Актуальность проблемы исследования
Появление государства Золотой Орды датируется историками 1266 годом. В некоторых источникам встречаются более ранние сроки (1242 или 1243), но они не могут быть обоснованы в силу того, что в этот период Золотая Орда еще состояла в единой Монгольской империи.
Актуальность проблемы исследования и сохранения культурного наследия Золотой орды не вызывает споров. На протяжении веков Россия вбирала в себя множество неславянских элементов культуры. Наиболее значимыми для России ее истории и культуры считаются заимствования византийского, западного происхождения, а также восточного, которое, прежде всего, связывается с Золотой Ордой.
Наименее изученным в этом отношении является историческое и культурное наследие Золотой Орды (Улуса). Такое положение вещей обусловлено, в первую очередь, историческими и политическими особенностями развития государств, во вторую – методологической базой преподавания и изучения отечественной истории. Так, начиная с XIX века, при изучении истории Российской государственности пристальное внимание уделяется только развитию русского народа. Многонациональные элементы российской цивилизации полностью исключаются из сферы какой-либо исследовательской деятельности. Такой руссоцентризм в исторической науке умаляет влияние неславянского компонента на историю, культурное развития российской государственности в то время, когда это влияние весьма существенно и не вызывает сомнений.
Русские состояли в тесном взаимодействии с народностями, которые жили на соседних территориях – это восточные и южные государства. Для того чтобы выявить направления, понять степень их влияния, необходимо исследовать носителей иной культуры, т.е. те древние государства и народы, которые являлись соседями с Россией. Одним из самых крупных таких государств является Золотая Орда.
Степень изученности темы
Культура и быт такого государства как Золотая Орда до сих пор остается малоизученными. В основном, в научной литературе освещаются вопросы, связанные с политическими взаимоотношениями с этим государством: с войнами, с борьбой и противостоянием этому государству. При всем этом сама золотоордынская цивилизация осталась практически неосвещенной историками.
До 1950-х годов археологические исследования золотоордынской цивилизации были очень скудны и ограничивались лишь несколькими работами, проведенными в городах нижней Волги.
Только начиная с 1950 года, ученые-исследователи вплотную подошли к изучению Улуса Джучи (Золотой Орды). С 1959 года начинаются планомерные раскопки городов Золотой Орды. Раскопки производятся в Нижнем и Среднем Поволжье. Благодаря продуктивной работе исследователей удалось реконструировать золотоордынскую цивилизацию. В археологии возникло новое направление – золотоордынское. Большое значение для науки и культуры приобрели археологические исследования в Татарстане и Нижнем Поволжье.
Золотоордынская цивилизация в археологии
Археологические исследования памятников Иске-Казанского историко-культурного комплекса, находящегося в Высокогорском районе Республики Татарстан, пролили свет на быт и культуру золотоордынцев. Исследовалось Урматское поселение и Камаевское городище, а также мусульманское кладбище периода Средневековья. В ходе работ было выявлено, что Урматское поселение было средневековым городищем, располагающимся вдоль реки Урматки. Доказательством тому служат найденный охранительный вал, расположенный у правого берега реки. На юге поселения нашли остатки мусульманских захоронений, примерно соотносящихся с XVI веком.
Памятник Камаевское городище относится к раннему Средневековью. В процессе раскопок были выявлены укрепительные сооружения городища, как естественного, так и искусственного происхождения, и установлено, что крепость строилась в два этапа. Также в ходе раскопок были найдены предметы домашнего обихода, украшения, изделия из камня, металла.
Урматское поселение и Камаевское городище представляют собой уникальные памятники истории и культуры, хранящие в себе огромный потенциал для научного исследования и изучения истории и культуры народов Золотой Орды.
В Тюлячинском районе на сельском кладбище Нырсы были обнаружены надгробия, датированные XIV веком. На восток от кладбища располагалось поселение Золотой Орды. На этих территориях были найдены предметы из керамики и серебряная монета.
В Сабинском районе было обнаружены мусульманские надгробные плиты эпохи Средневековья, которое достаточно хорошо сохранились. Это позволило детально исследовать написанные на них тексты. Тексты были написаны на арабском и татарском языках с датировкой - 1088 г. Все эти находки указывают на традиции эпохи Казанского ханства.
Вблизи села Чуру-Барашево реки Улема сохранились остатки еще одного золотоордынского городища. Частично сохранились укрепительные сооружения городища: валы и рвы, местами разрушенные. Все находки, найденные в результате раскопок этой исторической местности, датируются исследователями XIII – XIV веками. Здесь найдены уникальные свидетельства о чугунолитейном производстве.
Это лишь малая часть памятников эпохи Золотой Орды, которые найдены и изучены.
Проблемы и перспективы золотоордынского археологического направления
Сегодня Татарстан как основная территория исторических находок древности располагает определенной научно-исследовательской базой, которая позволяет смотреть с надеждой в будущее. Это наличие исследовательских центров в Казани, Елабуге, Альметьевске, профессионалы-археологи, которые посвящают истории и археологии жизнь. Перспективы дальнейшего исследования золотоордынской цивилизации заключаются в увеличении масштабов деятельности не только в Заказанье. Необходимо расширить географию археологических раскопок, включив сюда Чувашию, Ульяновскую и Кировскую области. Также в задачи входит и детальное, подробнейшее изучение уже выявленных памятников золотоордынской культуры и истории, и обнародование данных, создавая музеи, музейные выставки и заповедники.