Постимпрессионизм представляет собой художественное направление, условное собирательное название основных направлений европейского искусства конца $XIX$ – начала $XX$ столетия.
История зарождения постимпрессионизма
Возникновение данного художественного направления связано с кризисом импрессионизма в конце $XIX$ столетия, когда в 1886 году состоялась первая выставка импрессионистов, на которой были представлены первые работы постимпрессионистов.
Некоторое время оба направления существовали параллельно, причем, постимпрессионизм активно заимствовал отдельные принципы импрессионизма.
Отличия постимпрессионизма от импрессионизма
Художники-постимпрессионисты искали новые методы и средства выразительности. В своем стремлении преодолеть эмпиризм художественного мышления постимпрессионисты отказались от стремления импрессионистов изображать сиюминутность (впечатление), старались осмысливать и передавать длительные состояния окружающего мира, отображали сущностные состояния материальной и духовной жизни.
В рамках постимпрессионизма возрос интерес символическим, философским началам искусства, к выработке устойчивых идейно-нравственных аксиологических модусов. Художественное направление отражало новые представления о динамичности социальной среды и подвижности внутреннего мира личности.
Постимпрессионисты пошли дальше импрессионистов в экспериментировании с цветами, формами, линиями, которые стали выразителями индивидуальности художника, его мыслей и чувств. Представители данного направления полностью отрицали догмы, каноны, формы академического искусства.
Вместе с тем, следует отметить, что постимпрессионисты не были объединены ни общей школой, ни общим методом, ни общей программой. Художники постоянно занимались поиском новых форм, методов и средств повышения выразительности, что привело к возникновению многочисленных направлений, впоследствии объединенных термином «постимпрессионизм».
Поль Сезанн как яркий представитель постимпрессионизма
Одним из выдающихся представителей данного художественного течения, наряду с В. ван Гогом и П. Гогеном, является П. Сезанн, заслуга которого заключается не только в создании уникальных произведений живописи, ставших частью мирового культурного наследия, но и обосновании нового художественного метода, обновленного понимания сущности искусства.
Под искусством Сезанн понимает не просто совокупность способов и методов изображения, не абстрактные рассуждения о красоте, но метод познания действительности. Выразительность как самоцель, выразительность ради самой выразительности, использование определенных форм, методов исключительно ради повышения экспрессивности изображения противоречило взглядам постимпрессиониста. Главную задачу художник видит не в изображении краткосрочных впечатлений, но в глубоком изучении действительности; живопись выступала для Сезанна не столько искусством, сколько инструментом познания реального мира.
Произведения Сезанна характеризуются предельным лаконизмом выражения, пуританской строгостью и простотой. Каждый образ, каждое явление подчиняется замыслу художника, чувству общности, целиком оправдано. В то же время, все полотна несут на себе отпечаток индивидуальности автора, наполнены внутренней энергией и противоречиями.
В процессе совершенствования собственного стиля Сезанн стремился примирить классическое и современное, строгие каноны и максимально полную свободу самовыражения творческой личности, в результате чего сформировался индивидуальный авторский стиль художника, выступающий ярким отражением философии постимпрессионизма.
Таким образом, постимпрессионизм выступает термином, объединяющим совокупность художественных направлений конца $XIX$ – начала $XX$ столетия, отражающих искания новых форм, средств искусства выдающимися художниками и творцами.