Первая фаза русской культуры
Первая фаза русской культуры – Языческая Русь, длившаяся почти три тысячи лет: культура Древней Руси – культура, существующая с момента образования государства до татаро-монгольского завоевания.
Языческая религия являлась фундаментом, на котором оформилась и построилась вся культура восточных славян, поскольку с помощью нее осваивался и познавался окружающий мир.
- Для человека, живущего в языческой, мифологической картине мира, характерно было обожествлять природу, покланяться Матери природе, солнцу, ветру, дождю.
- Второй этап развития славянской языческой культуры длился дольше всех остальных и заключался в культе предков, когда чтили творца Вселенной и Рожаниц – богинь плодородия.
- Последний период активного язычества на Руси относится к $10$ веку, когда славяне поклонялись Перуну – Богу Богов и Белесу – богу богатства и торговли. Активно развивалось языческое обрядность, в которую входили различные виды искусства: пышные ритуальные поклонения идолам, резьба по камню и дереву, древнеславянский фольклор, сказки и сказания.
С крещением Руси языческая культура начала изгоняться и исчезать.
Вторая фаза русской культуры
Вторая фаза русской культуры начинается с принятия христианства.
-
Период правления династии Рюриковичей ($9 – 16$ века).
Развитие государственности и русской культуры. Формирование и становление двух крупнейших центров государства – Киева и Москвы, которые в дальнейшем определяли тенденцию и развитие культуры, государственности, политики, экономики. Этот период можно назвать допетровским.
Основной культурной доминантой этого периода считается провосточная ориентация культуры и искусства, доминанта Византийского образца и стандарта.
Замечание 2Религиозное искусство становится ведущей областью, в которой сформировалась художественная мысль и проявился национальный гений русской культурной традиции. Православный период русской культуры. Византийская культура, формировавшаяся в условиях христианской религии.
После крещения Руси в $988$ году, когда христианство становится официальной религией государства, начинается активная фаза развития литературы, философии, языка, архитектуры, политики, образования.
Принятие христианства принесло с собой множество реформ, на Руси начинают создаваться школы, библиотеки, которые повлияли на становление и формирование грамотности населения. Православные монахи Кирилл и Мефодий в $10$ веке создают первый русский алфавит. Происходит распространение образованности не только в правящих слоях общества: духовенстве, нати, образование становится доступным для остальных сословий: ремесленников, купцов, которые пользовались им в повседневной жизни.
-
Период татаро-монгольского нашествия.
Во время татаро-монгольского ига $13−15$ вв. отмечают $2$ момента развития культуры:
- С $1240$-го года до середины $14$ века. Данный этап знаменуется существенным упадком всех областей культуры
- Вторая половина $14$ века – возрождение культуры, которое характеризуется подъемом национального самосознания, восстановлением культурной традиции.
В первые десятилетия татаро-монгольского ига культура и искусство пребывали в состоянии шока. Деревянное зодчество этого периода было максимально разрушено и не сохранилось в своём виде в наше время.
Ремесленное дело тоже терпит на себе последствия завоеваний и перестает служить своим целям или приостановааетт свое развитие на десятилетия, такие виды прикладного искусства как перегородчатая эмаль, чернь, резьба по камню и дереву, стеклоделие были заброшены, а какие-то техники утеряны.
Замечание 3Но не смотря на все тяжести, которые принесли с собой завоеватели, культура Руси смогла трансформироваться и развиваться в различных направлениях.
Героическая и отважная борьба народа от узурпаторов помогла русской культуре справиться с трудностями и сформировать русское национальное самосознание, которое нацелилось на путь освобождения, объединения.
-
Постордынский период культуры Руси.
Татаро-монгольское нашествие принесло культуре Руси значительный ущерб. Разобщенность русских князей и земель отрицательно сказалась на развитии материальных и культурных ценностей этого перирда, что способствовало быстрому захвату территорий.
Ордынское нашествие повлило на развитие русского государства на фоне передовых стран Запада, нарушились торговые и культурные связи.
Но вместе с тем татаро-монгольское завоевание принесло с собой осознание необходимости оьъединиться.
Замечание 4К $15–16$ веку данный процесс пришёл к своему завершению. Зависимость от Орды сходила на нет. Начинается формирование централизованного, сильного государства.
Москва становится культурным, политическим и экономическим центром, вокруг которого начинает образовываться государство. Этот процесс заметно отразилось на всех областях культуры.
Активно начинается строительство и восстановление городов, восстанавливается цикл культурного развития, вспоминаются традиции и зарождаются новшества.
-
Период правления династии Романовых ($1613 – 1917$).
Санкт-Петербург и Москва выступают основными культурными центрами государства, задавая тем самым вектор развития и стиль русского искусства и художественной культуры.
Петровская Эпоха и реформы Петра Великого повернули развитие страны в сторону Запада,ориентируясь на западные каноны. Европа становится главным источником культурного заимствования для России.
- Светское искусство становится передовым во всей русской культуре. К концу $17$-го века начинается период Просвещения культуры и страны благодаря политике Петра $1$.
- Культурно-исторический процесс этого времени отмечается распадом религиозного мировоззрения и восходом светской культуры. Культура начинает обмирщаться, отходить от церковных традиций, обретая гражданские черты.
-
Период до и после Великой Октябрьской революции, свержение династии Романовых.
Москва становится основным культурным и политическим центром. Ни Запад ни Восток не являются на этом этапе примером для подражание. Культурная мысль занимается поиском самоидентичности, оригинального и своеобразного пути развития.
Русская культура первой трети $20$-го века имела название культура «серебряного» века, который сравнивался с «золотым» пушкинским веком. К основному направлению «русского Ренессанса» $20$-го века относится символизм, который был представлен как новая форма романтизма, подразумевавший под собой искания духовного характера, обращенного к мистике, к ожиданию особых, значимых, трагических событий.
Революция $1917$ года была знаменательным событием для государства в общем, и для всей русской художественной культуры в частности. Представители художественной культуры и интеллигенции поделились на $2$ части. Часть из них с радостью и воодушевлением приняла революцию и все ее плоды, веря в грядущее обновление России и вкладывая силы в развитие этой цели, во благо революционному делу.
Другая же ее часть с презрением и негативом отнеслась к происходящим делам в государстве, отрицательно отнеслась и к большевистской власти и к тому, какие задачи она ставила перед страной и культурой.
В в новом постреволюционном советском обществе художественная культура наполнилась новаторством и экспериментаторством. Творцы первого десятилетия советской страны занимались поиском новых художественных форм и средств, которые были бы наполнены революционным художественным духом.
С одной стороны, это десятилетие источником своего вдохновения рассматривало культуру и традиции «серебряного века», с другой стороны, в духе революции, имело стремление к отречению от всего дореволюционного, от классических и эстетических канонов, ориентируясь на тематическую и сюжетную новизну.