Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Виды культурно-исторических типов Данилевского

Определение 1

Культурно-исторический тип — это понятие политической теории Николая Данилевского, сформулированное в его книге «Россия и Европа»; система взглядов, определяемая культурными, психологическими и иными факторами, присущими народу или совокупности близких по духу и языку народов. Культурно-исторический тип отождествляется с «самобытной цивилизацией» и признается «положительным деятелем человечества».

Концепция культурно-исторических типов Данилевского

Понятие «культурно-исторический тип» было введено русским культурологом, социологом и политологом Николаем Яковлевичем Данилевским. Впервые этот термин он использовал в своей работе «Россия и Европа» (1869). Н. Я. Данилевский сравнивал культуры с живыми организмами, которые постоянно находятся в противоборстве друг с другом и с окружающей средой. Всего ученый выделял 12 культурно-исторических типов:

  • египетский
  • китайский
  • ассирийский
  • индийский
  • иранский
  • еврейский
  • греческий
  • римский
  • аравийский
  • германо-романский (европейский)
  • мексиканский (ацтеки)
  • перуанский (инки)

Все эти цивилизации имеют свое собственной историческое развитие, никак не связанное с развитием других культурно-исторических типов. Только в контексте отдельного культурно-исторического типа можно говорить о древней, средней и новой истории. Говорить о всемирной истории и делить ее на те же периоды, по мнению Данилевского, бессмысленно. Цивилизации могут как существовать параллельно, так и сменять друг друга.

Концепция культурно-исторических типов подчиняется пяти основным законам:

  1. Культурно-исторический тип характеризуется своим собственным языком, или же народы имеют схожие родственные языки.
  2. Народы формирующие культурно-исторический тип должны быть самостоятельными и независимыми, только в этом случае они смогут развиваться.
  3. Для культурно-исторического типа характерна самобытность, цивилизация не может перенимать все достижения другой цивилизации
  4. Народы, которые входят в состав культурно-исторических типов, должны иметь максимальную самостоятельность, только в этом случае можно расщипывать на максимально положительное развитие.
  5. Каждый тип переживает четыре периода: этнографический, государственный, цивилизационный, период упадка.
«Виды культурно-исторических типов Данилевского» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Типология культурно-исторических типов

Согласно Данилевскому, каждый культурно-исторический тип должен выполнять свою миссию, развивать свою главную и основную идею для всего человечества. Каждая цивилизация продвигает свою идею, например, для греческой цивилизации основной идеей являлась идея красоты, для европейской - идея природы, для семитской – религия. Это не указывает на то что каждый культурно-исторический тип развивается однобоко. В несвоих областях цивилизации так же проявляли себя и вносили важный вклад. Так или иначе культурно-исторические типы развиваются в разных направлениях, но приоритетом для них остается их главная идея. Данилевский составил типологию культурно-исторических типов по направлению их деятельности, всего он определи четыре таких направления:

  1. религиозная деятельность (определяет отношения Бога и человека)
  2. культурная деятельность (определяет отношения человека и внешнего мира, этот вид деятельности подразделяется на три направления: научное, художественное и промышленное)
  3. политическая деятельность (определение отношения между людьми одного народа, а также отношения с другими народами)
  4. общественно-экономическая деятельность (определяет, как люди должны использовать недра своей территории).

На этой базе ученый выделил несколько видов культурно-исторических типов:

  • первичные
  • односоставные
  • двухосновные
  • четырехосновные

Первичные культурно-исторические типы так же называют подготовительными. В задачу этой цивилизации входило формирование условий жизни в организованном обществе. В этих цивилизациях все основные виды деятельности были перемешаны. Выявление одной главной идеи этого культурно-исторического типа представляло затруднение. Данилевский относил к данному культурно-историческому типу:

  • египетскую культуру
  • китайскую культуру
  • вавилонскую культуру
  • индийскую культуру
  • иранскую культуру

Одноосновные культурно-исторические типы появились после первичных. Эти цивилизации смогли расширить только один вид деятельности. В качестве примера таких культур можно привести еврейскую культуру, которая развивалась в религиозном направлении, греческую, которая смогла развить искусство, а также римскую цивилизацию, которая была ответственна за развитие политических концепций.

Двухосновные культурно-исторические типы представляют собой максимально развитые цивилизации. Это те цивилизации, которые сумели развить две идеи, в качестве примера Н.Я. Данилевский приводил германскую цивилизацию, которая развивала научную идею и экономическую.

Четырехосновные культурно-исторические типы на сегодняшний день еще не представлены в полном виде. Н.Я. Данилевский считал, что это будет особый тип, которому удастся развить все основные идеи человеческой деятельности: религию, политику, науки и искусство. Как считает исследователь, эта роль уготована славянской культуре. На сегодняшний день эта культура проходит фазу становления.

Свое мнение об особой миссии славянского народа Данилевский неоднократно обосновывал. По мнению исследователя, религия является основой древней жизни славянского народа, а также простого народа в настоящее время. О продвижении политической идея говорит тот факт, что русское государство было сформировано достаточно давно, еще в IX веке, затем русские народы занимались расширением своих территорий. По мнению Данилевского, общественно-экономически строй России дает начало идеальному социуму. Основой этого общества станет общинное землевладение.

Н.Я. Данилевский приводит следующие отличительные черты русского народа:

  • неприятие насилия
  • коллективное стоит над индивидуальный
  • послушание, нет тяги к власти
  • отсутствие корысти и меркантильности
  • культура сближена с природой
Дата последнего обновления статьи: 05.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot