Представители социально-психологического направления
Одно из активно развивающихся с середины XIX века направлений в изучении культуры – это социально-психологическое. Яркими представителями его были французские ученые Гюстав Лебон (1841 – 1931) и Габриель де Тард (1843 – 1904). Их научные интересы лежали в области групповой психологии.
Лебона интересовали, в первую очередь, условия взаимодействия лидера с массой, толпой. Он анализировал сам процесс того, как толпой овладевают чувства, как она заражается идеями лидера. Впервые ученым в работах «Психологические законы эволюции народов» и «Психология толпы» были определены про¬блемы психического заражения и внушения, а также поставлен вопрос о том, как происходит управление людьми в различных культурах и есть ли специфика.
Идеи Г. де Тарда
Исследовать поставленные проблемы продолжил Габриель де Тард, что нашло отражение в таких его работах, как «Законы подражания» и «Социальная логика». Основную свою задачу ученый видел в том, чтобы продемонстрировать процесс происходящих изменений в культурах социумов, и понять, каким образом они воспринимаются отдельным его членом. По мнению исследователя, передача культурного нового может осуществляться через верования или желания, а так же через подражание и внушение. Новшество Г. Тард связывал с действием творческой личности, а это действие и вызывает подражание в социуме. Предметом анализа, на котором ученый исследовал различные культурные новшества, мог быть:
- язык в его развитии, происхождении, словообразовательной способности;
- религия с позиций ее прошлого настоящего и будущего;
- таких чувств, как любовь и ненависть в истории различных культур.
В последнем аспекте интересен анализ культурных обычаев кровной мести и феномена национальной ненависти.
Значение открытий французских ученых
Значение феноменов, открытых и описанных Гюставом Лебоном и Габриэлем де Тардом, трудно переоценить. Например, выявленная ими имитативная деятельность (подражание), которая воспроизводит/копирует звуки, движения, любые другие стереотипы культуры. Ученые-культурологи, психологи считают, что такого рода деятельность имеет огромное значение в обучение культурным нормам ребенка. Наличие у человека способности к подражанию позволило «спрессовать» то, чему обучался человек тысячелетиями, в один – два года. Кроме того, эта же способность лежит в основе такой функции культуры, как передача информации из поколения в поколение.
Открытое ими явление «психологическое заражение», которое проявляется в неосознанном повторении действий, когда человек находится в каком-то скоплении народа, так же очень важно. Оно позволило понять, почему в толпе неожиданно, на первый взгляд, людьми овладевает страх, ненависть или любовь.
И еще проанализированное ими такое качество, как внушение имеет разные формы. Введение в сознание людей каких-то культурных установок, норм, правил поведения могут быть осознанными или бессознательными. Они могут объединять людей одной культуры, а могут разъединять. Главное, что все три выявленные учеными черты культурной деятельности существуют и будут существовать, и связаны они с нормативной (регулятивной) функцией культуры.
Американские представители социально-психологического направления
Одна из проблем, которой занимались Г. Лебон и Г. Тард (объяснение того, какие механизмы задействуются при передаче внутрикультурной информации), стала предметом анализа в работах американских ученых Джеймса Бол¬дуина, Чарльза Кули, Уильяма Джеймса, и Джорджа Мида. Развитие этой идеи развивалось в аспекте концепции взаимодействия (интеракционизма). Основное утверждение учения заключается в многоаспектном анализе «Я» как ядра личности в культуре.
Механизмы внутрикультурного взаимодействия были открыты, а затем проанализированы представителями теории подражания и групповой психологии. В дальнейшем результаты их исследований использовались в XX в. при изучении различных типов культур, когда необходимо было найти объяснение некоторым фактам и проблемам.