Характерные черты культуры Нового времени
Культура Нового времени – культура исторического периода, продолжавшегося с XVII по XIX век, и занимающего промежуточное положение между эпохой Средневековья и Новейшим периодом.
Особенности европейской культуры Нового времени определялись историческими условиями в которых формировалось мировоззрение человека XVII века:
- Великие географические открытия;
- зарождение экспериментальной науки как профессиональной деятельности;
- дальнейшее развитие капиталистического способа производства.
Благодаря Великим географическим открытиям существенно расширился кругозор европейцев, менялись представления людей о мироустройстве.
Большое влияние на мышление и повседневную жизнь людей оказало развитие науки и техники. XVII век – время первой научной революции, происходит отказ от геоцентрической системы мира, развивается механика, астрономия, математика. В отличие от умозрительной науки средневековья наука Нового времени основывается на экспериментальных данных.
Характерной чертой культуры Нового времени становится формирования механистической картины мира.
Механистическая картина мира – представление о мире как механизме, все составные элементы которого жёстко детерминированы и неизменны, а функционирование может быть описано при помощи законов механики.
Технические открытия положили начало развитию мануфактурного производства. в результате промышленного переворота аграрное средневековое общество трансформируется в индустриальное.
Культурное наследие эпохи Нового времени условно можно разделить на три группы:
- культурное наследие барокко;
- культурное наследие эпохи рококо;
- культурное наследие классицизма.
Таким образом, начало эпохи Нового времени ознаменовано складыванием новых экономических отношений, на смену феодализму приходит капитализм. Складывается новое понимание места и роли человека как «гражданина мира», формируются новые эстетические предпочтения.
Культурное наследие барокко и рококо
Барокко – художественный стиль для которого характерны контрастность и причудливость образов, внешнее величие, изысканность и пышность, слияние искусств.
Первыми художественными центрами барокко становится Италия и Фландрия, памятники культуры барокко в этих странах датируются 1600-1610 годами. К середине XVII века развиваются голландская, французская и испанская школы барокко.
Хронологические рамки барокко – конец XVI – середина XVIII века.
Основные виды культурного наследия барокко:
- дворцовые и парковые ансамбли;
- декоративная живопись;
- парадный портрет;
- светская и религиозная архитектура.
Впервые элементы барокко появились в творчестве великого итальянского художника, скульптура и архитектора Микеланджело.
К памятникам культурного наследия всемирного значения, находящихся под охраной ЮНЕСКО, относится церковь Сан-Паоло-фуори-ле-Мура в Риме, выполненная в стиле барокко.
Рисунок 1. Церковь Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Признаки архитектурных памятников в стиле барокко:
- подчёркнутая монументальность;
- сложность плана и линий фасада;
- широкое использование скульптуры, лепнины, декоративного оформления архитектурных элементов;
- колонны коринфского ордера.
К памятникам культурного наследия ЮНЕСКО отнесены ряд произведений архитектора Франческо Борромини (1599-1667): церковь Сан Карло алле Куаттро Фонтане в Риме; церковь Сант-Аньезе (1653-1657).
Рисунок 2. Сант-Аньезе-ин-Агоне, интерьер. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В Венеции к архитектуре барокко принадлежит такой памятник культурного наследия, как церковь Санта-Мария дел- ла Салюте, ставшая одним из символов города.
В Испании стиль барокко получил широкое распространение в архитектуре и живописи XVII в. к памятникам всемирного значения Нового времени относится исторический центр Саламанки; кафедральный собор в Севилье.
В начале XVIII века в искусстве Европы доминирует новый стиль, получивший название «рококо».
Рококо – направление в искусстве Нового времени. Характерные черты стиля рококо – использование изысканных орнаментов, мифологических сюжетов, декоративная нагруженность произведений.
Получил распространение во Франции в период правления Людовика XV. Художественные памятники стиля рококо связаны с именами А. Ватто, Ж.-О. Фрагонар, Ж.-Б. Лемуан, Г.Ж. Бофран.
Характерные черты стиля:
- отказ от ордерной системы в украшении фасадов;
- пышность, декоративность;
- применение зеркал, фарфора в оформлении интерьеров;
- мифологические и романтические сюжеты;
- использование в декоре таких обязательных элементов как лепные гирлянды раковин, цветов, экзотических растений, фантастических птиц и животных.
К всемирному культурному наследию отнесен такой яркий образец стиля рококо, как замок Шантийи в окрестностях Парижа
Рисунок 3. Замок Шантийи. Интерьер. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В стиле рококо оформлена часть интерьера Версальского дворца, относящегося к памятникам культурного наследия ЮНЕСКО, Французский павильон в Трианонском парке. Стиль рококо развивался до последней четверти XVIII века.
Классицизм Нового времени
Особое место среди культурного наследия Нового времени занимают памятники эпохи классицизма.
Классицизм – художественный стиль эпохи Нового времени для которого характерно обращение к эстетике античности как эталону гармонии, простоты и строгости.
Характерные черты стиля:
- чёткие геометрические формы и соблюдение принципов симметрии;
- следование античным канонам;
- сдержанность декоративного убранства,
- регулярная система планировки.
Памятники культурного наследия Нового времени эпохи классицизма это, прежде всего, сооружения светского характера: дворцы, дома, административные здания, университеты.
Принципы классицизма распространяются на градостроительство в целом, принося с собой геометрическую чёткость кварталов, улицы-линии, сходящиеся к площадям, в центре которых в обязательном порядке располагался какой-либо монумент.
К объектам культурного наследия Нового времени эпохи классицизма относятся дворец и парк Версаля; Дворец Палаццо Реале в Неаполе, дворец Аранхуэс в Испании, Бленхеймский замок в Великобритании.
Эпоха Нового времени оставила богатейшее культурное наследие общемирового характера, представленное памятниками религиозной и светской архитектуры, принципами градостроительства используемыми и в наши дни.