В начале прошлого столетия мир обнаружил себя намного более сложным и противоречивым, чем это казалось раньше. Кризисная, переломная эпоха на рубеже столетий спровоцировала радикальные трансформации мировосприятия, мироощущения, смену мировоззренческой парадигмы, которые нашли свою репрезентацию в художественной картине мира, в обновленных эстетических концепциях, философских теориях.
Подходы к пониманию футуризма
По отношению к прежнему позитивистскому мировосприятию, мироощущение человечества в преддверии трагических событий начала минувшего столетия характеризовалось негармонизированностью, энтропийностью, хаотичностью, высокой степенью динамичности и изменчивости. Одним из средств воплощения нового мировосприятия стал футуризм.
Футуризм представляет собой художественное авангардистское течение, зародившееся в начале прошлого столетия и наиболее ярко проявившееся в Италии и России.
Итальянский футуризм
Зарождение художественного направления относят к 1909 году, когда в газете «Фигаро» был опубликован «Манифест футуризма» Т Маринетти. Манифест был обращен к молодым итальянским деятелям искусства, выступал призывом отрицания всех духовно-культурных ценностей прошлых столетий.
Устаревшими были объявлены уважение к человеческой личности, жалость и романтическая любовь. Все подвергалось переосмыслению, новой оценке с позиций новых условий социально-природной окружающей среды, стремительно меняющейся под влиянием новейших достижений науки и техники.
Футуристы превозносили технические достижения, указывая на то, что они меняют саму психику человека, выдвигая на первый план:
- мобильность,
- активность,
- динамику,
- энергетику,
- скорость.
Технические новинки зачастую выступали главным объектом изображения в рамках футуристических произведений.
Философия футуризма
На становление художественного метода огромное влияние оказали идеи Ф. Ницше и его культа «сверхчеловека», а также учение А. Бергсона, провозглашавшее гимн героизму и силе, всемогущему, но бездушному, жестокому и циничному человеку Новой эпохи. Новый человек должен был создать и новый мир, очистить его от «рухляди» при помощи войн и революций. В 20х годах многие итальянские футуризмы с восторгом восприняли становление фашистского режима, который воспринимали как средство создания нового мира.
В философии футуризма представлено своеобразное понимание свободы слова, которая интерпретировалась как возможность не столько свободно выражать смысл, семантику при помощи слов, сколько как возможность дать слову управлять своим смыслом. В результате подобного понимания произведения насыщались многочисленными языковыми играми, математическими символами, звукоподражаниями, коллажами, играми шрифтами, призванными разрушить традиционную однозначную взаимосвязь слова и его смысла, создать обновленные современные смыслы, которые не могут быть выражены посредством слов.
В скульптуре и живописи влияние футуризма нашло свое отражение в многочисленных открытиях и течениях. К примеру, Боччони в процессе создания своих скульптур использовал многочисленные материалы (дерево, стекло, кожу, одежду, зеркала, картон, электрические лампочки и пр.), заложив основы поп-арта.
Балла в своем стремлении к синтезу цвета, звука, движения и пластической формы стал основателем позднейших синтетических видов искусства.
Футуристы уделяли огромное внимание наличию прямого контакта, обратной связи с аудиторией, вовлекая реципиентов в процесс взаимодействия, превращая их в активных участников творческого процесса.
Таким образом, несмотря на противоречивость позиций футуризмов, они привнесли в искусство качественно новое понимание его смысла, форм и методов, которые обусловили дальнейшее развитие искусства прошлого века.