Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Естествознание Нового времени и проблема философского метода

Основные достижения естествознания Нового времени

Эпоха Нового времени охватывает период с 17 по 19 век. Особую роль в этом периоде сыграл 17 век. В это время зародилась современная наука, у истоков которой стояли Галилей и Ньютон.

В учении Галилео Галилея были заложены основы механического естествознания. До этого периода в науке общепринятым являлось выработанное Аристотелем понимание движения, которое сводилось к следующему принципу: движение тела происходит только при внешнем воздействии на него, и если воздействие прекращается, тело перестает двигаться. Это представление, как показал Галилей, является неверным. Вместо него Галилеем был предложен принцип инерции, согласно которому тело либо движется, не меняя направления и скорости, если на него не оказывается внешнее воздействие, либо находится в состоянии покоя.

Особое значение для становления механики имело исследование свободного падения тел. Галилей выявил, что скорость свободного падения тел не зависит от массы. Также Галилео установил, что траектория брошенного тела является параболой. Среди открытий Галилея экспериментальное обнаружение весомости воздуха, законы колебаний маятника. Ученый обеспечил условия для дальнейшего развития естествознания.

Исследования в области астрономии, обосновывавшие гелиоцентрическую систему мира, способствовали росту научного авторитета ученого.

Еще одним величайшим ученым этого времени, чьим творчеством завершалась научная революция 17 века, является Исаак Ньютон. Среди достижений Ньютона:

  • создание дифференциального и интегрального исчисления,
  • астрономические наблюдения,
  • исследования в области оптики.

Но самым главным достижением Ньютона является продолжение и завершение создания классической механики. Благодаря трудам Ньютона и Галилея в 17 веке механистические представления о мире становятся господствующими.

«Естествознание Нового времени и проблема философского метода» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 1

Ньютоном было сформулировано три основных закона науки, которые стали основой механики. А открытие закона всемирного тяготения стало дополнением к этим законам.

Главный труд Ньютона под названием «Математические начала натуральной философии» заложил основы классической физики.

Проблема философского метода в науке Нового времени

В процессе изучения природы сформировались два противоположных общефилософских метода – диалектический и метафизический.

Замечание 2

Метафизический подход предполагает изолированное изучение объектов и явлений окружающего мира, не учитывая их взаимосвязи.

При диалектическом подходе изучение объектов и явлений происходит с учетом их взаимосвязей и процессов их развития.

Одним из ярких представителей диалектического подхода был древнегреческий философ Гераклит, который обращал внимание на взаимосвязи и изменчивость в природе, а также высказывал мысли о беспрерывном движении и изменчивости в природе. Он отмечал, что одно и то же может быть противоположным. Например, морская вода одновременно чистая и грязная – для рыб она является спасением, для человека – отравой. То есть одну и ту же вещь можно оценить в различных отношениях.

В то же время в учениях некоторых философов этого периода были попытки доказать, что окружающий ми является неизменным, неподвижным. Такие воззрения проявились в науке Нового времени, и этот метод познания получил название метафизического.

Этот метод был полезен на определенном этапе научного познания, так как он облегчал процесс познания. В рамках этого подхода ученые изучали многие объекты и явления природы, проводили их классификацию. Ярким примером является научная деятельность Карла Линнея, который мыслил метафизически. Заслугой Линнея является создание классификации животного и растительного мира. принцип классификации он сформулировал в своем научном труде «Система природы», в которой определил следующую градацию представителей живой природы: класс, отряд, род, вид, вариация. По классификации Линнея живые организмы делятся на шесть классов, а растения – на двадцать четыре класса.

Замечание 3

Бинарная система при обозначении растений и животных, предложенная Линнеем, состоит из двух наименований – родового и видового.

Однако, Линней вышел за рамки метафизического метода познания. Распределив разновидности представителей живой природы, он не заметил развития в этом усложнении, считая виды животных и растений неизменными.

диалектические идеи взаимосвязи всего существующего в природе могли утвердиться в естествознании только после того, как будут изучены отдельные объекты, явления природы и их классификация. Например, без изучения отдельных разновидностей животного и растительного мира нельзя было бы обосновать процесс эволюции живой природы. То есть, важнейшее открытие Чарльза Дарвина могло быть совершено только после труда Карла Линнея, так как в результате проведенной им классификации появилась возможность сравнения различных видов растений и животных, начиная с простейших организмов, заканчивая человеком.

Научные открытия второй половины 18 века и первой половины 19 века открыли диалектический характер природных явлений.

Специальные научные теории развития, сформировавшиеся в геологии, биологии, космологии определяли естественнонаучное обоснование диалектического подхода развития мира. В этот период научные достижения естествознания опровергали метафизический подход к изучению природы, демонстрируя ограниченный характер метафизики. Метафизика тормозила дальнейший прогресс науки. Преодолеть возникшие трудности в теоретическом изучении науки могло только использование диалектического метода.

Таким образом, метафизический и диалектический методы научного познания являются двумя различными способами философского исследования окружающей реальности. Метафизический метод требует изучения начал и принципов объектов и явлений природы, которые являются постоянными и неизменными. А диалектический метод предполагает изучение всех объектов и явлений с учетом их взаимосвязи, процесса развития и изменения, а также рассматривает всеобщие механизмы развития.

Дата последнего обновления статьи: 15.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot