Межкультурная коммуникация – это связь и общение между представителями различных культур, что предполагает, как личные контакты между людьми, так и опосредованные формы коммуникации (такие как письменность и массовая коммуникация).
Понятие «межкультурная коммуникация»
Термин «межкультурная коммуникация» впервые появился в 1954 году в работе антропологов Г. Трейгера и Э. Холла «Культура и коммуникация. Модель анализа». Эти ученые под «межкультурной коммуникацией» понимали идеальную модель, к которой следует стремиться для наиболее эффективной адаптации к окружающей действительности. Однако с того времени ученые расширили и модернизировали это понятие. Обязательным правилом межкультурной коммуникации считается принадлежность членов коммуникации к разным культурам, участники коммуникационного процесса так же должны осознавать свои культурные различия.
Иными словами, межкультурная коммуникация — это межличностная коммуникация, которая имеет определенный контекст, и в процессе этого акта участники отслеживают культурные различия друг друга.
Межкультурная коммуникация всегда происходит между представителями разных культур, при этом культурные различия приводят к сложностям в общении. Сложности основаны на ожиданиях и предубеждениях, которые отличаются в разных культурных обществах. Если члены коммуникации не знают, как преодолеть эти трудности, происходит сбой коммуникации. Под межкультурными различиями понимают различия вербальных и невербальных кодов в специфическом контексте коммуникационного акта. На процесс распознания этих кодов, кроме культурных несоответствий влияют возраст, пол, профессия, социальный статус участников коммуникации. Насколько успешным будет коммуникация зависит от толерантности, предприимчивости и опыта участников.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что сегодня современная наука под понятием «межкультурная коммуникация» понимает общность различных форм отношений и общения между коммуникантов, которые принадлежат к разным культурным общностям.
В межкультурной коммуникации выделяют две основные сферы:
- микрокультура
- макрокультура
Микроуровень межкультурной коммуникации
Существует несколько форм межкультурной коммуникации на микроуровне:
- контркультурная коммуникация
- коммуникация среди социальных классов и групп
- демографическая коммуникация
- региональная коммуникация
- коммуникация в деловой культуре
- межэтническая коммуникация
Контркультурная коммуникация может происходить между элементами материнской культуры и элементами, которые входят в ее состав, но не принимают ее главные ценности и идеи. Таким образом эти конфликтующие элементы отказываются от правил и порядков материнской культуры, они в свою очередь предлагают свои правила, ценности и идеи и начинают противопоставлять их идеям, которые господствуют в доминирующей культуре.
В основе коммуникации социальных слоев лежат различия между этими слоями и классами. В мире нет и можно сказать что никогда не существовало общества, в котором бы отсутствовали социальные слои и классы, общество никогда не было однородным по своей структуре. Люди отличаются друг от друга происхождением, образованием, профессией, социальным статусом. Следует отметить, что во все времена и практически во всех обществах существовала правящая элита, богатый класс, который является меньшинством, и подчиняющийся бедный класс, который представлен большинством. Практически всегда взгляды и обычаи этих слоев существенно разнились. Несмотря на то, что люди из этих социальных слоев принадлежат к одной культурной общности, они являются участниками различных субкультур, эти отличия конечно же сказываются и на процессе коммуникации между ними.
На коммуникационный процесс оказывает влияние не мало факторов, в частности принадлежность к разным демографическим группам, например, религиозных, половозрастных групп. Так же процесс коммуникации между городским жителем и деревенским будет отличаться, так как жизнь в городе отличается от жизни в сельской местности: отличается стиль, темп, уровень образования и другие показатели.
В понятие коммуникации на микроуровне так же входит коммуникация представителей разных региональных областей. Поведение представителей разных регионов в одной и той же ситуации может отличаться. В качестве примера можно привести отношения между жителями Новой Англии, когда жители северных регионов считали чересчур вежливый стиль общения южан не искренним, в то время как жители южных областей считали северный стиль общения грубым.
На микроуровне так же находится коммуникация деловой сферы. Каждая компания имеет свой набор правил корпоративной культуры, обычаев, устава. Далеко не все правила в разных компаниях совпадают, поэтому в процессе коммуникации у участников могут возникать недопонимание и недоразумение.
Межэтническую коммуникация рассматривают как вариант межкультурной коммуникации на микроуровне в том случае, если разные народы входят в состав одной страны. Если они не входят в состав одного государства это уже представляет собой межкультурную коммуникацию на макроуровне.
Специфической чертой всех уровней и видов коммуникации является, тот факт, что члены коммуникационного процесса не осознают культурную не идентичность. Большинство людей считают, что образ жизни, правила и устои, которым они следуют, являются единственными, это явление носит название наивный реализм. В этой ситуации людям кажется, что все остальные люди придуриваются таких же правил и имеют такие же ценности. Принимая участие в коммуникации с представителями других культур, человек понимает, что его правила и принципы, не работают, перед человеком возникает вопрос, почему коммуникационный акт претерпел неудачу.
В тот момент, когда представители разных культур вступают друг с другом во взаимосвязь, происходит столкновение культурно-специфических мировоззрений. У людей в сознании всплывает концепт «чужое», именно он по мнению ученых является ключевым в понятии межкультурной коммуникации. Под «чужим» человек понимает нечто незнакомое, необычное, не имеющее ничего общего с представлениями этого человека. Для того чтобы коммуникация была более благоприятной и результативной, следует выделить эти чуждые компоненты.