Прошлое столетие стало периодом кардинальных изменений европейской культуры, временем ломки прежних устоявшихся стереотипов в ситуации отсутствия новых интенций дальнейшего развития. Одной из приоритетных характеристик европейской культуры $XX$ века выступает ее кризисность, ощущение переходности эпохи, зародившееся на сломе $XIX$ - $XX$ столетий и продолжающееся по сегодняшний день.
Кризисные явления европейской культуры начала XX века
В начале прошлого столетия, по словам О. Шпенглера, европейская культура оказалась в ситуации исторического стыка времен, в ситуации кризиса самой истории, угрожающей существованию культуры. Его концепция «заката Европы» наиболее ярко отражает взгляды, идеи, господствующие в массовом сознании, предчувствие трагических событий, с которыми вскоре придется столкнуться человечеству.
Причины кризисной ситуации исследователи видят в следующих факторах:
- эмансипация масс, разрушение сословного устройства общества;
- индустриальный капитализм;
- распространение идеологий;
- развитие науки и техники, в том числе, военной;
- обрушение статуса гуманитарного знания.
Следствием негативного влияния указанных факторов стало то, что $XX$ век прошел в перманентном состоянии войны – «двух» горячих и одной «холодной». Кроме того, несмотря на трагические события, причины кризисных явлений были не только не устранены, но, наоборот, появились качественно новые угрозы, которые поставили человечество на грань уничтожения как биологического вида.
Культурные течения XX века
Для культурных течений пошлого столетия характерно отрицание достижений предшествующей традиции, отказ руководствоваться ее нормами, стремление к деконструкции, демонтажу всех устоявшихся социально-политических институтов, посткризисное видение ситуации.
В прошлом веке основным формами существования культуры стали массовая и элитарная, осуществилось разграничение, раннее отсутствующее. Анализируя ценностную направленность массовых культурных движений можно явственно различить два импульса: новаторско - поисковый и нигилистически-разрушительный.
В них явственно отражается пафос отрицания форм, правил, доктрин.
Массовые культурные движения представляют собой своеобразный бунт против утилитаризма, буржуазной рассудочности, общепринятого поведения. По своей сути культурные течения прошлого столетия стали отражением бунта против капиталистический цивилизации как таковой.
Представители культурных движений прошлого столетия полностью отказывались от любых законнических и религиозных догм морали, акцентируя внимание лишь на личном экзистенциальном опыте, спонтанных импульсивных действиях.
Основные характеристики культурных движений прошлого столетия
В качестве основных характеристик культурных движений можно выделить следующие:
- обращение массового сознания к древним нерационалистическим, нехристианским формам духовного опыта, ориентация на природное, человеческое, телесное начало личности;
- отношение к существующей культуре как к отжившей, прошлой, утратившей собственную актуальность;
- признание неистинности и репрессивности истин, канонов и норм, утверждаемых современной культурой;
- отношение к духовным и социальным нормам как к кандалам, которые сковывают субъективность и искажают объективную реальность;
- борьба с идолами сознания, социальными химерами;
- демонтаж, разлом, деструкция прежней нормативно-смысловой системы;
- поиск новой системы аксиологических модусов, направленности и ориентиров приложения личностных усилий, обновленной позиции личности по отношению к миру, новых способов коммуникации, самовыражения.
Таким образом, европейская культура прошлого века стала качественно новым феноменом, ознаменовав становление новой эпохи Постмодерна, одной из сущностных характеристик которой выступает отказ от традиции, достижений цивилизации, накопленных на протяжении исторического развития человечества.