Элиас Канетти – ($1905 – 1994$) – австрийский, болгарский писатель, нобелевский лауреат, культуролог, драматург, мыслитель.
В $1924$ году в Вене Канетти изучал химию. Во время обучения он интересуется философией и литературой. Вступив в венский литературный кружок, Канетти пишет свои собственные произведения.
В Вене Канетти посещал лекции Карла Клауса, выдающегося писателя-сатирика, художественного критика, известного общественного и культурного деятеля $20$ века. В этот период Канетти занимается сбором материалов, чтобы исследовать феномен толпы.
Масса и власть
«Ослепление» - произведение, которое принесло Канетти нобелевскую премию по литературе, является его лучшим трудом. Канетти продолжает традицию Ф. Кафки, рассматривая жизнь Европы после Первой мировой войны в качестве абсурда, где царит торжество сумасшествия.
В «Ослеплении» Канетти раскрывает ключевой предмет своего интереса – массу и общество. К $1962$ году выходит другое его произведение-исследование «Масса и власть».
В этой работе Канетти, основываясь на социальной антропологии, раскрыл базовые формы массы:
- Закрытая масса
- Открытая масса
- Кольцо
- Массовый кристалл
Канетти раскрывает и анализирует истоки властных отношений и как они связаны с фундаментальными явлениями природы человека – с питанием, ощущениями, со страхом смерти.
Интерес Канетти заключается в том, чтобы понять каким образом масса подчиняется ее руководителю. Пользуясь фрейдовским методом, Канетти проводит анализ и предлагает установить взаимосвязь руководства и паранойи.
Тема масс, поднимавшаяся в трудах Ортега-и-Гассета, Ницше, Ле Бона, Фрейда, в социально-философском и культурологическом произведении Канетти раскрывается в другом оригинальном свете.
Исследование феномена массы
Начальный феномен массы основывается на преодолении страха прикосновения. Человек боится и избегает прикосновения окружающих, держась от них на расстоянии. Находясь в массе, человек теряет этот страх перед прикосновением, дистанция между людьми ликвидируется. Это процесс психологической разрядки. Находясь в массе человек равен другому человеку. У массы своя жизнь, это целостное и единое существо с особенными закономерностями.
Хотя произведение Канетти является весьма актуальной и эрудированной, оно не имеет статуса академического исследования, это записи человека, который располагается за пределами общества, наблюдает и исследует феномен толпы и манипуляции с толпой. Данная работа имеет большое значение для анализа появления движений в Европе. Это делает ее актуальной и сегодня, чтобы понять психологию общества с авторитарной властью.
Интерес к изучению этого феномена появился во время Первой мировой войны и всеобщего экстаза от происходящего. Это побуждает Канетти описать исторические корни масс. Не занимаясь критикой и характеристикой 20-го века, он отмечает архетипическую структуру взаимодействия власти и массы. Современная ситуация становится в этом случае лишь частным примером общего закономерного процесса, который справедлив для всех исторических эпох.
Взаимоотношение массы и власти «в силовом поле смерти»
Свое личное отношение к власти Канетти выразил в публицистических, афористических и художественных произведениях, называя власть интеллектуальным анархизмом. Власть понимается как нечто смертоносное и отвратительное.
Борьба с властью – это борьба со смертью. Это призыв к гуманизму в обществе. Но трагизм в этом призыве заключается в том, что мир сам по себе антигуманен по своему устройству, как замечает Канетти.