Питирим Александрович Сорокин – ($1889$ – $1968$) русско-американский социолог, культуролог, основоположник теории социальной стратификации и социальной мобильности.
К заслугам Сорокина относится открытие русской школы социологии уголовного права и криминологии. Черпая факты и опыт из психологической школы права Л.И.Петражицкого Сорокин предложил упорядочить действия как преступные основываясь на специфические переживания индивидов, в результате которых индивид будет полагать деяние преступным. Это в значительной мере отличалось от позиции французского социолога Э. Дюркгейма который утверждал, что деяние преступно в том случае, когда оно «оскорбляет сильные и определенные состояния коллективного сознания», что ставило индивида в подчинение коллективному сознанию.
Концепция культурных суперсистем
В процессе изучения изменений в мире Сорокин разработал теорию социокультурной динамики, в которой он отразил своё намерение рассмотреть возможности и диалектику социальных изменений.
Как полагал Сорокин, который не отрицал теории, где доминировали географические, психологические и биологические факторы, влияющие на социокультурные изменения, он считал, что «основные достижения и основной взгляд принадлежит социологическим теориям, которые рассмотрели различные социальные и культурные факторы как главные движущие силы социокультурного изменения» из работы «Социокультурная динамика».
Рассматривая общественную реальность с исторической точки зрения, Сорокин описывал ее в качестве иерархии социокультурных систем, изучая как мелкие системы, так и крупные суперсистемы.
Суперсистемы измеряются целыми столетиями и охватывают большое количество видов социальных взаимоотношений, а так же формы духовной и материальной реальности, вместе с наукой, искусством, религией, языком.
Анализируя суперсистемы, Питирим Александрович уделил своё особое внимание описанию культурных суперсистем, в которых ключевая роль отводилась ценностям. Ценности занимают в теории социокультурной динамики одно из ведущих позиций.
Суперсистема доминирует в одной конкретной исторической эпохе, как утверждает концепция Сорокина, в структуре этой суперсистемы обнаруживается отголоски предыдущей и зачатки предшествующей суперсистемы.
Исторический процесс Сорокин изучал с точки зрения движения типов культур, которые выступают в качестве определенной целостности.
Сорокин выделяет три основных типа:
- Чувственный, в котором преобладает чувственное восприятие реальности
- Рациональный (умозрительный), в котором преобладает доминирование рационального мышления
- Идеациональный, в котором преобладает интуитивное мышление.
Все эти типы культуры пребывают в процессе своего развития и присущи обществу в разные периоды его прогресса.
Согласно концепции социокультурной динамики люди находятся в системе социального взаимодействия и подвергаются воздействию многих факторов:
- Бессознательных, рефлекторных регуляторов.
- Биосознательных регуляторов (жажда, голод).
- Социосознательных регуляторов (ценности, нормы).
Последняя группа регуляторов является культурным качеством. Для каждой культуры характерны свои культурные качества, которые могут меняться и предопределять тип социокультурной динамики.
Центральной категорией концепции социокультурной динамики Питирима Александровича выступают ценности, которые делятся на четыре группы:
- Ценности, которые появились в познавательном процессе (истина)
- Ценности эстетического удовлетворения (красота)
- Ценности морали и социальной адаптации (добро)
- Ценности, которые объединяют в себе все вышеперечисленные (польза).
Все социальнозначимые человеческие активности можно объяснить при помощи этих общеуниверсальных ценностей. Свой интерес к изучению социокультурной динамики Питирим Александрович объяснял тем, что современная культура пребывает в кризисном состоянии, что дало ему вдохновение написать работы «Кризис нашего века», которая была издана в Нью-Йорке и «Общество, культура, личность». В данных работах Сорокин хотел дать своё обоснование преодоления культурного кризиса с помощью «моральной реконструкции человечества».