Ценности – это указание на личностную, социально-культурную значимость определённых объектов и явлений.
Труд – это целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.
Восприятие труда варварами
Варвары весьма негативно относились к созидательной деятельности. Как пишет в своей книге «Постижение истории» британский историк и философ А. Тойнби, в среде варваров главным образом господствовало искусство войны, оно овладевало умами людей намного быстрее чем все остальные виды деятельности.
К производственному труду в обществе варваров было так же достаточно неоднозначное отношение. Российский историк и культуролог А.Я. Гуревич в своей книге «Средневековый мир» рассказывает о трудовой деятельности в древнегерманском обществе. Свободный гражданин этого общества помимо того, что занимался военным делом, был на своей земле и скотоводом и земледельцем. Лишь малая часть того общества обладала достаточным количеством рабов для того, чтобы избавить себя от трудовой деятельности. Земледельческий и скотоводческий труд в древнегерманском обществе ценился не высоко. Эти люди главным образом жили войной, набегами, грабежами. Если человек отличился в битве его начинали уважать, именно военной дело было в наибольшие степени признавалось в этом обществе. Труд на своей земле не шел ни в какое сравнение с военными подвигами.
Восприятие труда в античности
В античности труд так же не ценился. Во времена поздней античности физический труд не признавался за благодетель. В Римской империи считали, что физическим трудом занимаются в основном люди низкого, неблагородного происхождения. Следует отметить, что некоторые философы, например, Сенека и Эпиктет пытались донести до общественных масс мнение о том, что труд не является чем-то низким.
Восприятие труда в христианстве
Отношение к труду в христианстве было совершенно иным. Главный принцип раннего христианского общества: «Если кто не хочет трудиться, то и не ест». В христианском обществе одним из самых страшных грехов считалось безделье. Отношение к труду, собственности, бедности, богатству в раннехристианском обществе рассматривалось с точки зрения их отношения к богу, они были своего рода ступенями к Богу. Однако эта система не преследовала никаких экономических целей.
Восприятие труда в протестантизме
Однако отношение к труду в протестантстве было несколько иное. В XVI веке в Европе началась Реформация. Как результат сформировалась новая ветвь христианства, которая носит название протестантизм. В своде моральных правил протестантизма труд считается главным человеческим предназначением. Как считал главный инициатор Реформации Мартин Лютер, Бог не выступает против богатства, наоборот человек должен больше трудится и больше получать от этого дохода, человек так же не должен упускать возможность заработать своим трудом.
Протестантизм поэтизировал труд. Ранее хозяйственный и экономически мир считался чем-то низменным и не естественным, забота о материальном уничтожает вдохновение души. До Реформации поэт противопоставлялся торговцу, мыслитель-ремесленнику. Любой труд, который был способен улучшить качество жизни воспевался.
Вместе с возвеличиванием труда, осуждалась и бездеятельность. В некоторых странах на законодательном уровне шло отрицательное отношение к бродягам, которые не могли найти себе работу. Труд считался ответом на призыв Бога. Таким образом человек должен был стремится сделать свою жизнь лучше. Поэтому люди всячески старались усовершенствовать свои трудовые навыки. Но восприятие ценности труда было не единственным, что входило в понимание человека этой эпохи.
Все-таки труд был тесно связан с аскетическим образом жизни, а это означало что ту выгоду, которую приобрел человек, занимаясь трудовой детальность, он вовсе не должен сразу же потрать на удовлетворение своих потребностей. Смысл всего заключался в следующем: человек должен был трудится, сделать некоторые накопления и преодолеть соблазн потратить эти все деньги на свои удовольствия. В этом плане протестантизм резко отличался от католицизма. В католицизме помощь бедным и обездоленным считалась благим делом, в протестантизме же наоборот это осуждалось, считалось, что таким образом человеку не дают возможность освоить трудовую деятельность.
В протестантизм так же похвальным считалось бережное отношение к деньгам и вещам. Таким образом Реформация приблизила христианство к экономической составляющей. Ранее считалось, что прибыли должно быть лишь столько, чтобы можно было удовлетворить основные каждодневные потребности человека, Реформация же предлагает, сделать так, чтобы у человека было больше прибыли, чтобы после удовлетворения своих основных потребностей у него оставалось еще. Этот аванс следовало потратить на расширение своей трудовой деятельности. Такой подход сближает реформацию с капитализмом.
Развитие капитализма в Европе происходило в эпоху романтизма. На самом деле романтизм и капитализм имеют одну немаловажную общую черту - устремленность в бесконечность.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что протестантизм не просто воспевал и идеализировал труд, он придал этому понятию новое измерение, это измерение могло дать иной смысл природе человека, понять бесконечность бытия. Более того, именно в период Реформации начинает формироваться человек новой эпохи.
Таким образом наибольшую поэтичность имел именно предпринимательский труд, именно он рассматривался как творческий процесс. Труд рабочих так же был уважаем, но поэтизирован он был только в коммунизме. Реформация и капитализм связаны. Капитализм достиг своих наибольших высот именно в европейских странах, несмотря на то, что он развивался и в других уголках земного шара, например, в Вавилоне, Китае, Индии.