Необходимость существования приемов управления конфликтами
Конфликты являются стихийным явлением, которое может иметь существенные негативные последствия для организации. Развитием и решением конфликтов следует управлять, используя для этих целей инструменты диагностики и методы разработки стратегии действий в условиях конфликта. Конфликтный менеджмент предназначен для предупреждения возникновения деструктивных последствий.
Анализ конфликтной ситуации и разработка стратегии действий требует соблюдения некоторого плана действий и соблюдения методологических и технологических приемов. Для эффективного разрешения конфликтной ситуации необходимо выполнять некоторую последовательность действий. Приемы управления конфликтом касаются:
- Осмысления конфликтной ситуации;
- Отработки конфликтного менеджмента;
- Разработки механизма сдерживания конфликта;
- Создания технологий управления конфликтом.
Разрешение конфликта невозможно осуществить без осмысления причин его возникновения, а также понимания процессуальности конфликта через общие понятия и принципы его действия. Для разработки эффективной стратегии разрешения конфликта следует проанализировать ситуацию, условия и механизм конфликтного взаимодействия, субъектов конфликта и их характеристики, а также степень возможности решения конфликта.
Базовые принципы конфликтного менеджмента
- Принцип заинтересованности – необходимо быть искренне заинтересованным в конструктивных последствиях конфликтной ситуации, принимать во внимание воспитательные и учебные возможности конфликта, использовать конфликтную ситуацию как стимул для роста и личностного развития, а также сохранить у каждого из участников конфликта связанный с ним позитивный опыт;
- Принцип системности – при анализе причин возникновения конфликтной ситуации следует проводить глубинный анализ на нескольких уровнях, а также учитывать соотношение объективных и субъективных факторов, оказавших влияние на развитие конфликта;
- Принцип исключения односторонней ответственности – каждая из сторон, принимающих участие в конфликте, вносит в развитие конфликтной ситуации собственный вклад, который следует учитывать для успешного разрешения конфликта и во избежание негативных последствий;
- Принцип нейтралитета посредника – лицо, заинтересованное в разрешении конфликтной ситуации как третья сторона, должно занимать нейтральную позицию по отношению к конфликтующим;
- Принцип профилактики – существует множество потенциально конфликтных ситуаций, управление и контроль над которыми позволяет избежать возникновения конфликтов путем устранения его внешних и внутренних причин.
Деятельность по регулированию конфликта
Для успешного разрешения конфликтных ситуаций необходимо осуществлять некоторые универсальные действия:
- Институализация конфликта – разработка и закрепление норм и процедур по управлению конфликтом. К институализции относят такие меры, как запрет на применение насилия, ограничение сферы проявления конфликта, принятие всеми сторонами конфликта некоторого перечня правил и этических норм и т.п.;
- Легитимация процедуры управления конфликтом – признание сторонами конфликта справедливости правил его разрешения, документальное закрепление процедуры управления конфликтом;
- Структурирование конфликтующих групп – детерминизация состава участников конфликтной ситуации или конфликтующих групп, их лидеров и силы;
- Редукция конфликта – пошаговое ослабление напряжения в конфликтной ситуации, перевод конфликта с агрессии на более мягкий и безопасный уровень.