Исторические параллели с современной культурой
Еще в XII-XIII веке в музыкальном искусстве не было четкой градации музыки на специализированную или «ученую» и развлекательную. Восприятие той и другой требовало от реципиента примерно равных усилий, равного культурного уровня. В процессе культурного развития приблизительно к XV веку ситуация в корне меняется, и «ученая музыка» противопоставляется развлекательной.
Музыкальная городская развлекательная традиция того времени имела ориентировочно те же черты, которые характерны для современной массовой культуры:
- конформизм,
- упрощенчество,
- общедоступность,
- всепроникающий характер.
Вместе с тем, ученая музыка XV века имела черты элитарных произведений современного искусства и отличалась своей сложностью восприятия, наличием различных шифров, закодированной системы смыслов, доступных только специально подготовленным людям.
Музыка как развлечение и как серьезное искусство
Развлекательная музыкальная традиция или cantus publicus формируется в Европе под мощным влиянием восточной культуры. С повышением качества жизни христиан усложняется, приобретая большее разнообразие, репертуар развлечений, которые становятся более утонченными, интеллектуальными. Так, появляются шахматы, музыкально-словесные турниры, тенсона – диспут на заданную тему, партимен – диалог-спор с заданных позиций.
Восточная культура проникала на Запад многими путями: посредством христианских паломников, которые не могли оставаться равнодушными к высокому уровню жизни и роскоши востока, через крестоносцев-тамплиеров, которые были посвящены в мусульманское знание и знакомы с мусульманской культурой.
С востока пришла и жонглерская традиция со всей ее внешней атрибутикой, которая включала музыкальное инструментальное сопровождение, и традиция сочинительства и исполнительства песен, и новые жанры «танцевальных песен» - виреле и рондо. Творчество трубадуров было также связано с христианской церковной традицией и латинским языком.
Ученая музыкальная традиция, называемая musica composita, предполагала совершенной иной способ сочинения и записи музыки, что составляло главную сложность ее восприятия.
Фиксация музыки осуществлялась способом последовательной записи партий. Ведущим жанром элитарного музыкального искусства был жанр мотета. С развитием культуры этот жанр становился все сложнее как для восприятия, так и для исполнения, что обуславливалось особенностями ритмического рисунка и самой записи произведения.
Уже в XIV веке известный теоретик Иоанн де Грокейо сказал, что ««мотеты не следует давать в пищу простому народу, ибо он не заметит их изящества и не получит от них удовольствия – мотет надо исполнять для учёных и для тех, кто ищет в искусстве изящества и тонкостей».
Многоголосая музыка остальных жанров была проста в исполнении и в манере сочинения и записи была доступна всем слоям общества. С этого момента начинается разделение многоголосой музыки на вседоступную музыку и ту, которая создавалась только для определенной части общества, специально подготовленной и музыкально образованной, однако, такое деление пока не так явно проявлялось. Но на протяжении всего XIV века сложности сочинения музыки musica composita, ее записи и воспроизведения продолжают возрастать. Для ее создания уже требуются умения расчета математической пропорций. Академическим произведениям становятся характерны невероятные ритмические трудности и хитросплетения изоритмических замыслов, усложняемые периодическим участием в этих конструкциях свободных голосов.
Число жанров musica composita растет. Если еще в XII веке она развивалось в рамках жанра мотета, то к концу XIII века значительно расширила свое жанровое многообразие. Вначале академической традицией были освоены популярные жанры типа рондо – французский мотет и мотет enté, которые в последующем преобразовываются в многоголосые баллады и рондо – сложные для восприятия и исполнения произведения академического искусства.
То же самое происходит с популярными песенными жанрами - серенада и дивертисмент, которые будучи прежде жанрами развлекательной культуры, в XX веке превращаются в жанры сложной академической традиции, среди которых можно назвать серенады Р. Штрауса, Шёнберга, Бриттена, дивертисменты Стравинского и Бартока и другие.
Таким образом, академическая традиция выходит далеко за первоначальную свою жанровую основу и распространяется буквально на все популярные песенные жанры XIV века.
Процесс академизации, во-первых, выражается в письменной их фиксации, во-вторых, в их ритмической сложности, многоголосости, компонированности. Так, нотация баллад Машо изоритмична, баллады многотекстовые, скомпонированные по образцу мотетов того времени.
Встречаются также произведения с частичной нотацией, которые требуют грамотного исполнителя, способного адекватно расшифровать произведение. Вместе с тем, академизация популярных в прошлом жанров осуществляется и посредством включения в них церковных ладов. Здесь же важно отметить, что процесс академизации популярной музыки наряду с научными способами, имел и искусственное усложнение нотации произведений. Многие композиторы того времени изобретали свои нотации с целью создания сложных последований или причудливо нерегулярных пропорциональных соотношений между различными голосами.
Современное элитарное музыкальное творчество представлено направлениями авангарда и поставангарда, ценителями которых являются лишь сами композиторы, музыковеды и их немногочисленные единомышленники.
Подводя итоги вышесказанному, следует заметить, что культурному развитию свойственна некая повторяемость процессов, поэтому, думается, что к середине XXI века из многообразия популярной музыкальной культуры выделится особый жанр, который будет освоен академической традицией и войдет в иерархическую систему культурных ценностей человечества.