Живопись Киевской Руси - это один из видов изобразительного искусства на Руси IX-XII вв.
Главной тематикой древнерусской живописи была православная религия. Эта тема стала основной после принятия Русью крещения в 988 г. Вместе с новой религией, на Русь пришли и новые виды искусства, которые формировались под сильным византийским влиянием, и так в Киевской Руси появилась живопись. Она бывает нескольких видов:
- фреска;
- мозаика;
- станковая живопись (икона);
- книжная миниатюра.
Фрески и мозаики
Первая, как считается, каменная церковь была сооружена в Киеве в 966 г. (не сохранилась). Ее название - Десятинная – пошло от того, что на ее содержание шла десятая часть княжеских доходов. Она была полностью создана мастерами из Византии. Ее стены украшали фрески, а наиболее важные части были декорированы мозаикой: росписи были посвящены евангельским событиям, житию Богоматери, может быть, деяниям святых и апостолов.
Славились своей красотой фрески и мозаики новгородского Софийского собора, построенного Ярославом Мудрым в первой половине XI в. Кроме религиозных сюжетов они содержат изображения придворной жизни и охоты, музыкантов и скоморохов, птиц и зверей, а на одной из стен написаны портреты семьи Ярослава Мудрого.
Примечательным является и интерьер Успенского собора в Киево-Печерском монастыре, созданный византийскими мастерами в 1070-1080-х гг. Росписи его интерьеров стали каноничными и впоследствии послужили образцом для многих последующих росписей в соборах.
Главной же святыней Киевской Руси был Софийский собор в Киеве, построенный в первой половине XI в. В нем совершал богослужения митрополит, проводились важнейшие церемонии, имевшие государственное значение. Эти факторы и обусловили сложность и наполненность росписей Софийского собора, созданных греческими мастерами. Под центральным куполом находится огромное изображение Христа Пантократора, ниже располагаются изображения четырех евангелистов и двенадцати его учеников; в одной из апсид находится мозаика с фигурой Богоматери.
На этих примерах можно видеть, что первыми иконописцами на Руси были приглашенные из Византии мастера. Они также работали над фресками и мозаиками Михайловского Златоверхого монастыря в Новгороде, Георгиевской церкви в Старой Ладоге, Мирожского монастыря во Пскове. Русские мастера учились у них, поэтому к XII в. наблюдается становление живописных школ в разных русских городах – первыми из них стали киевская, новгородская и владимирская.
В XII в. во Владимире было возведено два знаменитых собора – Успенский и Дмитриевский, являющиеся ярким примером архитектуры домонгольской Руси. До нас дошла фреска из Дмитриевского собора со сценой Страшного суда, созданная русским и греческим мастерами.
Иконы
Икона всегда пишется по определенному канону и для каждого образа есть свои правила. Кратко охарактеризуем образы главного персонажа икон – Христа. Он изображается в нескольких основных видах:
- Мандилион – это лик Христа на плате;
- Керамидион – лик Христа на глиняной доске или черепице;
- Пантократор – представление Христа в виде Небесного Царя и Судьи: в рост, сидя на троне, по пояс или погрудно; в левой руке он держит Евангелие, правой делает благословляющий жест;
- Спас в силах – Христос сидящий на престоле с книгой;
- Спас Эммануил – образ Христа в 12-летнем возрасте;
- Христос Ветхий денми – Спаситель в облике седого старца.
Первыми иконами на Руси были те, что князь Владимир привез из Херсонеса, но до наших дней ни одна из них не дошла. Древнейшие из сохранившихся икон происходят из Великого Новгорода.
В XI в. для Софийского собора были созданы иконы «Спас Златая риза» и «Апостолы Петр и Павел». Первая из них византийского происхождения и изображает Христа на троне с Евангелием в левой руке. На второй иконе, созданной в Новгороде, представлены апостолы Петр и Павел в полный рост. Еще одним примером древнейших русских икон является «Святой Георгий», созданная в конце XI-начале XII в. Кроме того, она примечательная тем, что имеет две стороны: на одной изображен Святой Георгий в образе молодого воина, а на другой – Богородица Одигитрия.
В 1130-е гг. были созданы иконы «Устюжское Благовещение» и «Святой Георгий» (его образ вообще был очень популярен на Руси), созданный в полный рост. Примерно 1191 г. датируется икона «Спас Нерукотворный» с величественным обликом Христа.
Интересная история связана с иконой Божией Матери (Владимирская). Она попала на Русь из Византии в начале XII в. в качестве подарка киевскому князю Мстиславу. Некоторое время она находилась в монастыре Вышгорода, пока в 1155 г. Андрей Боголюбский не забрал ее сначала в свою резиденцию в Боголюбове, а затем – в Успенский собор во Владимире. В 1395 г., во время нашествия Тамерлана, она была перенесена в Москву для «божественной» защиты города. За все время своего существования она неоднократно то вывозилась из Владимира, то возвращалась в него. Она считалась главной русской иконой и «участвовала» в важных мероприятиях: по традиции, с XVI в. у Владимирской иконы в Успенском соборе русские государи венчались на царство, а также ее использовали и при процедуре избрания митрополитов и патриархов.
Книжная миниатюра
С приходом христианства на Руси получают распространение книги. Со временем русские мастера овладевают искусством оформления манускриптов. Древнейшей рукописной книгой Руси считается Остромирово Евангелие. Оно написано уставом – типом письма, происходящему от письма греческих литургических книг. При оформлении использовались краски с примесью золота в стиле, характерном для византийских манускриптов X-XI вв. В Остромировом Евангелии имеются три миниатюры, изображающие Евангелистов Иоанна, Луки и Марка. Узор орнамента ни разу не повторяется. Антропоморфные и зооморфные элементы, украшающие инициалы в Евангелии, демонстрируют влияние не только восточной, но и западной традиции.
Книжное искусство Новгорода XII в. представлено Мстиславовым Евангелием, которое было заказано князем Мстиславом для церкви Благовещения на Городище. В нем имеется четыре миниатюры с изображением евангелистов, скопированные из Остромирова Евангелия, но имеющие большее количество подробностей.
Таким образом, восприняв византийские традиции и добавив самобытные черты, русские мастера к XII в. сформировали собственную художественную традицию, представленную произведениями на религиозную тематику – фрески, мозаики, иконы, книжные миниатюры.