Теоретические и эмпирические науки
Исходя из методов, которые используются в науках, науки делятся на:
- теоретические,
- эмпирические.
Слово «теория» пришло из древнегреческого языка, и в переводе оно означает мысленное рассмотрение вещей. То есть теоретические науки создают различные модели реально существующих объектов, явлений и процессов. В теоретических науках широко применяются абстрактные понятия, используются математические вычисления и идеализированные объекты. Это обусловливает возможность выявления существенных связей, законов и закономерностей изучаемых явлений, объектов и процессов. Например, для того, чтобы лучше понять закономерности процесса теплового излучения, в классической термодинамике использовалось понятие абсолютно черного тела, полностью поглощающего световое излучение, падающее на него. Большую роль в развитии теоретических наук играет принцип выдвижения гипотез, постулатов.
Например, в теории относительности А. Эйнштейном был принят постулат, согласно которому скорость света не зависит от движения источника излучения света. Данный постулат не дает объяснения, почему скорость света постоянна, а является исходным положением, то есть основой этой теории.
Слово «эмпирический» происходит от имени древнеримского философа Секста Эмпирика, который занимался медициной. Эмпирик утверждал, что в основе развития научных познаний должны находиться только данные опыта. Отсюда появилось понятие «эмпирический», что означало «опытный».
В современном значении данное понятие включает в себя и эксперимент, и традиционные методы наблюдения, такие как описание и систематизацию фактов, которые были получены без применения экспериментальных методов.
Слово «эксперимент» пришло из латинского языка, и в буквальном переводе означает «опыт, проба». То есть, эксперимент должен задавать вопросы природе. Для этого создаются специальные условия, которые обеспечивают возможность выявления действия объекта в данных условиях.
Теоретические и эмпирические науки тесно взаимосвязаны. Теоретические науки применяют данные, полученные эмпирическими науками, а эмпирические науки проверяют следствия, которые вытекают из теоретических наук. Для научных исследований необходима хорошая теория, а развитие теории не представляется возможным без творчески продуманного эксперимента.
В настоящее время вместо термина «эмпирические и теоретические» науки используется термины «теоретические исследования» и «экспериментальные исследования», которые представляются более адекватными. Введение данных терминов подчеркивает связь между теорией и практикой, которая в современной науке проявляется особенно ярко.
Эмпирический уровень познания
На эмпирическом уровне в качестве предмета исследования выступают свойства, отношения, связи объекта изучения, доступные чувственному восприятию. Важно отличать эмпирические объекты от объектов реальности, так как эмпирические объекты – это какие-либо абстракции, которые выделяют в реальности определенный ограниченный набор связей, свойств и отношений. Реальный объект обладает бесчисленным множеством признаков, а его свойства, связи и отношения его неисчерпаемы. Этим определяется гносеологическая направленность исследований на эмпирическом уровне, который предполагает исследование явлений и связей между ними и преобладание чувственного коррелята в исследовании.
Основной задачей эмпирических исследований является получение исходной информации об исследуемом объекте. Для этого в основном применяются методы наблюдения и эксперимента. Знание, формирующееся в ходе эмпирических исследований, выражается в форме эмпирического обобщения и научного факта.
Эмпирическое обобщение – закон – является результатом индуктивного обобщения опытов и является вероятностно-истинным знанием. Эмпирический уровень исследования преобладал в классическом естествознаний. Современные эмпирические исследования немыслимы без применения новейших средств исследования.
Теоретический уровень познания
Эмпирическое обобщение недостаточно для научного исследования. Для того, чтобы раскрыть причины и связи между изучаемыми явлениями, используются теоретические исследования.
В качестве цели теоретического исследования выступает установление законов и принципов, позволяющих объяснять, систематизировать, предсказывать факты, которые были установлены в процессе эмпирического исследования.
Да данном уровне познания изучение объекта осуществляется со стороны его сущностных связей, которые часто скрыты от непосредственного чувственного восприятия.
На теоретическом уровне исследования формируются законы, которые относятся не к реальности, заданной эмпирически, а к реальности идеализированных объектов, которые являются предметами теоретического исследования.
Теоретические объекты отличаются от эмпирических тем, что им присущи не только признаки, которые обнаруживаются в реальных объектах, но и те признаки, которые не присущи ни одному из реальных объектов. Например, материальная точка, которая представляет собой тело, лишенное размера, но которое сосредотачивает в себе всю массу.
Содержание теоретического знания не имеет непосредственного чувственного коррелята. Оно способно развиваться независимо от эмпирического исследования путем мысленного эксперимента, в котором присутствуют идеализированные объекты.
В современной науке считается неоспоримым тот факт, что теоретические открытия невозможно свести к тем чувственным данным, на которые они в какой-либо мере опираются. Логического перехода от эмпирических обобщений к теоретическим не существует.
Формирование внутренне дифференцированных и одновременно целостных теоретических систем означает переход науки на теоретический уровень, для которого характерным является появление теоретических моделей реальности. К примеру, такой моделью является молекулярно-кинетическая модель газа. Эти средства познания являются условием движения теоретической мысли, которая относительно независима от эмпирического исследования.