Маркус Джаннат Сергей Владимирович (1955) – культуролог, искусствовед, журналист
Интересные факты
Отделять культурологическую деятельность от его жизненных перипетий просто невозможно. И конечно, что первое бросается в глаза? Да-да, это столь непривычное русскому уху имя. И это тоже можно понять только, узнав о духовном становлении Сергея Владимировича.
Итак, родился в Петропавловске-Камчатском, а учился уже в Москве в специализированной школе при МГУ в филологическом классе. Однако закончил в 1979 году Московский государственный педагогический институт имени Ленина исторический факультет. Увлекся искусством и работал искусствоведом в музеях – Коломенском и Звенигороде. Он в это время был учеником известного православного священника, просветителя Александра Меня. В Советском Союзе трудно быть верующим – это была страна воинствующего атеизма. Джаннат Маркус был арестован, обвинен в религиозном диссидентстве и антисоветской деятельности по статье «Распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй» и сослан в Туву. И там Сергей Владимирович не сидел сложа руки, а собирал все, что касалось тувинской культуры. В итоге, в 2006 году выходит книга С. Маркуса «Тува: словарь культуры».
Увлекающийся восточной культурой и религией и знающий ее, в 1990 году Сергей Маркус был приглашен на «Радио России» вести программы о религии, причем обо всех религиях, ибо наша страна – многоконфессиональная. Стала выходить еженедельная программа «Верую» о православии, появились и другие эфиры о других религиях, так вот и по всловам Сергея Владимировича, «Саут уль-Ислам: Голос Ислама» рождался труднее всего.
По воспоминаниям С. Маркуса, однажды он попытался ответить себе на вопрос, кто он в большей степени – христианин или мусульманин? В тот момент однозначного ответа не было, но чуть позже на него оказывает огромное влияние книга философа Али Вячеслава Полосина «Прямой путь к Богу», и Сергей Владимирович задумывается о принятии ислама. Последней каплей, решивший его выбор, стала канонизация Николая II как «царственного мученика», которую провела Патриархия. С. Маркус считает Н. Романова предателем, который, отрекшись от престола, предал Родину, забыв и о религиозном долге. Тем самым он вверг огромную страну в многолетнюю гражданскую войну, следствием которой стал долгий атеистический тоталитаризм. По его же вине погибла царская семья.
Решение было принято, и в 2000 году Сергей Владимирович принимает ислам, берет себе имя Джаннат (что с арабского переводится как «рай), и совершает паломничество в Мекку.
Культуролог-практик
Джанната Маркуса совершенно справедливо читают исламским культурологом. У него очень много работ, посвященных исламской культуре. Он постоянно контактирует с различными исламскими организациями, с иранскими и арабскими культурными центрами России. С 2014 года возглавляет журнал и сайт «Исламская культура». Еще он руководит отделом культуры Национальной организации русских мусульман. Джаннат Маркус всегда выступает за диалог религий, что особенно актуально на современном этапе. Когда он работал в Совете муфтиев, то всегда критиковал Русскую Православную Церковь за исламофобию.
Известный исламовед Р. А. Силантьев отмечал, что «Сергея Маркуса можно считать классическим примером диссидента-либерала, который принял ислам из-за очарования арабской культурой и негативного отношения к политике Русской Православной Церкви»