Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Менеджмент интеллектуальной компании
ТЕМА 2. АКТИВАЦИЯ МОЗГОВЫХ ЦЕНТРОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ
НА ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
д.э.н., профессор специализированной кафедры ПАО «Газпром»
Сулейманкадиева Алжанат Эльдеркадиевна
к.с.н., доцент кафедры социологии и управления персоналом
Петров Максим Александрович
Лекция 2
План лекции 2
1.Структура головного мозга и специфика работы его отделов
2.Специфика работы центров головного мозга и их влияние на
процесс принятия решений: роль и функции нейронов
(нейротрансмиттеров)
1000+
участников
3.Методы
терапии и тренировки мозга человека
4.Принятие решения экономическим субъектом в условиях
стратегической неопределенности
1. Структура головного мозга и специфика работы его отделов
Мозг человека состоит из
следующих отделов
(частей или центров):
рептильного отдела
мозга, лимбического (в
том числе палео- и неолимбического) отделов
системы (среднего
участников
мозга) и
префронтального отдела
(неокортекса), то есть
рационального мозга
1000+
Рациональный мозг
(префронтальная часть,
неокортекс, кора головного мозга)
Средний мозг
(лимбическая система)
Рептильный мозг
Основные функции отделов мозга человека (мозговых центров)
№
1
2
Отдел мозга
Определение и
основные части
Рептильный
отдел мозга
Самая древняя Выполняет роль жизнеобеспечения человека, выживание организма в условиях воздействующего на него стресса,
часть мозга
независимо от факторов (внешних или внутренних), которые его вызвали.
Отдел работает в условиях резкого стресса на организм, ему свойственна неосознанная инстинктивность и
неожиданность. Основные функции: управление моторикой организма (ему свойственна автономность работы, то
есть неподконтрольность собственной воле); регулирование дыхания и биения сердца, кровообращения. Если
человек не чувствует себя в безопасности, то с ним сложно говорить о высоких материях, так как срабатывает
рептильный мозг
Средний мозг Появился
1. Палео-лимбический отдел: отвечает за эмоциональные реакции, отношения в группе, и за уверенность в себе.
(палео- и нео- позднее
Он отвечает за групповое выживание и стайные инстинкты. Его работа также является автономной;
лимбический) рептильного
2. Нео-лимбический отдел представляет собой место, где хранится культура, привычки и эмоции человека,
отдел мозга
мозга
и которые напрямую зависят от культурных установок. Все социальное научение человека находится в этом отделе.
включает
в Он определяет индивидуальность личности и её мотивацию. Он также работает автономно.
состав:
Роль среднего мозга – спасения жизни в ситуациях опасности. Функции запоминания: 1) фактов о ситуации
миндалевидн (например, в какое время для чего чем человек был занят и другие подробности, которые вызвали сильную
ое тело и эмоциональную реакцию, которые хранятся в гиппокампе; 2) чувства, возникшие в этой ситуации, которые
участников
гиппокамп
хранятся в миндалевидном теле. Запись чувств (но не фактов) очень быстро активируется, когда человек попадает
в ситуацию, похожую на уже происходившую с ним. Таким образом, в лимбической системе записываются все
эмоции, страхи и события, которые происходили в жизни человека
Выполняет работу по управлению неизвестным, эмоциями (в том числе и страхами), отвечает за эмпатию и
Рациональный Самая
молодая часть координацию действий других людей, осуществляет сознательную регуляцию организма, связано с творчеством и
мозг (кора
мозга
инновациями, которые создаются благодаря неокортексу. Эта область примерно соответствует лобным долям, она
головного мозга человека
активируется и развивается в деятельности, требующей пристального внимания и различения, распознавания.
Функция мозгового центра связана с когнитивными способностями. Здесь происходит принятие решений,
или неокортекс)
хранится и анализируется вся информация. Это место, где интерпретируются данные факты и на их основе
делаются выводы. В процессе развития эмоционального интеллекта неокортекс может научиться «понимать» свои
побуждения и избегать эмоционального захвата
1000+
3
Роль, основные функции и активация
Отделы мозга и их специфика работы
Рептильный
мозг
представляет
собой
автономную
систему,
обеспечивающую непрерывность жизнедеятельности организма, так как берет на
себя роль регулятора жизненно необходимых систем организма. Данному отделу
около 100 миллионов лет, он имеется у всех животных. Основными функциями
данного мозгового центра являются: бороться, убегать, спариваться и есть .
Человек не задумывается, например, о том, как отрегулировать систему дыхания,
сколько участников
сделать дыханий в единицу времени или в определен-ный момент
времени какое давление создать в кровеносных сосудах организма
1000+
Отделы мозга и их специфика работы
Лимбическая система (в том числе палео- и нео-лимбический отделы или центры головного
мозга) представляет собой систему, которая «записывает» (фиксирует) все события жизни человека и
связанные с этими событиями эмоции человека. Эту систему иногда называют мозгом млекопитающего,
которой порядка 50 миллионов лет. Лимбическая часть мозга человека к остальным функциям головного
мозга добавляет еще такую функцию, как эмоциональность, чувство соединенности, то есть социальной
принадлежности (это эмоциональный мозг).
Когда человек фонтанирует эмоциями, у него в данный момент активен именно лимбический
центр мозга. Он на события реагирует мгновенно, то есть за миллисекунды, в то время как для реакции,
например, рационального мозга требуется несколько секунд. Лимбическая система способна обогнать
рациональный
мозг в 80-100 раз при определенных обстоятельствах. Эта система необходима для
участников
обеспечения выживания индивидуума в экстремальных или опасных ситуациях. Нейроны лимбической
системы мозга человека подают сигналы мозга по электрическим и химическим каналам. Химическая
составляющая эмоций, в качестве которых выступают пептиды, доставляются ко всем клеткам организма
человека и осуществляют запуск эмоциональных реакций. Так, например, головная боль, вызываемая
лимбической системой, чувствуется и «запоминается» организмом и снова возникает в аналогичных
ситуациях. эмоциональное страдание человека (его душевная боль) которое насту-пает, когда человек
чувствует себя отвергнутым, активирует этот же центр (лимбическую систему) в мозге человека
1000+
Отделы мозга и их специфика работы
Структура лимбической
системы
1.Гиппокамп, который находится в височной доле мозга
(то есть за виском). Гиппокамп играет важнейшую роль в
формировании новой па-мяти о событиях, которые
человек
переживает,
обеспечивая
контекст,
наполняющий смыслом эмоциональные реакции
человека. Людям, у ко-торых повреждена эта часть
мозга, трудно запоминать новые события. Они могут
помнить все, что было до повреждения гиппокампа, но
после травмы мгновенно забывают все, что с ними
происходит, и участников
всех, с кем они встречаются. Кроме того,
гиппокамп является одной из первых зон мозга, которые
поражаются при заболевании Альцгеймера, а также острые психические заболевания – шизофрения,
клиническая депрессия и биполярное расстройство
1000+
2.
Миндалина
(нейронная
структура),
которая
расположена на дне лимбической области, прямо над
стволом мозга. Как и в случае с гиппокампом, это парный
орган, у которого одна часть расположена в правом
полушарии, а другая – в левом. Миндалина играет
важнейшую роль в способности чувствовать эмоции и
создавать эмоциональные воспоминания. Повреждение
или удаление миндалины приводит к потере почти всех
эмоциональных реакций, включая самые элементарные
импульсы страха и сопереживания, а также это ведет к
неспособности создавать или осознавать общественные
отношения. Миндалина связана с автономной нервной
системой – зоной ствола мозга, автоматически
регулирующей реакции мышц, сердца и желез, и с
гипоталамусом – нейронной структурой в основании
лимбической области, которая управляет вы-делением в
кровоток адреналина и других гормонов. Поэтому
миндали-на
создает
чрезвычайно
мощные
эмоциональные воспоминания, связанные с важными
биологическими и биохимическими реакциями
Отделы мозга и их специфика работы
С помощью рационального мозга (неокортекса) возникает способность к
рассуждению, формированию понятий и тонким эмоциональным реакциям. Именно
высокоразвитая кора головного мозга наделяет человечество способностью к
воображению, изобретению, логике, мышлению и умозаключению, который
представляет собой центр всей рациональной деятельности, включая анализ и
решение проблем, организацию информации и обучение. Рациональный мозг (и
таламические структуры) является самой молодой частью мозга, который существует
всего 2,5 миллионов лет. Эта часть мозга даёт человеку способность думать о
будущем, участников
которой нет у животных.
В рациональном мозге человека происходит принятие решений, хранение
информации, её анализ, логическое осмысление и др. Неокортекс представляет
собой центр перспективного развития, так как решения носят более долгосрочный
характер, чем те, которые принимает человек при активации среднего мозга (то есть
лимбической системы)
1000+
2.Специфика работы центров головного мозга и их влияние
на процесс принятия решений: роль и функции нейронов
(нейротрансмиттеров)
Мозг человека состоит из нейронов, которые при взаимодействии
порождают определённые результаты, например, движения, мысли, чувства,
воспоминания и физические ощущения.
Исполнители, ведущие к результату и есть нейроны аксоны,
представляющие собой особый класс клеток, которые протягивают друг другу и
другим нервным клеткам свои окончания (синапсы).
участников
Расположенные
в отделах головного мозга нейроны через синапсы
связываются и обмениваются между собой информацией посредством
нейротрансмиттеров (биомолекул, химических веществ, передающих
информацию от нейрона к нейрону). В настоящее время насчитывается около 60
типов нейротрансмиттеров, которых еще называют нейромедиаторами
1000+
Основные нейротрансмиттеры
№
Нейротрансмиттеры
Основные функции
1
Ацетилхолин
Активация двигательных нейронов, отвечающих за мышечную стимуляцию. Кроме того, используется разными частями
мозга, которые отвечают за внимание, обучение, память и возбуждение. Играет важную роль в способности концентрации
и логического рассуждения человеком
2
Дофамин
отвечает за удовольствие и расслабление, связан с процессом обучения и получения новых знаний, задействован в
когнитивных процессах, регулировании памяти, и играет ключевую роль в процессе принятия решений. Принимает участие
в процессах мотивации и любопытства, отвечает за регулирование приятных эмоций
3
Норадреналин
(норэпинефрин)
(гормон стресса)
4
Гаммааминомасляная
кислота (ГАМК)
выполняет функцию ингибитора (отвечает за процессы торможения) в нервной системе, предотвращая чрезмерное
возбуждение. Помогает контролировать реакции тревоги или страха. Играет важную роль в контроле процессов моторики,
зрительного восприятия, поведения и реакций на стрессовые факторы. Контролирует уровень тревожности
5
Серотонин
выполняет сразу две функции, так как является гормоном (точнее гор-моном счастья) и нейромедиатором. Играет важную
роль в пищеварительном процессе, участвует в процессе регуляции температуры тела , значительно снижает агрессию
6
Глутамат
Связан с нейромедиатором ГАМК, является значимым нейротрансмиттером ЦНС, будучи критическим для процессов
памяти. Участвует в процессах обучения и памяти, а также в более сложных когнитивных функциях
1000+
Имеет двойственную природу: одновременно выполняет функции как гормона, так и нейромедиатора. Представляет собой
тип нейромедиатора с возбуждающей функцией и отвечает за активацию симпатической нервной системы. Участвует в
формировании ответной реакции на стресс «бей или беги». Это состояние, при котором организм мобилизуется для
устранения угрозы. Связан с регуляцией сердечного ритма, участвует в деятельности головного мозга, направленной на
участников
фокусировку внимания и выработку ответных реакций. Несёт ответственность за регулирование настроения, а также
физического и психического возбуждения
3. Методы терапии и тренировки мозга человека
Методы тренировки мозга
1. Медитация
Цель
–
достижение
ясного
и
эмоционально
спокойного
и
стабильного состояния.
Различают медитации на: дыхание,
телесные ощущения, объект, внимание,
стрессоустойчивость,
концентрацию,
«рабочую
память»,
способность
участников
фокусировать
и удерживать внимание.
Практики
медитации
используют
компании: Apple, Google, Facebook,
Twitter,
Yahoo
и
«Лаборатория
Касперского»
1000+
2. Терапия
метод, помогающий людям перестроить
эмоциональные
реакции,
стать
успешными личностями, следовательно,
строить новые поведенческие модели.
Основные причины развития
данного метода связаны с желанием
людей:
а) выйти из депрессивного и/или
стрессового состояния, найти гармонию с
собой, научиться жить в своём идеальном
«Я»
б) повысить уровень своего
эмоционального
интеллекта,
помогающего людям добиться цели
в)
развить
эмоциональную
зрелость до эмоциональной мудрости
Общее в психотерапии и учениях о медитациях
№
1
2
3
4
Характеристика,
признак сравнения
Восприятие
внешнего мира
Осознание
внутреннего мира
Общее в психотерапии и учениях о медитациях
Человек воспринимает мир таким, каким он этого хочет, его представление о мире искаженное; восприятие мира
ограничено теми сферами, в которых он обязательно должен участвовать (например, быт, финансы и др.)
Важно осознание и безусловное принятие самого себя; лучшее осознание себя ведет к лучшему осознанию
внешнего мира. Возникающие в жизни ситуации изучаются, но не оцениваются и не отбрасываются. Ситуации
принимаются такими, как есть, с ними человек не борется. Человек открывается себе и сталкивается с такими
частями себя, которые он не хочет видеть в себе. Он испытывает тревогу, с которой не пытается бороться, а
внимательно принимает ее такой, какая она есть, словно тренирует мышцы
Отношение к
Медитация и психотерапия учат человека уважать неизвестность. Сосредоточение человека происходит на неясных
неизвестности
переживаниях, которым дается возможность потом открыться. Психотерапии характерна медитативность, поскольку
ей характерно умение слушать другого человека, что представляет собой особую форму медитации. Когда
участников
психотерапевт находится рядом с человеком (пациентом) и слушает его, то сам чувствует тревогу, которая беспокоит
пациента. Психотерапевт, как и учитель в учениях о медитациях, забывает о своих потребностях, в том числе о
потребности быть хорошим терапевтом, так как теряется отличие между «Я» и другим человеком, исчезает
необходимость в утверждении себя, психотерапевт входит в проблемы своего пациента и сопереживает вместе с
ним
Важность
Психотерапевт и учитель требуют подчинения дисциплине, только в медитации больше ответственность возлагается
дисциплины
на ученике, чем в психотерапии. Согласно данной характеристике человек должен идти к упорядочиванию своей
(отношение к
деятельности или жизни, что обязывает человека отказаться от ненужных вещей и видов деятельности, что, в
дисциплине)
конечном счете, ведет к возрастанию чувства собственного достоинства (самоуважения) у личности
1000+
Отличия психотерапии и учений о медитациях
№ Признак
сравнения
1
2
Особенности в психотерапии и учениях о медитациях
Психотерапия (П)
Учения о медитациях (М)
Основные цели
Основная цель П заключается в том, чтобы оказать помощь пациентам Цели связаны с буддистскими воззрениями и пониманием человека.
изменить свое мышление и поведение таким образом, чтобы стать Основные цели медитации заключаются в:
более счастливыми и продуктивными
1) освобождении от сансары; 2) достижении нирваны;
3) обретении состояния архата и Будды, Любви, Сострадания,
Сорадования, Невозмутимости и других подобных состояний
Отношение к
Отношение к человеку более оптимистично, считается, что человек – Человеческое сознание понимается как нечто иллюзорное и
человеку и его
сознательное существо, но который пока не смог все осознать
ограниченное. Для того, чтобы понять человека требуются огромные
сознанию
усилия, обычный человек чувствует себя бодрствующим, но на
самом деле находится в полусне. Сознание понимается как динамо,
оно светит ровно столько, сколько будешь крутить, невозможно
достичь вечного благоденствия. Человек склонен плыть по течению,
по направлению неодушевленности, ритуализации. Даже в прошлом
настоящие переживания становятся фантазией
участников
Различия в
П концентрируется на личном внутреннем мире, наблюдает его, создает М идет на шаг вперед психотерапии. Медитация углубляется в то, кто
мировоззрениях более позитивные смыслы, она помогает человеку адаптироваться. П не тот «Я», так как попытка удержать, сохранить «Я» и создает
говорит о том, как глубоко человек отождествился со структурой своего страдание
«Я». Увидеть жизнь без «Я» возможно во время кризиса, интоксикации,
альтернативного состояния. Но для того, чтобы постоянно так жить
требуются огромные усилия
Целесообразность П хороша для человека с нестабильной психикой. В этой ситуации М ориентированы на человека, имеющего здоровую структуру
применения
совершенно не применима медитация, так как ее применение может личности. Учения о М как метод терапии целесообразен и наиболее
метода терапии и вызвать проблемы (нагнать беду).
эффективен для буддистких культур, но как метод тренировки мозга
тренировки мозга П как метод терапии наиболее целесообразен для европейской хорошо работает в европейских культурах, если использовать его как
человека
культуры и менталитета, но тяжело утверждается в Индии и других оздоровительную технику. При этом мировоззрение и менталитет
странах Азии, где имеют место буддистские учения и воззрения
остаются западными
1000+
3
4
Выводы относительно работы отделом мозга в процессе принятия решений
1.Расположенные в четырех (рептильном, палео- и неолимбическом и
префронтальном) отделах головного мозга нейроны образуют собой нейронную сеть
(нейропластичность)
2.В данной сети существуют ассоциативные цепочки (реакции), которые выступают
основным стимулом (мотивом) к формируемому субъектом выбору в процессе принятия
решения в зависимости от контекста
3.За передачу информации между нейронами отвечают нейротрансмиттеры, представленные, в том числе, химическими веществами, которые потенциально создают аффект. Это
проявляется в форме наших личных самоощущений в разных ситуациях: тревога (повышенный
участников
уровень норадреналина),
расслабление (повышенный уровень дофамина) и другие
4.Префронтальный отдел выполняет функции принятия решений, управления риском и
эмоциями
5.Исследования демонстрируют, что нейронные связи (ассоциативные цепочки)
приобретаются и укрепляются в процессе их тренировки, значит, наше состояние является
подконтрольной системой (в просторечии, самоконтроль является продуктом субъектного
саморазвития)
1000+
4. Принятие решения экономическим субъектом в условиях
стратегической неопределенности
Системы принятия решений в различных условиях
№
1
2
3
Система решений
Система
целенаправленных
решений
(то
есть
система, основанная на
принятии
целенаправленных
решений)
Система,
решения
которой основаны на
привычках
и/или
базовых инстинктах
Особенности и условия принятия решений
1. Система решений требует работу над согласованными числами и абстракциями
2. Принятие решений происходит в процессе внимания, познания, запоминания и анализа, что
возможно преимущественно благодаря нейронной связи в префронтальном и лимбическом
отделах, которые обмениваются информацией памяти, эмоций, нахождения в пространстве и
решениями
3. Система решений работает в условиях высокой степени определенности ситуации, потребности
субъективного или группового решения
1. Система решений характерна для условий стрессовой ситуации
2. Руководство данной системой решений имеет место в условиях снижения нейронной
чувствительности в префронтальном и предлимбическом отделах и уменьшения общего объема
деревьев нейронов
участниковдендритных
3. В процессе принятия данной системы решений наблюдается корреляция рептильного,
лимбического и префронтального отделов, когда главной задачей в процессе принятия решения
является выживание и/или минимизация личных потерь и максимизация личной выгоды. При
работе данной системы утрачивается чувствительность префронтального отдела и увеличивается
чувствительность нейронов рептильного отдела
Система, основанная на 1. Данная система решений имеет место в условиях, когда воспитывается привычная реакция на
условных рефлексах
определенные стимулы (ассоциация – стимул к вознаграждению), когда решения автоматически
передаются в префронтальную зону и не подвергаются длительному анализу (например,
приготовление еды)
2. Привычки являются результатом познания и обучения
1000+
Выбор решений в условиях острого стресса
Выбор системы решений зависит от нескольких факторов (по
П.Моргадо):
а) сложности решаемой задачи
б) интенсивности стрессора
в) уровня возбуждения и индивидуальных характеристик субъекта
(когнитивные и технические навыки)
1000+
участников
Эмпирические исследования, связанные с анализом деятельности отделов мозга в
зависимости от ситуации и задач, которые проводились Я. Хайсером и М. Коенигсом (J. Hiser и
M.Koenigs) показали, что:
Сеть
связей
нейронов,
расположенных
в
вентромедиальной
префронтальной коре и миндалине лимбической системы, а также вентральный
стриатум имеют отношение к деятельности префронтального отдела головного
мозга и выполняют функции:
участников
а)
принятия решения, основанных на вознаграждении и/или ценностях;
б) генерации и управления негативными эмоциями;
в) социального познания и собственной ассоциации.
1000+
Экономический субъект в процессе принятия решения
Условия риска
Экономический субъект (человек) в своей повседневной деятельности,
принимая
решение,
сталкивается
с
риском
(повышенным
уровнем
неопределенности последствий), который является стрессором, воздействующим на
организм и используемую систему принятия решения – количество и интенсивность
воздействия
стрессоров
напрямую
воздействуют
на
рациональность
(закономерность,
направленность, объективность, дальновидность) принимаемого
участников
решения (смена приоритетов между личными и групповыми социальными потерями
и приобретениями), что выражается в переходе от целенаправленных к
инстинктивным
решениям
(снижением
чувствительности
нейронов
в
префронтальной коре и их усилением в рептильном отделе)
1000+
Экономический субъект в процессе принятия решения
Условия острого и хронического стресса
Острый стресс, то есть стресс, характеризующийся сильной интенсивностью в
коротком промежутке времени, в зависимости как от внешнего контекста, так и от
индивидуальных характеристик (когнитивных и технических навыков) способен
стимулировать выработку качественных решений.
Хронический стресс характеризуется продолжительностью, формируется либо
по субъективным
(несоответствие ожидания реальности), либо по объективным
участников
(условия жизни и работы; умственные и физические нагрузки; наследственность;
другие внешние факторы) причинам. Такой стресс усиливает нейронные связи,
свойственные системе инстинктивного принятия решений и носит деструктивный
характер воз-действия на отделы головного мозга (например, путем регулярной выработки дофамина и ГАМК, либо норадреналина в префронтальном от-деле).
1000+
Кроме того, в процессе принятия решения экономический субъект (человек),
будучи носителем определенной национальной, корпоративной и личностной
культуры, также руководствуется системой ценностей и моралью своей культуры.
Следует отметить, что большое влияния на процесс принятия решения
экономическим субъектом в различных условиях (прежде всего в условиях
стратегической неопределенности) оказывают влияние такие факторы, как:
✓ уровень образования
✓ объём и широта знаний
участников
✓ умения
✓ навыки и опыт лица, принимающего решение.
Все эти факторы вместе с корпоративной культурой формируют организационный и
человеческий виды капитала, являющиеся частями комплексного интеллектуального
капитала компании
1000+
Литература
1. Абдикеев Н.М., Киселев А.Д. Управление знаниями корпорации и реинжингиринг бизнеса: Учебник/ под науч. ред. Н.М. Абдикеева. М.: НИЦ
ИНФРА-М, 2015. 382 с.
2. Альхименко О.Н. Интеллектуальная организация как фактор развития российской экономики// Ж. Вестник РЭУ. №5, 2012. – С. 81-86
3. Блуммарт Т. Четвертая промышленная революция и бизнес: Как конкурировать и развиваться в эпоху сингулярности/ Т. Блуммарт, С. Ван Ден Брук
при участии Э. Колтофа; пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 204 с.
4. Гапоненко А.Л., Орлова Т.М. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал. М.: Эксмо, 2008. 400 с.
5. Гнездилова Е. Н. Роль интеллектуальной собственности в формировании экономики инновационного типа // Вестник Российской экономической
академии имени Г. В. Плеханова. – 2011. – № 2 (38)
6. Даниловских Т.Е., Авакян А.Г Методики оценки человеческого капитала: подходы к классификации// Фундаментальные исследования. 2015. № 6.
С.108-111
7. Интеллектуальная компания// [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://studme.org/81339/ekonomika/intellektualnaya_kompaniya (дата
обращения: 10.04.2020)
8. Интеллектуальные компании: как бизнес вступает в новую эру// [Электронный ресурс]/ Режим доступа:
https://www.vedomosti.ru/salesdepartment/2019/03/14/intellektualnie-kompanii-kak-biznes-vstupaet-v-novuyu-eru (дата обращения 19.03.2019)
9. Нонака И., Такеучи Х. Компания – создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах / пер. с англ. А. Трактинского. М.:
Олимп-Бизнес, 2011. 384 с.
10. Организационные структуры инновационного менеджмента –ч.3// [Электронный ресурс]/ Режим доступа:
http://www.bizeducation.ru/library/management/innov/3/orgstr3.htm#:~:text (дата обращения 23.10.2020)
11. Погорельская Т.А. Экономические механизмы формирования и использования интеллектуального капитала на промышленных предприятиях:
Автореф. дис. ... канд. экон. наук / МГТУ им. Н.Э. Баумана. М., 2009. 17 с.
12. Рубинштейн М., Фирстенберг А. Интеллектуальная организация: пер. с англ. – М., 2003
13. Сулейманкадиева А.Э. Непрерывное образование в экономике знаний. Монография. СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2012. 230 с.
14. Сулейманкадиева А.Э. Теория и методология трансформационного менеджмента. СПб.: СПбГЭТУ (ЛЭТИ), 2016. 168 с.
15. Эдвидссон Л. Корпоративная долгота. Навигация в экономике, основанной на знаниях. – М., 2005.
16. Bontis, N., Ciambotti, M., Palazzi, F., & Sgro, F. (2018). Intellectual capital and financial performance in social cooperative enterprises. Journal of Intellectual
Capital, 19(4), 712-731
17. Dzenopoljac, V., Yaacoub, C., Elkanj, N., & Bontis, N. (2017). Impact of intellectual capital on corporate performance: Evidence from the Arab region. Journal
of Intellectual Capital, 18(4), 884-903
18. Suleimankadieva A., Pilipenko V., Sági J. (2019). Knowledge Company: approaches to assessing new knowledge and representation it to society. Journal of
Procedia Computer Science, Vol. 150, 730-736