Сюрреализм – авангардистское течение прошлого столетия, зародившееся во Франции, которое проявилось в живописи, литературе, кинематографе, театре.
Впоследствии сюрреализм распространился на большинство стран мира.
Появление художественного направления было обусловлено системным социальным и мировоззренческим кризисом конца $XIX$ – начала $XX$ вв. Типологически явление выступает своеобразным протестом против позитивистской культуры.
Философия сюрреализма
Основателем и первым теоретиком художественного направления выступает А. Бретон, в работах которого представлено качественно новое понимание сущности искусства, его предназначения и сущности. В своих работах Бретон акцентирует внимание на проявлениях бессознательного в искусстве, понимая творчество как стремление материализовать бессознательное, объективировать иррациональное.
Новый творческий метод понимается как «чистый психический автоматизм», при помощи которого осуществляется подлинное функционирование мысли. Другими словами, предназначение искусства заключается не в отображении или имитации объективно существующей реальности, но в установлении контактов с областью структур бессознательного, с «высшей реальностью».
Сюрреализм провозглашает полную свободу творчества, отрицая необходимость любых контактов с окружающей действительностью, внешним миром, подвергая сомнениям и переосмыслению какую-либо эстетическую ангажированность, любые каноны, нормы и требования к произведениям искусства. Творчество, таким образом, становится ближе к художественной интуиции, чем к сфере точного знания.
Способы «пересмотра мира» в сюрреализме
Выступая продолжателем дадаизма, сюрреализм стремится к разрушению основ мира, его фундаментальных категорий. Основными способами «пересмотра» существующего мира и создания нового выступают следующие:
- Профанация ценностей традиционной культуры;
- Переосмысление существующих и установка новых связей между феноменами, явлениями, процессами реальности;
- Попытки «ясновидческого» проникновения в сущность бытия, понимание экзистенциального смысла существования;
- Доведение иррационального, чувственного познания до степени, позволяющей ему обрести проницательность разума.
Типы сюрреалистических произведений
В зависимости от способов «пересмотра мира» выделяют несколько основных групп произведений данного художественного направления:
- К первой группе относят произведения, которые отличаются поэтическим архаизмом, представляют человека, не разделяющего новых сюрреалистических, авангардных представлений, грубо окарикатуренным, в виде «античеловека», «антиличности»;
- Главной функцией второй группы произведения является переосмысление, ревизия взаимосвязей между феноменами, явлениями, процессами существующей реальности. Главной особенностью произведений данной группы являются новые инновационные, непредсказуемые смыслопорождения, семантические конструкции, возникающие в результате разрушения существующих логических связей, их подмены символическими, ассоциативными взаимодействиями;
- Произведения третьей группы, по своей сути, представляют собой мистически окрашенные дискурсы, сновидения, отраженные в творчестве. Главной особенностью произведений данной группы выступает репрезентация, реконструкция истинного облика мира, освобожденного от шаблонов рецепции, канонов, нормативов, навязанных рациональным, обусловленных разумом.
Таким образом, сюрреализм представляет собой уникальный художественный метод, направление искусства, основанное на чувственном, интуитивном, иррациональном познании мира и личности. Течение характеризуется ярко выраженной антропологической направленностью, гуманитарной сущностью, что обуславливает его огромное влияние на развитие искусства, формирование гуманитарной составляющей современной культурной модели.