Под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).
Определение понятия «культурно-исторический тип»
По мнению Н.Я. Данилевского «культурно-исторические типы» - это настоящие носители истории и культуры. Под культурно-историческими типами Данилевский понимал совокупность этнических, антропологических, социальных, территориальных и других признаков. Ученый так же считал, что историю каждого народа следует изучать независимо от истории других народов. По отношению к каждому историческому типу можно говорить об его древней, средней и новой истории.
Культурно-исторические типы представлены сочетанием особых элементов религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, исторического характера. Разные культурно-исторические типы могут существовать как параллельно, так и сменять друг друга. Демидовский насчитывал 12 культурно-исторических типов:
- египетский
- китайский
- ассирийско-вавилоно-финикийский (халдейский, или древнесемитский)
- индийский
- иранский
- еврейский
- греческий
- римский
- новосемитский (аравийский)
- романо-германский (европейский)
- мексиканский (ацтеки)
- перуанский (инки)
Так же все цивилизации Н.Я. Данилевский подразделял на:
- преемственные
- уединенные
- положительные
- отрицательные
Под преемственными цивилизациями Н.Я. Данилевский понимал цивилизации, чьи плоды деятельности переходили следующим культурно-истерическим типам.
Под уединенными культурно-истерическим типом Н.Я. Данилевский понимал типы, которые внесли свой вклад в прогресс всего человечества, например, изобрели компас, порох и так далее.
К положительным культурно-историческим типам по мнению Данилевского относились народы, которые смогли создать свои собственные цивилизации, не каждый народ был способен на подобную деятельность.
Под отрицательными типами Данилевский подразумевал те народы, которые разрушали другие цивилизации и разрушились сами.
Несмотря на то, что каждый культурно-исторический тип рассматривается отдельно, появляется, развивается и умирает самостоятельно, так или иначе, деятельность культурно-исторических типов подчиняется ряду закономерностей.
Законы культуры Данилевского
Первый закон Данилевского.
Первый закон культурно-исторических типов подразумевает или наличие одного языка, который будет объединять один народ или наличие группы схожих языков, объединяющие соседствующие народности. Из этого можно сделать вывод, что по Данилевскому культурно-исторические типы подразделяются на монолитные (имеющие один общий язык) и составные (народы, объединенные несколькими схожими языками).
Второй закон Данилевского.
Согласно второму закону культурно-исторических типов, каждый народ должен иметь политическую независимость. У каждого народа должна быть своя территория и государственная система. В случаях, когда первый и второй закон культурно-исторических типов соблюден, речь идет о положительных народных общностях.
Третий закон Данилевского.
Под третьим законом Н.Я. Данилевский подразумевал независимость каждого культурно-исторического типа, то есть типы не могут навязывать друг другу свои достижения. По мнению ученого подобные действия чаще всего заканчиваются неудачей. Это не подразумевает, что народы никак не могут взаимодействовать между собой. Однако по мнению исследователя, все межкультурные взаимодействия не однозначны, заимствования могут приносить как пользу, так и вред, они могут как плодотворно использоваться, так и отвергаться.
В начале своего развития культурно-исторические типы ограничивали свои контакты на уровне торговли и вступления в браки. Можно сказать, что культурный контакт был основан на естественном порядке. На стадии построения государства конфликты народов или помогают укреплению этого народа, происходит рост национального самосознания или же наоборот борьба может привести к разрушению государственности и невозможности сформировать свой культурно-исторический тип. Хуже обстоят если во взаимодействие вступают уже сформированные культуры, которые находятся в стадии расцвета. Ни одна уже сформировавшаяся культура не должна существовать по правилам другой, если это происходит, то она теряет свою самобытность и признает бесцельность своего существования.
Результаты межкультурного взаимодействия народов Н. Я. Данилевский подразделял на следующие типы:
- пересадка (колонизация)
- прививка
- удобрение
Под пересадкой он понимал выдворение культуры с ее территории другой культурой. Под прививкой понимают процесс взаимодействия зрелого культурно-исторического типа с культурой, которая уже закончила свое существование. Зрелая культура перенимает ее этнографический материал для своих достижений и своего развития. Удобрение считается самым продуктивным способом взаимодействия, в этом случае культуры берут друг у друга самое лучшее, но при этом не теряют свою самобытность.
Четвертый закон Данилевского.
Четвёртый закон культурно-исторических типов задействует только составные типы –те, которые начали свое существование на основе нескольких народностей. Пик развития культурно-исторического типа появляется тогда, когда все народы, которые входят в тот тип приобретают максимальную самостоятельность. К подобным типам Данилевский относил греческий и европейский тип. По Данилевскому, те народы, которые говорят на схожих языках должны войти в состав единого государства, например, украинский, белорусский и русский языки.
Пятый закон Данилевского.
Пятый закон касается времени и периода существования культурно-исторического типа. Данилевский сравнивал процесс формирования культурно-исторического типа с процессом развития однолетнего растения. Культурно-исторический тип может максимально существовать на протяжении 1500 лет. Этот период жизни подразделяется на четыре фазы:
- этнографическую
- государственную
- цивилизационную
- фазу дряхления
Под этнографическим понимается неосознанный период древней истории. В этот период культурно-исторический тип начинает выделятся среди других народов. Этот период самый длительный. В эту фазу народ аккумулирует силы для последующей осознанной деятельности. В этот период проясняется траектория, по которой будет действовать данный культурно исторический тип.
Государственный период является достаточно быстротечным. Этот период считается подготовительным к выполнению основной роли этого культурно-исторического типа.
Цивилизованную фазу ещё называют культурной. В этот период происходит формирование духовной деятельности, духовных ценностей, период досочно скоротечный, может занимать примерно пару сотен лет. В этот период народ выполняет свое главное предназначение.
Фаза дряхления или упадка проявляется в том, что народность удовлетворена своими результатами и более не развивается. В некоторых случаях эти цивилизации уничтожаются другими. Ценности этой цивилизации могут быть использованы народами, которые только начинают свой путь развития.