Хельмут Плеснер – ($1892 – 1985$) немецкий философ, социолог, основоположник философской антропологии, был учеником Виндельбанда, Э. Ласка, Х. Дриша, Э.Гуссерля.
Биография
В $1926$ году был приват-доцентом в Кёльнском университете. После прихода к власти нацистов, Плеснер был отстранён от преподавания, вынужден был переехать в Голландию, преподавал в университете Гронингена в период $1946$ – $1952$.
В $1952$ году вернулся на родину, преподавал на кафедре социологии в университете Геттенгена. С $1962$ по $1963$ преподавал в Нью-Йорке.
Основные произведения
- «Единство чувств»
- «Границы общности».
- «Ступени органического и человека».
- «Власть и человеческая природа».
- «Смех и плач. Исследование границ человеческого поведения».
- «Антропология чувств».
- «Попытка философской антропологии с исторической точки зрения».
- «К антропологии зрелища».
- «Опоздавшая нация».
- «По ту сторону утопии».
Концепция культуры
Свою концепцию культуры Плеснер строит на основе собственных представлений о философской антропологии. Философская антропология Плеснера строится на феноменах эксцентричности и идеи дистанции.
Он выдвигает свою «философию жизни» в качестве феноменологического описания «ступеней органического». В этом смысле всё живое будет отличаться от неживого тем, что само в состоянии определить свои границы и полалать себя внутри этих границ. Таким образом, основной характеристикой живого, по Плеснеру, полагание или позиционность. Следуя традициям, Плеснер выделяет три организации:
- Растительную
- Животную
- Человеческую
Более низкая организация в предельном осуществлении открывает путь более высокой форме. Животные, в отличие от растений, косвенно включается в окружающий мир. В них имеются органы, которые взаимодействуют со средой и внутренние органы. Для этого нужен центр, который будет пролагать их взаимоотношения. Таким образом, животное имеет центрическую позициональность. Центр, в этом случае, находится на какой-то дистанции от животного, поэтому он не способен осознать себя как центр. Для этого необходим «необъективируемый полюс субъекта», «зашедшее за себя Я» или другими словами – «эксцентрическая позициональность».
Эксцентрическая позициональность – это основная черта человека. Поэтому человек «поставлен на ничто», находясь вне всякого наличного бытия. Эксцентричность человека позволяет ему дистанцироваться от своего существования.
Философская антропология
Из этого Плеснер выводит свой основной антропологические законы:
- Закон естественной искусственности
- Закон опосредованной непосредственности
- Закон утопического местоположения
Закон естественной искусственности говорит о том, что человек должен уравновесить свою «поставленность на ничто» с помощью результатов своей квазиприродной деятельности.
Закон опосредованной непосредственности. В этом законе эксцентричность сказывается в том, что человек понимает своё сознание действительности, осознаёт, что все объективное является таким только для сознания, тем самым разочаровываясь в его непосредственности.
Закон утопического местоположения. В этом законе Плеснер формирует положение о том, что человеку нужно идея основы мира, вместе с желанием отрицать абсолютное.
Человек считается психофизическим лицом, являя себя в качестве тела, внутреннего мира и вне тела на эксцентрической позиции. В силу своей эксцентричности человеку необходимо различить в себе индивидуальное и всеобщее Я.
Необходимо выйти из сферы единичного в сферу – мы, чтобы смотреть на себя и на других. Это совместный мир, дух то есть социальность, самовыражение, что является сутью его антропологии.
На этом основывается трактовка культуры. Устремление к нереальному, по Плеснеру, является специфически человеческим. Без ирреальных норм человек не может существовать.