Социальные и биологические начала личности
Для полного понимания и более точного рассмотрения темы стоит сказать, что человек имеет социальную сущность, но при этом биологические признаки не исчезают, а составляют биологическую основу. Это отражается в нашей анатомии и физиологии, в протекании нервно-мозговых, электрических, химических и других процессов. Отметим, что есть ряд признаков, которые характерны для человека по причине наличия биологической основы – это стремление к продолжению рода, различие по возрасту и полу, потребность в питании, дыхании и сне, наследственность, наличие рефлексов и инстинктов, стереоскопическое зрение, схожее внутреннее строение организма, умение приспосабливаться к разным условиям окружающей среды.
Однако существует ряд очеловеченных биологических особенностей человека, сформировавшихся под влиянием социального способа существования. Они отличают его от животных. К ним относится наличие:
- характера;
- воображения;
- памяти;
- мышления;
- эмоций;
- морально-психологических качеств;
- высокоразвитого речевого аппарата;
- сложного и особого строения рук;
- способности к мелкой моторике.
Отметим, что все это сугубо физические и психические факторы косвенно затрагивают его социальные особенности.
Итак, человеку необходимо общество, соответственно его биологические особенности требуют социального проявления. В частности, развитый речевой аппарат говорит о том, что человек может произносить членораздельную речь, общаться с другими людьми. Кроме того, особое строение и сложная структура мозга предполагают логическое и аналитическое мышление. Потребность в социальном взаимодействии напрямую связана с морально-психологическими качествами, а именно любой человек в обществе получает определенные эмоции, выражает свои мысли, развивается. Благодаря особому строению тела, развитости опорно-двигательного аппарата человек трудится, создает условия для труда, изобретает инструменты. Исходя из всего вышесказанного стоит отметить, что биологическое и социальное неразрывно связаны в человеке.
Изучая данную тему, стоит обратить внимание на труды З. Фрейда и Ф. Гальтона, которые считали, что основное в человеке - это его природные качества, а общество – это враг, который убивает естественное в человеке, ограничивает, вгоняет в рамки и ставит запреты. Противоположное мнение имели Т. Мор, К. Маркс, В. И. Ленин. Они считали, что человек – социально-биологическое существо. Они не отрицали биологические начала в человеке, но полагали, что жизнь, развитие, воспитание в обществе - это ключевые условия развития личности. Существует и третья позиции, которую в своей работе отразили Н. П. Дубинин и И. Т. Фролов. Они являются основоположниками теории «Человек – сложный синтез» и считают, что человек – это синтез биологических и социальных начал, он живет по законам двух миров, но все-таки основные его качества – социальные.
Подводя итог, отметим, что биологические начала предшествуют социальным, тем самым прослеживается, что из природного вытекает социальное, духовное. Благодаря этому взаимодействию между двумя началами, можно выделить следующее определение человека – это существ универсальное и целостное, объединяющее в себе духовную, психологическую и физическую основы.
Соотношение элементов социального и биологического в личности преступника
Разберем соотношение социального и биологического в личности преступника. Во-первых, данное соотношение необходимо для определения индивидуальных особенностей лица, преступившего закон. То есть личность преступника – это совокупность индивидуальных качеств, обусловивших совершенное им преступное деяние. Исходя из этого отметим, что биологические и социальные начала являются детерминантами криминального поведения, интегрируясь в психологических качествах преступника.
Отметим, что непременным условием правильного решения вопроса в соотношении социального и биологического в преступном поведении является уровневый подход к исследуемым явлениям. Итак, разберем отражение биологического в преступных деяниях человека. Во-первых, биологические начала оказывают влияние на человека опосредованно. Например, насильственные преступления против личности, хулиганские поступки, агрессивное поведение. В частности, биологические факторы создают предрасположенность к определенному реагированию на ту или иную ситуацию. К примеру, сильный, неуравновешенный тип высшей нервной деятельности, соответствующий холерическому темпераменту, может предрасполагать к агрессивному поведению в ситуации фрустрации. Однако психологические исследования показывают, что агрессивное поведение в этой ситуации не наследуется, а усваивается, вырабатывается у человека, причем начиная с детского возраста.
Перейдем к социальным началам. Отмечается, что для преступников характерны социальная и ценностная дезадаптация, а также в их поведении присутствуют дефекты саморегуляции. Преступники резко отличаются от законопослушных граждан. Это проявляется в различном отношении к таким ценностям как общественно полезная деятельность, нравственность, эстетическое удовольствие, брак, семья, дети и так далее. Зачастую все это вырабатывается с детского возраста, а именно зависит отношения к ребенку как со стороны родителей, так и других окружающих. Исходя из этого отметим, что у преступников имеются физические аномалии и психическая неустойчивость, которые влияют на действия и поведение, кроме того косвенно облегчают действия преступников.
Характерологическими особенностями преступника и свойственными ему паталогическими личностными чертами, являются:
- мстительность;
- агрессивность и нетерпимость;
- пренебрежение социальными нормами и правилами поведения;
- цинизм;
- корыстность;
- отсутствие чувства вины за содеянное.
Подведем итог, что как биологические, так и социальные начала человека, несомненно, участвуют в детерминации преступности. Далеко не случайно в уголовном процессе проводятся и судебно-медицинские, и судебно-психологические, и судебно-психиатрические экспертизы. Но в человеке, как в личности главное - социальное. При любой природной основе различные социальные условия - воспитание, образование, окружение, образ жизни и другие факторы - способны сформировать как нравственно положительный, так и нравственно отрицательный облик личности и, следовательно, в конечном итоге именно они определяют ее сущность.