Ахиезер Александр Самуилович (1929 - 2007), российский культуролог, социолог, политолог и философ
Коротко о становлении А.С.Ахиезера
Прежде чем прийти в философию и культурологию, а случилось это уже в 1991 году, Александр Самойлович закончил в 1953 году Московский Государственный экономический институт Госплана СССР и проработал на руководящих должностях в учреждениях, связанных с финансовым планированием. Параллельно он заканчивает факультет по математическим методам планирования Московского инженерно-экономического института, затем защищает кандидатскую диссертацию по специальности «народнохозяйственное планирование». Следующие кандидатская и докторская диссертации уже по философии. Двадцать лет он отдает Институту международного рабочего движения АН СССР. А с 1991 года служит в Центре демографии и экологии. По свидетельству его коллег, где бы он ни работал, везде исследование тем поднималось на качественно новый уровень.
Но главной научной темой, которую Александр Самуилович разрабатывал с середины 70-х годов, была история развития России. В 1982 году спецслужбы при обыске изъяли все материалы. Пришлось восстанавливать. По результатам исследований была написана знаменитая монография «Россия: критика исторического опыта» в трех томах, ставшая бестселлером интеллектуальной мысли. Первый том вышел как раз в 1991 году, когда все были опьянены свободой, и непонятно было, что впереди, а в книге уже все было описано: и причины распада великой страны, и ее будущее. Монографию живо обсуждали все – ученые, журналисты, студенты. Автора приглашали на телевидение для участия во множестве круглых столов, ее комментировали в разных журналах.
Круг научных интересов А.С.Ахиезера
Вопросы, волновавшие ученого, в первую очередь касались развития социокультурной теории и методологии анализа динамики общества. В своем методе А. Ахиезер объединил социологию и культурологию. Еще одна проблема, которую он изучал – это особенность мыслительного процесса человека русского менталитета. В научный оборот им введены понятия «инверсия» и «медиация» как способы движения мысли между полюсами дуальной оппозиции, свойственной противоречивости мыслительного процесса русских. Так же Александр Самуилович выдвинул и обосновал теорию циклического развития России. Ученый говорит о так называемом маятниковом развитии циклов на всем протяжении существования государства от Киевской Руси до наших дней. А. Ахиезер вскрыл природу не только раскола русской культуры и общества, но и механизм приспособления ее к расколу. Ее ученый назвал «исторической ловушкой». На основе социокультурной методологии культуролог предсказал логику и время распада Советского Союза.
Кроме того, Александр Самуилович создал типологию нравственных идеалов. По А. Ахиезеру, в российской культуре выделяются следующие нравственные типы:
- вечевой (соборный, авторитарный),
- утилитарный (умеренный утилитаризм, развитый утилитаризм),
- либеральный, «нравственный гибрид».
А так как ученый считал, что социокультурное развитие происходит по спирали, то в течение одной стадии преобладающий нравственный идеал проходит через этапы: «авторитарный идеал», «идеал всеобщего согласия» и т. д.
У Александра Самуиловича было огромное желание донести свои мысли до всех и в 2005 году выходит его еще одна монография «История России: конец или новое начало?», которая написана более понятным языком, с системным анализом исторического пути и социокультурной динамики России.
А. Ахиезер работал на острие социокультурных проблем, многие из которых не оценены по достоинству и до сегодняшнего дня.