Общие замечания
Эпоха Просвещения занимает всего век в европейской истории ($XVII-XVIII$ вв.), однако ее значение очень велико, что подтверждают эпитеты «Век разума» и «Золотой век утопизма». Период прощания с феодализмом и развитием новой общественно-экономической формации в любом обществе связан с просвещением.
Просвещение видит свою задачу в просвещении всех слоев населения, а значит оно в основе своем демократично.
Донести свои идеи в воспитании и образовании просветители пытались буквально до каждого. Они были великими идеалистами, стремящимися построить идеальное общество на основах равенства и братства.
Как великая эпоха Просвещение имела свои ценности, которые стали базовыми на многие последующие эпохи. Можно говорить о социальных ценностях, научных и философских, художественных.
Социальные ценности эпохи
Социальные ценности эпохи Просвещения, в первую очередь, безусловно, связаны с идеями гуманизма, в основе которых лежало признание ценности каждого человека вне зависимости от происхождения, расовой принадлежности, благосостояния. Приверженцы этих идей осуждали социальное неравенство, выступали против эксплуатации человека человеком. В обществе были сильны антифеодальные настроения.
К социальным же ценностям следует отнести и веру в возможность построить идеальное общество. Просветители свято верили в то, что воспитанием и соответствующим гуманным образованием, возможно изменить среду, формирующую личность, и построить идеальное общество. Столько произведений об этом не рождала ни одна другая эпоха. Приверженцы просвещения ратовали за просвещенный абсолютизм, т.е. монархи должны заботиться об образовании масс.
Просветители критиковали церковь, критически относились к общепринятым духовным и интеллектуальным ценностям, которые по-прежнему находились под сильным влиянием религиозной доктрины.
Научные ценности Просвещения
В данном случае под понятием "научные ценности" подразумеваются не конкретные научные достижения, хотя это время расцвета математики и естественных наук, а то, что наука выходит из узкого круга ученых и становится, наряду с философией и религией, предметом обсуждения в модных светских салонах. Литераторы, ученые, публицисты стараются доступно донести до масс научные достижения. В качестве примера можно привести французскую энциклопедию Д. Дидро. Недаром эту эпоху называют «Веком разума».
Интерес к науке обусловлен рационализмом, под которым просветители понимали то, что только с помощью разума человек может постичь законы природы. Они считали, что необходимо строить общество рационально, а люди должны действовать разумно.
Художественная культура Просвещения
В первую очередь, следует отметить так называемую светскость этого вида культуры. Это означает, что из всех сфер – живопись, архитектура, литература вытесняются религиозные начала. Безусловно, такое явление связано с тем, что просветители критиковали религию и ставили разум выше нее.
В этот период впервые в архитектуре светское зодчество впервые берет верх над церковным, храмовым. В литературе развивается жанр «философский роман». Идеи построения идеального общества нашли в нем свое отражение.
Главный герой – это, как правило, интеллектуал, часто деятеля искусства или науки, стремящийся изменить мир. Часто в уста такого персонажа идеи автора по переустройству мира, а переписка героев служит для обсуждения проблем экономики, эстетики, религии и церкви, политики, педагогики и др. В своих произведениях просветители пропагандируют необходимость чтения книг и получения образования. Имена, с которыми связаны литературные достижения эпохи, это:
- Дени Дидро,
- Жан-Жак Руссо,
- Оливер Голдсмит,
- М. Ломоносов,
- и многие другие.
Салоны – это новый вид связей искусства и общества. Они играли важную роль в жизни интеллектуальной элиты, а так же являлись местом, где дискутировали по важным государственным вопросам.