Культура – это человеческая деятельность в различных ее проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом умений и навыков.
Культура как абстракция
Под термином "культура" как под описательным понятием мы можем понимать общность результатов труда людей, например: книги, картины, скульптуры, язык, обычаи, религию, этику. Культуру понимают, как «совокупность реакций адаптации». Однако следует отметить, что далеко не все ученые согласны с таким определением конкретных явлений. Даже когда мы описываем культуру этими явлениями, она все так же не теряет своей абстракции. «Культурная черта» представляет собой «идеальный образец». В качестве объекта можно взять некий предмет, например, часы. Встретить два абсолютно одинаковых предмета не просто, все они будут иметь ряд отличий, от более существенных таких как цвет, форма, размер, до самых незначительных, царапины, потертости и так далее.
Культуру можно сравнить с банком. Точно так же все банки являются учреждениями, которые занимаются финансовыми операциями, та же и культуру можно представить, как общность определенных норм поведения. Достаточно привлекательным кажется определение понятия «культуры» как совокупности действий в широком понимании. В особенности эта мысль является привлекательной для того, кто наблюдает со стороны, а не является непосредственным участником культурного процесса. Для того, кто участвует в культурном действии, культура не вырежется словесно, более того она не подразумевает вербального подхода.
Культура не может существовать только из идей, это доказывает психология «культурно узаконенной иррациональности». Большую часть культуры сложно познать с помощью теории, однако следует отметить что роль чувственного начала в культуре постепенно увеличивается. Для объяснения этого феномена необходимо рассмотреть три разные категории:
- рациональную категорию
- иррациональную категорию
- категорию не являющеюся рациональной
Известный итальянский ученый XIX-XX веков Вильфредо Парето считал, что культура делится на несколько частей: «логичную», «нелогичную» и «внелогичную» - эта часть больше всех остальных. Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что под понятием «культура» следует понимать явные, подразумеваемые, рациональные, иррациональные, не являющиеся рациональными способы жизни, которые возникли исторически, существуют в любое время и являются регуляторами управления поведения людей. Культура существует в любой момент времени, так как она постоянно находится в процессе создания и разрушения.
Описание культуры в поведении человека
Как мы видим, культура является сложным комплексным понятием. Ученые-антропологи считают, что человек следует определенным нормам поведения, в случае нарушения этих норм следует некое наказание. Кроме того, неодобрение поведения так же находится в зоне некоторой модальности. Со стороны наблюдая за человеком может показаться, что он бессознательно следует некоторым «планам», которые запрещены или является не актуальными для «моральных норм».
Под конкретной культурой понимают исторически сложившуюся систему способов поведения человека, эта система имеет тенденцию быть разделенной для всех или же относиться к определённой группе. Особенное внимание в данном случае следует уделить понятию «тенденция». В прошлом ряд ученых заблуждаясь полагали, что изучение культуры помогает понять отдельных личностей. Исследования психологов доказали, что не следует считать какое-то происхождение общим для всех членов группы. Под «тенденцией» в данном случае подразумевается тот факт, что все люди думают, чувствуют и действует по-разному, а не по какому-то определённому «плану». Все люди берут во внимание эти «планы», однако применяют их все по-разному. На то как человек ведет себя влияет множество факторов: возраст, половая принадлежность, образование, социальный статус. Таким образом можно сказать, что общее участие является лишь тенденцией, а не фактом культуры.
Основания культуры являются одинаковыми не для всех членов общности, а для тех людей, которые играют одинаковую социальную роль. Однако данное положение не должно противоречить другому не менее важному положению: группы людей имеющие общую историю и называющие себя обществами, имеют общее преставление об окружающей действительности. Каждый человек в ходе своего существования подвержен влиянию общества.
Культура состоит из стандартных способов поведения, она представлена шаблонными реакциями, чувствами, иными словами все это называется стереотипами. Однако так же культура предполагает общность явлений, которые отличают одну культуру от другой. Получается, что некоторая общность людей бессознательно предполагает, что некоторая последовательность действий преследует за собой некоторую цель, после того как цель будет достигнута напряжение будет купировано или снижено. Для подобного рода общностей размышления будут бесполезны, так как для них жизнь в первую очередь это и есть сама цель, жизнь для них стихийна.
В этом случае следует сказать, что только некоторые культуры могут носить название единых систем. Большинство же культур представляют собой единство противоположных направлений. Однако даже в общностях, которые еще далеки от единства, можно заметить ряд элементов, которые является повторяющимися в различных ситуациях. В данном случае мы говорим об «абсолютной логике» и «логике чувств». Каждая культурная общность имеет уникальную структуру чувств, кроме того она имеет различные представления об окружающей действительности, эти различные представления служат разделительной чертой между чувствами и рациональностью. В данном случае можно сделать вывод, что «логика» всех народов будет примерно одинаковой, однако предпосылки ее формирования во всех случаях будут разными.