Пермь Великая (Пермское княжество) — это историческая область и средневековое коми-пермяцкое княжество на Верхней Каме, в междуречье Камы, Колвы, Вишеры и Язьвы. Его межплеменным центром была Чердынь, резиденцией верховного князя — Покча, духовный центром – Искор. Археологически княжество располагалось на территории родановской культуры. Оно находилось в зависимости от Московского княжества и формально до 1472 года подчинялось Новгородской республике.
Предыстория
В древнерусских текстах топоним «Пермь» до XIV века упомянут 6 раз:
- В Повести временных лет (созданная в 1113 году недатированная часть) «Пермь» упоминается два раза— в перечне народов между чудью и печерой и в списке народов, которые «дают дань Руси» между мордвой и печерой (Ипатьевский список);
- В Новгородской четвертой летописи есть сообщение, что пермские земли платили дань Новгороду;
- Договор 1264 года Ярослава Ярославича с Новгородом ставит Пермь рядом с Печорой и Югрой, причём» в список новгородских владений вводит топоним «Колопермь»;
- Колопермь и Пермь указаны в грамоте 1304—1305 годов как новгородские владения;
- В 1324 году Пермь Великая упоминается в летописи в связи с поездкой Юрия Даниловича в Золотую орду.
Главным первоисточником по истории включения Коми в состав русского государства является Вычегодско-Вымская летопись.
Вычегодско-Вымская летопись – это единственный сохранившийся до нашего времени летописный свод, созданный на территории Коми. Ее авторами были усть-вымские церковнослужители.
Прикамье лежало на пересечении торговых путей. По мнению А. С. Лобановой и П. А. Корчагина Чердынь, располагалась на перекрёстке водно-волоковых путей.
Большинство историков считают, что первоначальным идентифицированным населением западного Урала следует считать разные финно-угорские народы, относящиеся к уральской языковой семье. Во время Великого переселения народов на территории Приуралья появляются тюркские племена.
Значительная доля финно-угорских племён во главе с венграми покинули Пермские пределы и переселились на Дунай. В X веке Прикамье попало под власть волжских булгар, и было их колонией. В арабских хрониках территория Великой Перми известна в качестве Верхней Булгарии или страны Вису. Через неё проходил торговый путь в Сибирь. Многочисленные находки археологов на берегах Камы персидских монет и произведений искусства — «Закамское серебро» — свидетельствуют о широком масштабе пушной торговли. Также на территории Перми Великой (включая северные районы) рано зародилась металлургия. Недалеко от села Оралово обнаружены тигли и литейные формы для литья меди, которые относятся к X—IX векам до н.э. (Ананьинская культура).
Археологически Пермь Великая относилась к Родановской культуре (IX—XV вв.). Ее металлургическим центром было расположенное вблизи современных Березников поселение, археологам известное как Чашкинское. Оно существовало в IX—XIII веках. В послемонгольский период металлургическими центрами в Прикамье были расположенные в бассейне Зырянки селища Пермяково, Абрамово и городище Семино.
Пермская земля в составе Новгородской республики (XII — начало XV веков)
К XII веку пермские земли попали в зависимость от Новгородской республики и до 1471 года совместно с Югрой упоминаются в договорах 1264, 1304—1305 и 1471 годов как новгородские «волости». Известно, что в XII веке пермские и югорские земли платили дань Новгороду. Новгородская летопись сообщает, что в 1187 году:
«…избъени быша данникы Перемские и Югорскии, а друзии за Волоком, и паде голов о сте кметей».
В XIII веке нашествие монголов разгромило Волжскую Булгарию и большинство русских княжеств. Множество беженцев разных народностей нашли приют в спокойной и малозаселённой Пермской земле, защищённой лесами и болотами.
Из сообщений летописей следует, что тогда новгородцы уже посылали в югорские и пермские земли сборщиков дани и что местное население иногда оказывало сопротивление. Сбор дани с Прикамья Новгород продолжал и после татаро-монгольского нашествия. Иван Калита в 1322 году
«…приде из орды, и взверже гнев на Новгород, прося серебра Закамского…».
Проникновение русских в Прикамье (XIII—XIV века)
В XIII—XIV веках Прикамье использовали владимиро-суздальские (а позднее и произошедшие от них московские) князья как транзитную территорию. В среднем Поволжье и низовьях Камы с X века располагалось мусульманское тюркоязычное государство Волжская Булгария. Существует версия, что в Верхнем Прикамье в XI веке существовали булгарские фактории, но она не принята всеми историками. При раскопках археологических памятников родановской культуры найдено мало предметов булгарского происхождения. Булгарская керамика составляет менее 1 % от массы керамических изделий в родановских поселениях Северного Прикамья.
Несмотря на то, что большая часть археологических памятников верхнего Прикамья (поселений и могильников) была обнаужена в дореволюционный период, ученый Л.Д. Макаров сделал вывод, что в XI веке в регион шёл активный поток предметов. Например, около Чермоза найдены обломок каролингского меча и фрагмент рукояти древнерусского меча.
В начале XIII века к северо-западу от Верхнего Прикамья был основан принадлежавший Владимиро-Суздальскому княжеству Великий Устюг. Через верховья Камы из Великого Устюга проходил путь в Волжскую Булгарию, который использовали русские князья. Когда в 1220 году Юрий Всеволодович организовал на Волжскую Булгарию поход, один из полков был послан из Устюга на верховья Камы. После разорившего русские княжества и Волжскую Булгарию татаро-монгольского нашествия, использование Прикамья продолжалось для транзитной территории. Когда московский князь Юрий Данилович в 1324 году совершал поездку в Золотую Орду, то он «пошел на Пермь Великую и приде по Каме реке». В 1409 году флотилия новгородского боярина Анфала Никитина осуществила поход в Волжскую Булгарию по тому же маршруту, что и князь Юрий Всеволодович в 1220 году: 150 кораблей направились по Волге, а 100 во главе с Анфалом по Каме.