Культура – это человеческая деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений.
Различие между западными и восточными культурами на примере африканской культуры
Невооруженным взглядом видно, что культуры Европы и Азии, Африки и Востока сильно разнятся между собой. Африка имеет достаточно печальную историю, именно оттуда впервые стали увозить чернокожих людей в рабство в разные части света. Государства, которые располагались на этом континенте были отделены друг от друга различными природными барьерами: пустынями, горами, саваннами, джунглями. Еще до недавнего времени Африка в большей степени ассоциировалась с неграми, которых захватили в рабство. Другие ассоциации с этим континентом связаны с тропическими лесами и песчаными пустынями Сахары.
В конце концов Африке удалось освободиться от господства Запада. На африканском континенте так же стали появляться свои философы, поэты, деятели искусства, которые прославляли свою родину, говорили об ее большом культурном потенциале.
Восток и Запад представляют собой разные миры, и они вряд ли когда-нибудь сольются вместе. В сознании людей прочно укоренилось понятие того, что Восток сильно отличается от Запада. В чем же конкретно заключаются эти различия?
Во-первых, западная и восточная культуры отличаются по национальному духу. Ученые предполагали, что представители Запада имеют иной психологический склад нежели представители африканской культуры. На основе этого стала скалываться концепция негритюда - культурно-философская и идейно-политическая доктрина, теоретическую базу которой составляет концепция самобытности, самоценности и самодостаточности негроидной расы.
Одним из основоположников этой концепции был французский и сенегальский политик, поэт и философ Леопольд Седар Сенгор. В своих рассуждениях Сенгор развивал идеи о том, что негр в первую очередь является ребенком природы. Независимо от своего рода занятий, каждый негр имеет связь с природой. Он имеет доверительные отношения со всеми проявлениями природы. Для представителя африканской культуры большую роль играют следующие показатели: форма, цвет, звук, запах, тактильные ощущения. Об этом упоминает в своем произведении французский писатель, поэт и общественный деятель Эме Сезер:
Слава тем, кто ничего не изобрел,
Тем, кто ничего не открыл,
Тем, кто ничего не покорил,
А просто отдался объятию сущности каждой вещи,
Не ведающим о поверхности, но захваченным
Движением каждой вещи,
Заботящимся не о покорении мира, а об участии
В его игре.
В данном случае поэт так же противопоставляет африканца и европейца, слова «изобрел», «открыл», «покорил» относятся именно к представителям западной культуры.
Как считал Сенгор главное отличие африканцев от европейцев заключается в их чувственном восприятии мира.
Для европейца характерны:
- разум
- расчет
- потребление
- земное
- плотское
Для африканца характерны:
- ритм
- слияние
- уподобление
- возвышенное
- духовное
Именно отношение к внешнему миру различает европейцев и африканцев.
Европеец, начиная с античных времен представлял себя как деятельного человека, он отделял себя от окружающего мира. Все окружающие предметы он безжалостно познает и анализирует. Все что европеец сумел познать, он использует для своих практических целей. С точки зрения африканца европеец не имеет благоговейного отношения к жизни.
Африканцы же в свою очередь не отделяют себя от окружающего мира. Они не стараются проанализировать все то, что их окружает.
Еще одной отличительной чертой людей негритянской расы является их физиологическая чувствительность. Негр легко подвергается воздействию, например, ритма барабана. Ему для того чтобы понять, что он существует вовсе не нужны слова. Он легко может вжиться в «другого», для этого ему не обязательно о нем рассуждать. Танец занимает большое место в жизни африканских племен, при чем танцуют они чаще всего кого-то. Для африканца танцевать значит существовать.
Французский философ Ж.П. Сартс определял эмоциональное восприятие африканца как взволнованное отношение к миру. Для африканцев в процессе их межличностных контактов весьма распространены литания (приветствия в форме причитаний), к примеру, они могут использоваться в тех случаях, когда два друга или родственника не виделись длительное время, большое значение при этом имеет ритм и эмоциональность. Ритм природы не отделим от африканца. Он старается подстроить свое существование под этот ритм.
Особое значение музыки и танца в африканской культуре
Как уже было отмечено выше музыка и танцы занимают особое место в африканской культуре. Музыка африканской культуры включила в себя музыку таких стран как Бурунди, Кения, Руанда, Танзания, Уганда. Музыка является необъемлемой частью различных церемоний, ритуалов, обрядов и обыденной жизни. Музыкальное искусство Восточной Африки сформировалось благодаря контактам с различными культурами как Африки, так и Греции, и Индии. Для африканской культуры характерны в основном групповые танцы. В Западной Африке музыка нужна для осуществления практических задач. Люди считают, что по средствам музыки можно общаться с духами и силами природы, поэтому все напевы и мотивы имеют сакральное назначение.
Без музыки невозможно представить себе ни один семейный или общественный праздник в Африке. Особое положение в жизни африканца имеет погребальный обряд, он длится на протяжении нескольких месяцев, в этот период посредством использования барабанов, различных погремушек и дудок родственники покойного изгоняют из дома злых духов.
Определенные песни и танцы характерны и для обряда инициации. Часто во время этого действия люди надевают маски. Так же музыка является неотъемлемой частью коллективного труда.
Многие танцы африканцев направлены на воздействие на духов природы. Люди стараются в танце повторить повадки животных.
Все африканские культуры весьма разнообразны, создать их типологию весьма сложно, так как их развитие находятся в постоянной динамике.