Причины введения министерств
Начинал Александр І в духе просвещенного абсолютизма. Он подтвердил права российского дворянства и городов, предоставленных Екатериной II и на некоторое время отмененных Павлом. По результатам амнистии было освобождено 12 тысяч заключенных. При императорском дворе был создан Постоянный совет. Он состоял из 12 высших чиновников. Совет ликвидировал противоречия в законах, проводил реформы. Вскоре Постоянный совет был переименован в Государственный совет, а для организации его работы было создано Государственную канцелярию, которую возглавил один из самых талантливых чиновников той эпохи М. Сперанский.
8 сентября 1802 г. Александр І объявил Сенат высшим органом империи, придав ему высшую административную, судебную и контролирующую власть. Однако, на самом деле, Сенат оставался зависимым от императора, Государственного совета и Государственной канцелярии.
Особенно остро проявилась проблема государственного управления. В коллегиях процветало взяточничество и казнокрадство.
В 1802 г. вместо коллегий было создано 8 министерств:
- народного просвещения и юстиции;
- морское;
- военное;
- коммерции;
- финансов;
- иностранных дел;
- внутренних дел.
Однако создание министерств почти не дало положительных последствий – проблему коррупции так и не удалось преодолеть. Но это был серьезным преобразованиям в те времена.
Преимущества нововведенной системы
Министерства как центральные органы управления по сравнению с коллегиями имели ряд преимуществ:
- Принцип коллегиальности (или коллективности) управления. Это означало, что решения в коллегии принимались не единолично, а советом из должностных лиц.
- Возглавлял каждое министерство министр, который имел широкие полномочия в его сфере деятельности. Но в то же время он мог понести за деятельность, в случае проблем, личную ответственность.
- Коллегии часто вызывали нарекания часто именно из-за того, что была неясность полномочий от этого – безответственность членов коллегиальных советов.
- По сравнению с коллегиями, министерства были поделены между министерствами более разумно и ясно. Как уже было сказано, в 1802 г. было создано 8 министерств: Морское, Военное, Финансов, Иностранных дел, Коммерции, Юстиции, Внутренних дел и Народного просвещения. Некоторые из них возникли на основе бывших коллегий, остальные (например, Министерство народного просвещения) – стали совершенно новыми для Российской империи учреждениями.
Министерство народного образования впервые централизовало государственное руководство школьной системой. В основу системы образования были положены принципы доступности учебных заведений, бесплатности обучения на начальных его стадиях, преемственности учебных программ. Согласно школьному уставу 1804 г., учебные заведения разделены на четыре уровня: одногодичные приходские училища, уездные училища с трехлетним обучением, шестилетние гимназии в губернских городах и университеты. Было образовано шесть учебных округов, которые возглавлялись назначаемыми императором попечителями. Они выполняли функции надзора и контроля, но за учебный процесс в округе отвечали университеты: готовили программы, выдавали учебники, назначали учителей в гимназии и училища и др.
Дальнейшие изменения
В будущем министерская система претерпевала различные изменения:
- В 1811 г. Министерство коммерции было ликвидировано, оно вошло в состав Министерства финансов
- по мере необходимости создавались новые министерства, например, Государственных имуществ, Путей сообщения и т. д.
- важно отметить, что появилась «линейная система», сущность которой заключалась в том, что местные органы власти, выполнявшие определенные задачи по управлению, оказывались в подчинении у соответствующих им центральных органов.
В подчинении у министра внутренних находились губернаторы, которым подчинялись капитан-исправники в уездах.
По этой определенной «линии» осуществлялось управление страной:
- Сбор податей, решения, которые касались прочих финансовых вопросов проходило через Министерство финансов в центре, казенную палату – в губерниях и уездное казначейство.
- Губернские и уездные суды напрямую подчинялись Министерству юстиции;
- Учебные заведения в свою очередь были в ведении Министерства народного просвещения.
Итак, можно утверждать, что министерская реформа, которую провел Александр I, окончательно завершила создание в Российской империи единой и централизованной системы государственного управления.