Понятие педагогической культуры связано не только с конкретной педагогической деятельностью: работа в детском саду, школе, вузе, но и с обыденной жизнью. Дело в том, что в течение своей жизни человек, так или иначе, выполняет функцию учителя: родитель, наставник, консультант, советник в каком-либо сообществе, может быть, лидер.
Каждый член социума владеет нормами педагогической культуры, а педагогическая деятельность реализуется в формах непосредственного или опосредованного обучения или воспитания детей, подростков, консультирования менее опытного специалиста.
Все эти функции, которые может выполнять человек в течение всей его жизни, различаются между собой, кроме того, может выполнять – это не значит выполняет.
Дадим им краткую характеристику.
Содержание педагогических функций
В функции педагога входят такие действия и поступки, которые определены задачами социума, личностной позицией, нормами педагогической культуры, принятыми ею для обеспечения воспитания, обучения как ребенка и подростка, так и детского сообщества. В роли педагогов всегда выступают родители, воспитывая своих детей, причем эту функцию могут выполнять и совсем молодые люди, если ребенок появился у них очень рано. Эту же функцию могут выполнять и старшие дети в семье, которые присматривают за младшими. Таким образом, заниматься педагогической деятельностью может любой человек, в случае если он в какой-либо форме помогает социализироваться менее опытному индивиду или группе лиц.
В функции наставника входит профессиональное развитие человека менее опытного. Эти функции реализуются в виде указаний, инструкций или рекомендаций, которые помогают в исполнении какой-либо работы. В роли наставника может выступать учитель, мастер обучения или руководитель группы, контролирующий работу обучающего.
В функции консультанта входит оказание помощи в решении теоретических и практических, в основном профессиональных, вопросов, а так же он направляет менее опытного специалиста и помогать ему в совершенствовании его работы.
В функции советника входят рекомендации того, как надо поступать в той или иной ситуации профессиональной или жизненной. Педагогическая деятельность и консультанта, и советника не является регламентированной, потому что и в том, и в другом случае действие происходит в ситуации возможности, а не долженствования, т.е. тот, кому советуют, волен согласиться с советом или действовать по своему разумению.
Необходимо отметить функции лидера сообщества. Такой человек должен быть и нравственным лидером, и высоким профессионалом, он должен уметь вести за собой, просто обладать харизмой. В профессиональной среде лидера отличает высокая нравственная и педагогическая культура.
В подростковой среде дело обстоит не так однозначно. Их лидер так же выполняет некоторые педагогические функции, но здесь возможно и негативное его влияние на рост личности подростка: он может формировать нужное ему девиантное поведение.
Лидер может вообще не выполнять педагогических функций. Он берет на себя роль педагога только в случае, если у него есть потребность повысить уровень каких-либо умений членов сообщества и трансформировать сущность их межличностных отношений.
Составляющие педагогической культуры
Педагогическая культура представляет собой систему, в которой элементы функционируют в единстве. В качестве составляющих этой системы можно выделить следующие:
- существующие в культуре понятия о воспитании и обучении, т.е. уровень взглядов на педагогику и информированность о ней;
- понимание специфического содержания педагогической деятельности, т.е. уровень педагогических мотивов, смыслов, принципов;
- различные педагогические приемы и методики, т.е. уровень владения педагогическими техниками;
- уровень владения этическими педагогическими нормами;
- уровень профессионализма и педагогического опыта.
С позиций культурологии под педагогической культурой понимается комплекс качеств педагогической деятельности, основанный, с одной стороны, на традициях, нормах, а с другой – на инновациях в сфере образования.