В. И. Вернадский – один из ученых, интерес к творчеству которых с годами не только не снижается, но, напротив, постоянно возрастает. Мыслитель стал создателем многих научных направлений и дисциплин: геохимии, генетической минералогии, биогеохимии, метеоритики, космохимии, учений о ноосфере и биосфере, концепции о природных водах. Кроме того, ученый был одним из ярчайших представителей русского космизма.
Идеи русского космизма, представленные в трудах В. И. Вернадского
Отличительной характеристикой русской школы космизма выступает его конструктивный характер: Вернадский не просто созерцает мир, но и предлагает реальные пути выхода человечества из культурологического и цивилизационного кризиса, в котором оказалось человечество в начале прошлого столетия.
Основные идеи русского космизма в наиболее общем виде могут быть сведены к следующим:
- признание множественности форм разума и жизни во Вселенной;
- идеи бессмертия, воскрешения человека;
- идеи регуляции социальных и природных процессов;
- автотрофность будущего человечества.
Идея автотрофности как сущностная категория теории Вернадского
Как отмечает В. И. Вернадский, дальнейшая эволюция человечества будет протекать по линии автотрофности, по пути превращения человека в существа, независимые в питании от других существ. Принимая во внимание интенсивные темпы развития науки, ученый прогнозировал, что уже в ближайшие годы исследователям удастся решить задачи добычи пищу не от живых организмов.
Под автотрофами ученый понимает различные виды растений, сущность которых заключается в том, что они при помощи энергоинформационных, космических излучений сами строят свой организм.
Указанная специфика позволяет автотрофам не только кормиться самостоятельно, но и кормить других.
Соответственно, в процессе исторического развития человечеству следует превратиться в автотрофов, но автотрофов социального плана.
Мистические истоки процессов познания в трудах В. И. Вернадского
Кроме идей автотрофности в идейном наследии ученого огромное внимание уделяется изучению мистической природы познания. Выступая свидетелем трагических событий России 1917 года, ученый отмечал, что человечество переживает период крушения человеческой логики, что делает невозможным объяснение сущности человеческих поступков. Познание, таким образом, имеет мистическую природу, проявляется в:
- поэтическом, религиозном вдохновении,
- научных исканиях,
- философском мышлении,
- мистическом созерцании.
Вне зависимости от формы проявления любое познание направлено на постижение «вечного единого целого», которое открывается разными путями.
Подобное понимание познания позволило Вернадскому сделать вывод, что Homo sapiens не может являться венцом эволюции, завершением создания, поскольку он не обладает совершенным мыслительным аппаратом, соответственно, если человек выступает промежуточным звеном в длинной цепи существ, он обречен на дальнейшую эволюцию в природном и социальном планах, на превращение в homo spiritualis. Кроме того, ученый утверждал, что стремление к дальнейшей эволюции выступает имманентным стремлением человека, которое проявляется в разнообразных формах.
Реализация процесса познания может причинять человеку страдание или вызывать чувство, близкое к состоянию экстаза. Два кардинально противоположных состояния мысли в ситуации крайнего познавательного напряжения выявляют глубокую сущность разума: если мысль-страдание выступает инструментом разрушения отжившего, ветхого, ложного; мысль – экстаз позволяет личности приобщиться к чему-то, что ранее ему было неведомо.
Таким образом, в трудах В. И. Вернадского нашли свое яркое отражение идеи русского космизма, одной из центральных категорий которого выступает идея автотрофности, а также вера в дальнейшее развитие, эволюцию человека, основанную на мистической природе познания.