем ресурсов на отчетную дату по балансу, под затратами – текущие расходы ресурсов, в частности по основным средствам – амортизация. При сопоставлении запасов ресурсов с объемом выручки за период необходимо рассчитать среднюю величину запасов на тот же период. Обобщающим показателем эффективности использования ОС является фондоотдача (ФО): . При расчете показателя учитываются собственные и арендованные ОС, не учитываются ОС, находящиеся на консервации и сданные в аренду. Показатель фондоотдачи анализируют в динамике за ряд лет, поэтому объем продукции корректируют на изменение цен и структурных сдвигов, а стоимость ОС - на коэффициент переоценки. Повышение фондоотдачи ведет к снижению суммы амортизационных отчислений, приходящихся на один рубль готовой продукции или амортизационной емкости. Рост фондоотдачи является одним из факторов интенсивного роста объема выпуска продукции (ВП). Эту зависимость описывает факторная модель: ВП = ОС . ФО. На основе факторной модели рассчитывают прирост объема выпуска за счет увеличения ОС и роста фондоотдачи: . Прирост выпуска продукции за счет фондоотдачи можно рассчитать способом абсолютных разниц: или интегральным методом: где ОС0, ОС1 – стоимость основных средств в базисном и отчетном периоде соответственно; ФОо,ФО1 – фондоотдача базисного и отчетного периода соответственно Другим важным показателем, характеризующим эффективность использования ОС, является фондоемкость ОС: . Изменение фондоемкости в динамике показывает изменение стоимости ОС на один рубль продукции и применяется при определении суммы относительного перерасхода или экономии средств в основные фонды (Э): Э = ( ФЕ1 – ФЕо ) . VВП1, где ФЕ1, ФЕо – фондоемкость отчетного и базисного периода соответственно; VВП1 - объем выпуска продукции в отчетном периоде. Для разработки технологической политики предприятия необходим углубленный факторный анализ показателей эффективности использования ОС и в первую очередь фондоотдачи. 2.1.3 Факторный анализ фондоотдачи Совокупность факторов, влияющих на показатель фондоотдачи и их подчиненность, показана на рис. 2. Рис. 2. Схема факторной системы фондоотдачи На основе схемы можно построить факторную модель фондоотдачи ФО = ФОа . УДа , где УДа - доля активной части фондов в стоимости всех ОС; ФОа – фондоотдача активной части ОС. Факторная модель для фондоотдачи активной части ОС имеет вид ФОа = (К . Т . СВ)/ ОСа, где К – среднее количество технологического оборудования; Т – время работы единицы оборудования; СВ – среднечасовая выработка с стоимостном выражении; ОСа - среднегодовая стоимость технологического оборудования. Если время работы единицы оборудования представить в виде произведения количества отработанных дней (Д), коэффициента сменности (Ксм), средней продолжительности рабочего дня (t), то факторная модель примет вид Расширим факторную модель, представив среднегодовую стоимость технологического оборудования в виде произведения количества оборудования и стоимости его единицы в сопоставимых ценах (Ц): 2.1.4. Анализ использования оборудования Анализ работы оборудования основан на системе показателей, характеризующих его использование по численности, времени работы и мощности. Для анализа количественного использования оборудования его группируют по степени использования (рис.3). Рис. 3. Состав наличного оборудования Для характеристики степени привлечения оборудования рассчитывают: - коэффициент использования парка наличного оборудования (Кн): ; - коэффициент использования парка установленного оборудования (Ку): ; - коэффициент использования оборудования сданного в эксплуатацию (Кэ): . Если значения показателей близки к единице, то оборудование используется с высокой степенью загрузки, а производственная программа соответствует производственной мощности. Для характеристики экстенсивной загрузки оборудования анализируют использование оборудования по времени: баланс времени работы и коэффициент его сменности. Таблица 7 – Показатели, характеризующие фонд времени использования оборудования Показатель фонда времени Календарный фонд Условное обозначение Тк Формула расчета Примечания Тк = Тк.д . 24 Номинальный Тн Тн = ТP.СМ . tсм Эффективный Тэф Тэф = Тн - Тпл Тк.д - число календарных дней за анализируемый период, дн. ТP.СМ - число рабочих смен за анализируемый период tсм – продолжительность рабочей смены, час Тпл – время планового ремонта, час (реальный) фонд Полезный Тф Тф = Тэф - Тпр (режимный) фонд Тпр – время внеплановых простоев, час (фактический) фонд Уровень внутрисменного использования оборудования характеризует коэффициент загрузки оборудования Кз, который позволяет оценить потери времени работы оборудования из-за планово-предупредительных ремонтов и т.д: Кз = Тф / Тк или Тф / Тн или Тф / Тэф Уровень условного использования оборудования характеризует коэффициент сменности (Ксм): . Под интенсивной загрузкой оборудования понимают оценку его производительности. Коэффициент интенсивной нагрузки оборудования (Ки) определяется: . Обобщающим показателем, характеризующим комплексное использование оборудования, является показатель интегральной нагрузки (Кинт): Кинт = Кз . Ки. 2.2 Оценка эффективности использования материальных ресурсов В процессе потребления материальных ресурсов в производстве происходит их трансформация в материальные затраты, поэтому уровень их расходования определяется через показатели, исчисленные исходя из суммы материальных затрат. Для оценки эффективности материальных ресурсов используется система обобщающих и частных показателей (табл.8). Применение обобщающих показателей в анализе позволяет получить общее представление об уровне эффективности использования материальных ресурсов и резервах его повышения. Частные показатели используются для характеристики эффективности потребления отдельных элементов материальных ресурсов (основных, вспомогательных материалов, топлива, энергии и др.), а также для установления снижения материалоемкости отдельных изделий (удельной материалоемкости). Таблица 8 – Показатели эффективности материальных ресурсов Показатели Формула расчета Экономическая интерпретация показателя 1. Обобщающие показатели Материалоемкость продукции (ME) Отражает величину материальных затрат, приходящуюся на 1 руб. выпущенной продукции Материалоотдача продукции (МО) Характеризует выход продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов Отражает уровень использования материальных ресурсов, а также структуру (материалоемкость продукции) Показывает уровень эффективности использования материалов, соблюдения норм их расходования Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции (УМ) Коэффициент использования материалов (KM) 2. Частные показатели Сырьеемкость продукции (СМЕ) Металлоемкость продукции (ММЕ) Топливоемкость продукции (ТМЕ) Энергоемкость продукции (ЭМЕ) Показатели отражают эффективность потребления отдельных элементов материальных ресурсов на 1 руб. выпущенной продукцией Удельная материалоемкость изделия (УМЕ) Характеризует величину материальных затрат, израсходованных на одно изделие В зависимости от специфики производства частными показателями могут быть: сырьеемкость – в перерабатывающей отрасли; металлоемкость – в машиностроении и металлообрабатывающей промышленности; топливоемкость и энергоемкость – на предприятиях ТЭЦ; полуфабрикатоемкость – в сборочных производствах и т.д. Удельная материалоемкость отдельных изделий может быть исчислена как в стоимостном, так и в условно-натуральном и натуральном выражении. В процессе анализа фактический уровень показателей эффективности использования материалов сравнивают с плановым, изучают их динамику и причины изменения. 2.2.1 Факторный анализ общей материалоемкости продукции Материалоемкость, так же как и материалоотдача, зависит от объема товарной (валовой) продукции и суммы материальных затрат на ее производство. В свою очередь объем товарной (валовой) продукции в стоимостном выражении (ТП) может измениться за счет количества произведенной продукции (VВП), ее структуры (УД) и уровня отпускных цен (ЦП). Сумма материальных затрат (МЗ) также зависит от объема произведенной продукции, ее структуры, расхода материала на единицу продукции (УР) и стоимости материалов (ЦМ). В итоге общая материалоемкость зависит от структуры произведенной продукции, нормы расхода материалов на единицу продукции, цен на материальные ресурсы и отпускных цен на продукцию. (рис.5). Факторная модель будет иметь вид Рис. 5. Схема факторной системы материалоемкости Влияние факторов первого порядка на материалоотдачу или материалоемкость можно определить способом цепной подстановки: Для расчета нужно иметь следующие данные: I. Затраты материалов на производство продукции: а) по плану: МЗпл = (VВПплi .УРплi . Мплi); б) по плану, пересчитанному на фактический объем производства продукции: МЗ усл1 = (VВПплi .УРплi .ЦМплi) . Кпп ; в) по плановым нормам и плановым ценам на фактический выпуск продукции: МЗ усл2 = (VВПфi . УРплi .ЦМплi); г) фактически по плановым ценам: МЗусл3 = (VВПфi . УРфi . ЦМплi); д) фактически: МЗф = (VВПфi . УРфi . ЦМфi). II. Стоимость товарной продукции: а) по плану: ТПпл = (VВПплi . ЦПплi); б) по плану, пересчитанному на фактический объем производства, при плановой структуре: ТПусл1 = (VВПфi. ЦПплi)±DТПудi ; в) фактически по плановым ценам: ТПусл2 = (VВПфi . ЦПплi); г) фактически: ТПф = (VВПфi . ЦПфi). На основании приведенных данных о материальных затратах и стоимости товарной продукции рассчитываются показатели материалоемкости продукции. Расчеты удобно свести в табл. 9. Таблица 9 – Факторный анализ материалоемкости продукции Условия расчета Порядок Уровень Структур Отпускная расчета материало Показател Объем Удельны Цена на а цена на материало ь производств й расход материал продукци продукци емкости а сырья ы емкости и ю План План План План План План Усл.1 Факт План План План План Усл.2 Факт Факт План План План Усл.3 Факт Факт Факт План План Усл.4 Факт Факт Факт Факт План Факт Факт Факт Факт Факт Факт Затем переходят к изучению материалоемкости отдельных видов продукции и причин изменения ее уровня. Она зависит от норм расхода материалов, их стоимости и отпускных цен на продукцию. 2.2.2 Оценка влияния материальных ресурсов на объем производства продукции Влияние материальных ресурсов на объем производства продукции рассчитывается на основе следующей зависимости: ВП = МЗ . МО или ВП = МЗ/МЕ . Для расчета влияния факторов на объем выпуска продукции по первой формуле можно применить способ цепных подстановок, абсолютных или относительных разниц, интегральный метод, а по второй – только прием цепных подстановок или интегральный метод. Результаты анализа материальных затрат используются при нормировании расходов сырья и материалов на изготовление продукции, а также при определении общей потребности в материальных ресурсах на выполнение производственной программы. Решение аналитических задач по оценке эффективности использования материальных ресурсов и обеспеченности предприятия сырьем и материалами является задачей логистики, в частности по составлению заявок, выбору поставщиков, управлению запасами, определению оптимальной партии поставляемых ресурсов. На основе проведенного анализа в заключение производят подчет резервов повышения эффективности использования материальных ресурсов, не используемых в отчетном году. Ими могут быть повышение технического уровня производства за счет внедрения новых производственных технологий, механизации и автоматизации производственных процессов, изменения конструкций и технологических характеристик изделий, улучшения организации и обслуживания производства, улучшения МТС и использования материальных ресурсов и др. Экономия (Э) от данных мероприятий может быть определена по формуле: ; где М1, М0 - норма расхода материала до и после внедрения мероприятия; ЦМ - цена материала; VBПm - выпуск продукции в натуральном выражении с момента внедрения мероприятия и до конца года, Змр - затраты, связанные с внедрением мероприятия.
«Анализ хозяйственной деятельности и ресурсов предприятия» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 85 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot