Воспитание представляет собой сложный, многоаспектный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни личности. Несмотря на многочисленные работы, посвященные изучению сущности воспитания как психологического, педагогического, социального, философского феномена, по сегодняшний день не существует единого подхода к пониманию особенностей организации и протекания данного процесса, его разграничения с категориями социализации, социально-культурного развития.
Подходы к пониманию воспитания
Воспитание носит ярко выраженный социальный характер, представляет собой общественно-педагогическое явление, отражает ориентацию индивидуума на социальные ценности, что позволяет личности достигать успеха в процессе реализации определенных видов деятельности, обеспечивает возможности ориентации в системе общественных взаимоотношений.
В современной научной литературе представлены три основных концепции, отражающие сущность воспитания, рассматривающие его с различных позиций:
- Воспитание как результат влияния окружающей социально-природной среды (В. Г. Бочарова, М. П. Гурьянов, В. А. Фокин и др.);
- Воспитание как совокупность форм социальной работы, направленных на формирование и изменение личности (В. А. Никитин, М. А. Галагузова, Л. Г. Гуслякова и др.);
- Воспитание личности и группы в организациях (А. В. Мудрик, В. Р. Ясницкая, М. В. Шакурова и др.).
Таким образом, воспитание представляет собой сложный и многогранный процесс, который осуществляется под влиянием как внешних акторов, так и внутренних сил.
Воспитание включается в общий процесс развития, саморазвития, формирования личности.
Условия успешности воспитания
В процессе реализации воспитания личность приобретает психические новообразования, позволяющие ей успешно ориентироваться в обществе, вступать в многочисленные социальные взаимодействия, взаимоотношения. В качестве подобных новообразований можно назвать следующие:
- способность к безусловному принятию себя;
- способность к безусловному принятию другого;
- устойчивое отношение к себе как уникальной личности, обладающей определенными достоинствами и недостатками, слабостями.
Для успешного формирования этих и иных новообразований, обеспечивающих возможности приспособления личности к социуму, необходима организация совокупности факторов, включая следующие:
- наличие референтной группы, в которой личность переживает собственный опыт;
- наличие педагога, организатора, создающего условия для переживания личностью опыта,
- наличие сверстников, с которыми взаимодействует личность.
Принимая во внимание организованный характер воспитания, феномен может пониматься как целенаправленное, планомерное, систематическое создание условий для обеспечения развития, духовно-нравственной ориентации личности; процесс, способствующий формированию и развитию личностных качеств, а, соответственно, способствующий оптимизации социализации.
Результатом успешного воспитания личности является ее социализация.
Феномен социализации
Сущность социализации заключается в активном взаимодействии личности с окружающей социально-природной средой, а мерой успешности реализации данного процесса – совокупность динамических связей с действительностью. Социализация охватывает все сферы приобщения личности к культурной модели, все виды коммуникации, посредством которых формируется социальная природа личности. В отличие от воспитания, социализация может носить как организованный, так и энтропийный характер.
Таким образом, воспитание выступает необъемлемой составляющей социализации, носит организованный характер, что позволяет прогнозировать его результаты; социализация же выступает более общей категорией, охватывая всю совокупность социальных взаимодействий личности.