Причины конфликтов
Причины возникновения конфликтов – это объективные факторы, провоцирующие развитие конфликтов.
Так, по мнению В.Р. Дольника в основе конфликтов лежат специфические биологические программы, которые содержат информацию о том, что для необходимости выживания, борьбы за существование необходимо соревноваться со своими сородичами, бороться за ресурсы. Подобная стратегия характерна как для животных, так и для человека как биологического вида. Например, животные соревнуются за пищу, самку или место в стае. Человек имеет также стремление к сотрудничеству, которое заложено еще предками.
Такой автор, как Дж. Ролз, видел причину конфликтов в нарушении норм и правил социальной справедливости, при этом ущемляется чувство собственного достоинства, нарушается самооценка. Однако само понятие справедливости является относительным, оно соответствует тем нормам морали, которые в данный момент существуют в обществе. Порождение конфликта сопряжено с нарушением существующих и общепринятых норм справедливости, а также за счет столкновения различных представлений о них.
По мнению С.Ф. Фролова, причинами конфликтов выступают противоположные ориентации людей, которые вступают во взаимодействие друг с другом, имея при этом различные потребности. Он выделяет следующие причины возникновения конфликтов:
- различная идеология;
- экономические и социальные противоречия;
- противоречия между различными социальными структурами и общностями.
- психологические причины, например, когда индивиды по каким-либо причинам не удовлетворены своим положением в жизни или обществе, в рамках конкретной социальной группы;
- рабочие проблемы, например, проблемы взаимоотношений в коллективе, проблематичные отношения между начальником и подчиненным;
- неудовлетворенность отношениями с противоположным полом, например, когда партнеры не понимают друг друга, имеют длительные и вяло-протекающие отношения;
- наличие поведенческих факторов, например, поведение одного индивида создает проблемы для других, создает дискомфорт и т.д.
М.Х. Месконом, М. Альбертом и Ф. Хедоурном выделены причины конфликтов в производственной, организационной сферах:
- несправедливое распределение ресурсов (в рамках конкретной организации0;
- различные цели, преследуемые субъектами (чем больше недопонимания в рамках организации, тем больше взаимного недопонимания и между отдельными членами, так как все работники преследуют свои собственные интересы);
- различные ценности и их различное понимание (например, по-разному понимается какая-либо ценность, например, право высказывать свое мнение перед начальником);
- различные манеры поведения, наличие разного жизненного опыта (особенно, если люди длительное время работают вместе и знают разницу по данным позициям);
- наличие неудовлетворительных коммуникаций (например, когда между собой пытаются сотрудничать стороны, не имеющие ничего общего).
Факторы возникновения конфликтов
Понятие факторов возникновения конфликтов идентично причинам возникновения конфликтов, однако рассматривается в более широком значении:
- Информационные факторы. Недостаточное владение информацией по факту возникшего конфликта, интересов сторон, их потребностей, истинных мотивов.
- Ценностные факторы. Нарушение ценностей в рамках группы, организации, например, связанных с этикой, вероисповеданием, нормами поведения, нетерпимостью в адрес каких-либо социальных групп и т.д.
- Факторы отношений. Здесь имеются ввиду отношения между людьми, в том числе между противоположным полом. Например, данный фактор играет значение, когда возникает недопонимание, неудовлетворенность друг другом, один и партнеров уделяет мало времени друг другу и т.д.
- Поведенческие факторы. Подобные факторы подразумевают создание угрозы для безопасности людей, создание дискомфорта и т.д.
Рисунок 1. Объективные факторы возникновения конфликтов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Типы конфликтных личностей
Конфликтные личности имеют различные характеристики, которые показывают, способны ли они своим поведением усугубить или спровоцировать конфликты. Так, согласно теории Ф.М. Бородкина и Н.М. Коряка, можно выделить следующие типы конфликтных личностей:
- Демонстративный тип. Желает постоянно быть в центре внимания, готова применить для этого любые способы и методики. Отношение данного лица к другим определяется тем, как к нему относятся другие. В «поверхностных» конфликтах он способен выйти победителем, так как окружающие не воспринимают его всерьез и готовы уступить. В то же время он не боится конфликтов, чувствуя себя уверенно. Конфликт выступает в качестве способа демонстрации себя. Нередко демонстративный тип выступает в качестве источника конфликта, но не показывает это.
- Ригидный тип. Является подозрительным, имеет завышенную самооценку. Нуждается в самоутверждении, подтверждении собственной значимости. Не готов принять чужую точку зрения, обидчив. Нередко прямолинеен, не обладает гибкостью, в силу чего постоянно ввязывается в конфликты.
- Неуправляемый тип. Является импульсивным, непредсказуемо может повести себя в любой ситуации. Способен к вызывающему поведению и агрессии. Нуждается в регулярном подтверждении собственной значимости, может обвинить любого в своих неудачах. Планы – не его конек. Ошибки и прошлый опыт не обучают его.
- Сверхточный тип. Скрупулезен, предъявляет повышенные требования к себе, а также к окружающим. Является чувствительным к деталям и мелочам. Может не общаться с некоторыми категориями людей, так как ему показалось, что к нему негативно относятся. Сам страдает от своей сверхточности, что может привести к заболеваниям, например, к бессоннице.
- Бесконфликтный тип. Неустойчив, быстро меняет мнение. Непоследователен в своем поведении. Всегда хочет казаться «хорошим» для начальства. Отсутствует достаточная сила воли.
- Целенаправленно конфликтный тип. Конфликт использует для достижения своих целей, провоцируя его. Умеет манипулировать, например, с кем-то может быть ласков, а с кем-то – нет. Владеет техникой эмоционального спора.