Уровни научного познания
Познавательная деятельность, абсолютно любая, осуществляется при помощи определенных приемов, которые выбираются либо на интуитивном уровне, либо исходя из сложившихся традиций. Такие приемы в науке получили названия методы, а методы, которые используются непосредственно в процессе научного исследования, носят название «научные методы познания».
Понятие метод означает способ теоретического и практического освоения действительности.
Важнейшими элементами процесса научного познания являются методология, методы и инструменты исследования.
Выделяют два уровня научного познания – теоретический и эмпирический.
Эмпирический уровень состоит из:
- наблюдения
- эксперимента
- группировки, классификации и описания результатов наблюдения и эксперимента
- моделирования.
Теоретический уровень включает в себя:
- выдвижение, построение и разработку научных теорий и гипотез
- теоретическое моделирование
- объяснение, предсказание и обобщение.
Отличием эмпирического уровня научного познания от теоретического является предмет. На обоих уровнях исследователь может проводить изучение одного и того же предмета, однако видение этого предмета на разных уровнях познания будет отличаться, соответственно, будет отличаться и его представление в знаниях одного и второго уровня. Также эмпирический и теоретический уровни познания отличаются по уровню отражения объективного мира, по характеру связи с практикой, по приемам познания и т.д.
Эмпирический уровень познания характеризуется тем, что знание получается из опыта, а качества и свойство объекта изучения доступны чувственному созерцанию. Результаты наблюдений и экспериментов являются эмпирической базой для теоретического познания.
Теоретический уровень, в отличие от эмпирического, опирается не на конкретные эксперименты, а на абстрактное мышление. В свою очередь, результаты, полученные эмпирическим путем, являются исходным пунктом для абстрактного мышления.
Конечной целью любого научного исследования является раскрытие сущности исследуемого явления. Однако, объяснение изучаемых явлений невозможно без их описания. Научное исследование проходит три стадии:
- эмпирическое исследование
- умозрительное исследование
- теоретическое исследование.
Эмпирическая стадия научного познания
На первой стадии происходит описание предмета исследование. после этого, если на основе имеющихся теоретических знаний не удается дать объяснение исследуемому явлению, то есть не представляется возможным получение требуемого результата, начинается стадия наблюдения.
Наблюдение – это процесс восприятия при помощи органов чувств (чувственное восприятие) и специальных приборов исследуемых явлений в естественных условиях. То есть, в процессе наблюдения исследователь не вмешивается в естественное течение событий. В отличие от чувственного познания, научное познание является организованным и целенаправленным, оно как правило связано с решением определенной задачи и конкретной научной проблемой.
В процессе наблюдения фиксируются количественные и качественные параметры объектов изучения, пространственно-временные характеристики, а также процессы изменения.
Результаты наблюдения зависят от органов чувств исследователя, от используемых в процессе наблюдения приборов и объективных свойств изучаемых явлений.
В результате эмпирического исследования происходит накопление научных фактов. Научный факт является первой исходной формой эмпирического познания. Факт науки определяется как достоверное знание, которое отображает объективные свойства явлений, результат описание и обобщения данных, полученных эмпирическим путем.
На следующем этапе эмпирического исследования происходит сравнение новых фактов между собой и с уже существовавшими до этого. Результатом такого сравнения может стать обнаружение зависимости фактов, что уже является эмпирическими законами.
Дальше, после обобщения фактов и выведения их зависимости возникает задача объяснения вновь полученного эмпирического знания. Если сделать это на основе существующих теоретических знаний не удается, исследование переходит на следующую стадию – умозрительную.
Умозрительная стадия научного познания
Умозрительное исследование начинается с того, что имеющееся знание «идеализируется». Происходит это следующим образом. У исследуемого объекта есть показатели и характеристики, выявленные эмпирическим путем. Предполагается, что один или несколько из этих характеристик стремится к нулю, а другие принимают предельные значения. Таким образом, получается идеализированный объект. В создании идеализированных объектов большую роль играют интуиция и творческое воображение. Творческий процесс в данном случае позволяет исследователю выйти за рамки теоретического познания.
Дальше умозрительное исследование продолжается в виде сопоставления идеализированных объектов между собой и уже имеющимися понятиями. В результате возникают умозрительные принципы. К примеру, в результате умозрительной деятельности Галилей, представив в воображении идеализированный объект – идеальный шар, который катится по идеально горизонтальной плоскости, сделал вывод о том, что в данных условиях шар не остановится. Данный умозрительный принцип стал основой принципа инерции, сформулированного Ньютоном.
Из совокупности умозрительных принципов строится умозрительная концепция. Из множества умозрительных концепций выбираются несколько, которые ложатся в основу исходных принципов новой теории. С этого момента начинается следующая стадия научного познания – теоретическая.
Теоретический этап научного познания
Так как умозрительных концепций может быть неограниченное количество, и не все они будут соответствовать действительности, являться осмысленными и непротиворечивыми, исследователь выявляется для себя некоторую структуру, которая может стать основой теоретического закона. Из данного теоретического закона выводятся следствия. В комплексе, теоретический закон и выведенные из него следствия образуют научную гипотезу. Далее происходит обоснование этой гипотезы, для этого проводятся логические и практические процедуры. На этом этапе большую роль играет эксперимент, сначала мысленный, затем реальный. Если в ходе эксперимента гипотеза подтверждается, она становится теорией.
Теория – это система логически взаимосвязанных предположений, которая отражает существенные внутренние связи исследуемой предметной области.