Фабричное законодательство — это свод законов и правил, которые регулировали права и обязанности заводских рабочих и их отношения с работодателями на территории Российской империи.
Предыстория
Несмотря на слабое развитие промышленности, осознание необходимости фабричного законодательства в России появилось в середине XIX века. Комиссия 1859 года пересмотрела устаревший устав о промышленности, а последующие комиссии разрабатывали вопросы регулирования найма рабочих, ограничения труда детей и женщин. Комиссии по разработке законопроектов в трудовой сфере известны по именам их руководителей:
- комиссия Штакельберга (1859—1862);
- комиссия Игнатьева (1870—1872);
- комиссия Валуева (1874—1875).
Разработанные этими комиссиями проекты не получали законодательной силы и, если не считать принятого при Екатерине II в 1785 году правила о десятичасовом рабочем дне в ремесленных заведениях, первым действительным актом в сфере фабричного законодательства стал закон от 1 июня 1882 года «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах».
Законы 1882 и 1885 годов
Закон от 1 июня 1882 года установил:
- запрет на труд детей до 12 лет;
- ограничение рабочего времени детей 12-15 лет 8 часами в день (смена не более 4 часов без перерыва);
- запрет ночной и воскресной работы;
- запрет применения детского труда на вредных производствах.
Владельцы предприятий обязывались предоставлять возможность детям, не получившим образования, посещать школу не менее 18 часов неделю или 3 часов в день.
Государственный совет ограничил сферу действия закона одними лишь фабриками. Закон должен был вступить в силу 1 мая 1883 года, но по просьбе фабрикантов введение закона было отсрочено на 1 год, причём по разрешению министра финансов ещё два года допускались работы детей до 12 лет и ночные работы детей 12-15 лет.
Одновременно был учрежден институт фабричной инспекции, наблюдавший за исполнением закона и назначены главный и два окружных инспекторы, на первых порах занимавшиеся изучением фабричного быта. 12 июня 1884 года был издан закон о школьном обучении детей и сделано изменение в законе 1882 года, допустившее непрерывную шестичасовую работу детей вместо двухсменной восьмичасовой. Состав инспекции вырос до девяти окружных инспекторов с десятью помощниками.
Закон от 3 июня 1885 года «О воспрещении ночной работы женщинам и несовершеннолетним на фабриках, заводах и мануфактурах» запретил ночную работу женщин и несовершеннолетних до 17 лет на шерстяных, полотняных и хлопчатобумажных фабриках. Министр финансов мог распространить действие этого закона на остальные отрасли, однако сделал это только для вредных работ в спичечном и фарфоровом производствах. В 1897 году закон был распространен на текстильное производство.
Эти законы имели характер временных правил. Министр финансов имел право через два и три года внести окончательные предположения в Государственный совет. Затем срок был продлен до 1890 года. Законопроект министра финансов И. А. Вышнеградского, внесённый в 1890 г., ослаблял значение законов. Отныне малолетних рабочих могли привлекать к работе в две смены длительностью 4,5 часа. В стеклянном производстве разрешалось ставить детей на 6 часов ночной работы. Понятие ночного времени сокращалось до промежутка с 10 часов вечера до 4 часов утра. Закон «Об изменении постановлений о работе малолетних, подростков и лиц женского пола на фабриках, заводах и мануфактурах и о распространении правил о работе и обучении малолетних на ремесленные заведения» был утверждён императором 24 апреля 1890 года.
Закон 1886 года
Введение названных законов совпадало с промышленным кризисом, а поскольку правил, которые регулировали бы взаимоотношения рабочих и предпринимателей в законодательстве не существовало, то кризис тяжело отразился на рабочих.
Разнообразие порядков, установившихся на фабриках, давало простор произволу, что привело к крупным беспорядкам на фабриках Московской и Владимирской губерний.
Вскоре был принят закон 3 июня 1886 года. Устанавливался порядок найма и увольнения: в течение недели каждому рабочему выдавалась расчётная книжка, и ее принятие считалось актом заключения договора о найме. Регулировался ряд аспектов взаимоотношений администрации с рабочими. Запрещалось расплачиваться с рабочими хлебом, товаром, условными знаками и иными предметами, а также брать проценты за выданные в долг деньги. Запрещалось взимать плату за освещение мастерских, врачебную помощь и использование орудий производства. Наводился порядок в деятельности харчевых лавок, снабжающих рабочих продуктами питания: фабричная инспекция утверждала расценки и ограничивала ассортимент товаров. Разрешалось взыскание штрафов только за прогул», «за неисправную работу» «и за «нарушение порядка»; устанавливался максимальный размер штрафов. Их общая сумма не могла превышать треть заработка рабочего. Запрещался перевод штрафных денег в прибыль, составлялся штрафной капитал, который расходовался лишь на пособия рабочим. Вводилась ответственность фабрикантов за нарушения правил. На фабричную инспекцию возлагались контроль за соблюдением правил, регулирующих трудовые отношения, рассмотрение жалоб рабочих и урегулирование конфликтов, рассмотрение и утверждение табелей, такс, правил и расписаний внутреннего распорядка.
Закон 1897 года
2 июня 1897 года был принят закон «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности». Этот закон вводил ограничение рабочего времени на фабриках и заводах для мужчин 11,5 часами, а при работе в ночное время, в субботу и в предпраздничные дни — 10 часами. Для детей и женщин рабочий день ограничивался 10 часами. Закон запретил работы в воскресенье и установил 14 обязательных праздничных дней. По отдельному соглашению рабочие могли выходить на работу в воскресный день вместо будничного. Сверх установленного в законе рабочего времени можно было по особому договору организовывать сверхурочные работы.