Славянское язычество — это система дохристианских представлений восточных славян об устройстве мира и человеке, основанная на мифологии.
Славянское язычество представляет собой самостоятельно сформировавшийся в I тысячелетии н.э. фрагмент индоевропейской религии, представленной в древнеиранских, древнеиндийских, древнегреческих и древнеримских текстах.
Славянское язычество понимается как стадия мировоззрения славян до их христианизации, и как особая типологическая культурная модель, формы и семантические категории которой существовали и после принятия христианства.
Формирование верований
Славянская религия сформировалась в процессе выделения славян во II—I тыс. до н.э. из индоевропейской общности во взаимодействии с религиями соседних народов. Поэтому славянская религия содержит значительный индоевропейский слой. К нему относятся следующие образы:
- бог грозы и дружины (Перун);
- бог скота и потустороннего мира (Велес);
- близнечные божества (Иван-да-марья, Ярило и Ярилиха);
- божество Неба-Отца (Стрибог);
- солнечное божество (Дажьбог);
- Мать Сыра-Земля и с ней связанная богиня прядения и ткачества Мокошь.
Очень близки к верованиям славян воззрения балтов. Это касается Перуна (Перкунаса), Велеса (Вельняса) и некоторых других. Много общего со скандинаво-германской мифологией: мировое древо, наличие драконов…
Исследователи видят параллели между Дажьбогом и кельтским Дагдой, а также Макошью и Махой. У ираноязычных племен славяне позаимствовали слово «бог», сменившее общеиндоевропейское обозначение. Возможно, слово «бог» получило исконно-славянское развитие, испытавшее только семантическое иранское влияние.
С расселением славян произошла дифференциация мифологии и обособление отдельных локальных вариантов, сохранявших общие характеристики общеславянской мифологии:
- мифология балтийских славян (племена северного междуречья Одера и Эльбы);
- мифология восточных славян;
- мифология южнославянских племен на Балканах;
- западнославянских племен в польско-чешской области.
Восточные славяне в своём пантеоне имели божеств иранского происхождения — Семаргл, Хорс и другие. Весьма малодостоверны и скудны данные о языческих богах чехов. Существуют свидетельства бытия Перуна и Велеса. Похожей ситуацией характеризуются и южнославянские земли. Прежде всего, находятся следы Перуна и Велеса, а также некоторых мифологических персонажей (Даждьбог, Мокошь, Троян). При разделении общности праславян сформировались племенные верования славян, которые имели региональные отличия.
Мифология восточнославянских племён могла испытать влияние мифологий тюркских, балтских, финно-угорских народов.
Основные черты
Главными чертами мировоззрения язычества славян являются уверенность в одушевлённость природы, культ предков и сверхъестественные силы, которые присутствуют в жизни каждого человека, низшая мифология, убеждённость в воздействии на мир средствами магии, антропоцентризм.
Единственным доказательно реконструируемым божеством является бог грома и молнии Перун. Лучше всего это божество сохранилось у восточных славян, где получило также черты покровителя князя и дружины.
Лешек Мошинский в своём исследовании показал, что праславянскими являются понятия дух, душа, рай, навь, упырь, волколак, треба. Языческое понимание души не одинаково с христианским. Душа не была нематериальной абстрактной сущностью, душой была личность человека, со смертью становившаяся навью. При этом среди прочих принявших христианскую веру европейцев только у славян понятие «рай» было коренным, а «ад» — заимствованным.
Культы божеств
Археологические и письменные данные свидетельствуют, что славяне имели идолов.
Идолы – это скульптурные изображения божеств.
Идолы были деревянными или каменными. Восточнославянских идолов отличает грубость и простота исполнения, а идолы западных славян были более сложны и искусны. Отличительной чертой западнославянских идолов является многоголовость.
Славяне своим идолам поклонялись в капищах – открытых святилищах. Обычно роль храмов у славян играл лес. Наличие храмовых помещений не зафиксировано, однако они могли быть деревянными, не оставив следов. На капищах осуществлялись обряды поклонения богам-идолам. Капища огораживались, их обязательным атрибутом был временный или постоянный костёр. Помимо идолов славяне поклонялись камням-валунам. На восточных окраинах славянских территорий, до прихода туда славян, священным камням поклонялись представители финно-угорских племен.
Митрополит Макарий в письме Ивану Грозному в 1534 году сообщал, что «скверные идольские мольбища сохранялись и до царствования великого князя Василия Ивановича», и что как мольбища используются «лес и камни и реки и болота, источники и горы и холмы, солнце и месяц и звезды и озера».
Жречество
По мнению историка В. В. Седова, у древних славян вождь совмещал военные, административные и религиозные функции, что характерно для военной демократии.
Племена славян к середине I тысячелетия нашей эры расселились на большой территории, поэтому у них сильно различались уровни развития общества. Южные славяне рано подпали под влияние христианства из Византии, поэтому говорить о жречестве в их среде не представляется возможным. Западные славяне значительно обгоняли восточных в уровне общественного развития, поэтому у балтийских славян жречество достигло значительного влияния, а иногда сосредоточивало и политическую власть в своих руках. У восточных славян сословие жречества находилось в стадии формирования, прерванном распространением христианства. Однако в дохристианские времена жрецы языческих божеств у восточных славян были. Их было не много — больше было знахарей, колдунов, гадателей. Их основными функциями были лечение ритуалами, заговорами и естественными лекарственными средствами; любовная и защитная бытовая магия (с помощью зелий, амулетов, ритуалов, оберегов и т. п.); гадания и предсказания — по крику животных и птиц, застыванию воска и олова; вспоможение при родах.