Межкультурная коммуникация — это связь и общение между представителями различных культур, что предполагает как личные контакты между людьми, так и опосредованные формы коммуникации.
Межкультурная коммуникация имеет свои определенные цели. Выполнение этих целей определяет насколько коммуникационный процесс происходит успешно. Важное место здесь отводится такому понятию как «межкультурная компетентность», которая неразрывно связана с пониманием «межкультурная коммуникация». Под «коммуникативной компетентностью» понимают уровень того как человек успешно взаимодействует с окружающими. Коммуникационный опыт необходим человеку в первую очередь для того, чтобы адекватно существовать в социуме.
Впервые понятие «межкультурная компетентность» появилось в 70-х годах, в то время межкультурная коммуникация как отделанная дисциплина лишь начинала свой путь. Межкультурная компетентность представляет собой совокупность знаний, навыков и умений, при помощи которых индивид может успешно общаться с партнерами из других культур, как на обыденном, так и на профессиональном уровнях.
Если человек овладел этой компетентностью, он ясно осознает, что, как, когда и кому он может сказать. Для того чтобы коммуникация была успешной, ее участникам следует иметь контекстуальные знания о другой культуре, обладать коммуникативными навыками, знать язык и в некоторой степени психологию.
Социокультурные знания или контекст
Владея социокультурными знаниями человек понимает, о чем именно он может говорить с представителями другой культуры. Эти знания индивид приобретает вместе со своим личным опытом и все вместе они представляют его базовые знания о действительности. Если индивид не обладает информацией относительно особенностей национальной культуры другого человека, коммуникация может закончится конфликтом. Человеку, который вступает в коммуникацию с правителем другой культуры, следует знать традиции, правила поведения, нормы, особенности невербального общения культуры того человека. Владение социокультурными знаниями дает больше шансов на положительный результат межкультурной коммуникации, участникам межкультурной коммуникационного процесса удается успешно разрешить свои вопросы.
Коммуникативные навыки
Владея коммуникативными навыками, индивид понимает, когда и с кем он может вступать в коммуникацию.
Под коммуникативными навыками понимают способность выражать идеи, мысли, чувства, владение инструментами воздействия на партнера.
Эти знания формируются у человека после опыта общения с представителями другой культурной общности. Это означает, что индивид, который вступает в коммуникацию должен владеть разнообразными тактическими приемами коммуникации, уметь выстраивать свою коммуникативную стратегию, отождествлять себя как участника коммуникативного процесса. В этом случае результат коммуникации будет положительным.
Языковые знания
Владея языком человек понимает каким образом, он должен общается с предстателем другой культуры. Благодаря языку индивид может познать особенности как своей собственной, так и чужой культуры, потому что именно в языке эти культурные различия представлены в самой выраженной степени. Владение языком другой культуры обязательное требование межкультурной компетентности. Если индивид знает иностранный язык, он может адаптировать свое поведение, межкультурная коммуникация происходит в более продуктивном ключе. Кроме того, владение языком помогает человеку сформировать и свои личностные качества, например, толерантность, открытость и готовность к межкультурному взаимодействию.
Психологические умения
Психические умения проявляются в типе реакции личности на явления другой культуры. Этот компонент носит название межкультурная сенситивность. Она выражается в способности вступать в контакты, основывать доверительные отношения. При межкультурные сенситивности у человека отсутствует чувство психологического дискомфорта. Это состояние также называется эмпатией. Зарубежные ученые разработали правила, которые помогают сделать коммуникацию успешной и добиться ее наилучших результатов:
- знание своей культуры
- толерантность
- внимательность, наблюдательность
- выбор взвешенных решений
- отбор информации из проверенных источников
- любознательность и неподдельный интерес
Когда человек осознано использует данные рекомендации он получает положительные результаты межкультурной коммуникации.
Межкультурная компетентность
Как результат межкультурной коммуникации стоит рассматривать хорошо сформированную межкультурную компетентность. Межкультурная компетентность состоит из следующих основных частей:
- эмпатии и толерантности
- культурно-специфических знаний (они помогают правильным образом интерпретировать поведение собеседника)
- стратегий межкультурных контактов (эти стратегии подразделяются на стратегии успешного протеканиях взаимодействия, стратегии побуждения к речевым отношениям, поиск культурной схожести, использование предыдущего опыта.
Существует несколько способов, которые помогает сформировать межкультурную компетентность и иметь положительный результат межкультурной коммуникации.
Человек должен научиться рефлексировать как свою, так и чужую культуру. Индивид должен расширять свои знания о культуре, с которой ему предстоит взаимодействовать, необходимо изучать не только ее современное состояние, но и знакомиться с ее историей. Тот, кто желает в полной степени овладеть межкультурной компетенцией должен знать каким образом происходит социализация как в его собственной культуре, так и в других культурах.
Самый успешный способ сформировать свою межкультурную компетенцию заключается в интеграции. Под интеграцией понимают процесс, в ходе которого индивид овладевает в должной степени культурой другого народа, но в тоже время сохраняет свою собственную культурную идентичность. Ученые считают, что путь к успешной межкультурной компетенции начинает с анализа себя самого и с саморефлексии. Далее индивид должен принять условие что все народы отличаются друг от друга и что не существует единстве верной концепции мировоззрения, у каждого народа она своя. Межкультурная компетентность считается идеальным результатом межкультурной коммуникации, когда человек овладевает перечисленными выше навыками и качествами считается, что он может успешно вступать в коммуникационный процесс с представителями другой культуры.